Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 мая 2012 года Дело №2-409/2012 Аскизский районный суд Республики Хакасия в с. Аскиз В составе: председательствующего Т.Э. Булавиной при секретаре Е.А. Ахпашевой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования *** сельсовет о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации *** сельсовета о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в этих целях в срок до <дата> в <адрес>, к естественному водоисточнику (реке ххх, протекающей через населенный пункт) выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее <размер> м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; обеспечить противопожарные расстояния от границы застройки сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов не менее <количество> метров - выполнить вырубку лесного массива начиная непосредственно с границы застройки по <адрес>; на <адрес>, к естественному водоисточнику (реке ххх, протекающей непосредственно возле населенного пункта) выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее <размер> м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоема (водоисточника - река ххх), а также по направлению движения к нему установить указатели; на <адрес> обеспечить противопожарные расстояния от границы застройки сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов не менее <количество> метров - выполнить вырубку лесного массива непосредственно с границы застройки строений жилого дома, мотивируя свои требования тем, что истцу в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности поступила информация Территориального отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> о проведении проверки, по результатам которой установлены нарушения названного законодательства, допущенные администрацией *** сельсовета. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 05.05.2004 № 20 (ред. от 15.02.2011) «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия» в состав территории МО *** сельсовет входят земли населенных пунктов с. <адрес>, ст. <адрес>, ст. <адрес>. Из информации предоставленной специалистами Территориального отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> следует, что в МО *** сельсовет установлены нарушения требований Федерального закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В МО *** сельсовет в с. <адрес> противопожарные расстояния от границы застройки сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляет менее <количество> метров (лесной массив начинается непосредственно с границы застройки по всем <адрес>, что является нарушением ч. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В нарушении ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ в с. <адрес> к естественному водоисточнику (реке ххх, протекающей непосредственно возле населенного пункта) отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее <размер> м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Также на ст. <адрес>, к естественному водоисточнику (реке ххх, протекающей непосредственно возле населенного пункта) отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее <размер> м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Согласно п. 90 Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В нарушении приведенной нормы законодательства на ст. <адрес> у водоема (водоисточника - река ххх), а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Определением Аскизского районного суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен Государственный комитет по лесу <адрес>. В судебном заседании помощник прокурор <адрес> Холявко А.В., действующий на основании распоряжения, исковые требования уточнил, просил суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в срок до <дата>, путем создания противопожарных барьеров в с. <адрес>: ул. <адрес>, № № - протяженностью <количество> м; ул. <адрес>, № - протяженностью <количество> м; ул. <адрес>, №, № - протяженностью <количество> м.; ул. <адрес>, №, №, № - протяженностью <количество> м.; ул. <адрес>, № протяженностью <количество> м.; <адрес>, с № по № - протяженностью 1500 м.; выполнить подъезд к естественному водоисточнику (реке ххх протекающей через населенный пункт) с твердым покрытием размерами не менее <размер> м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; на ст. <адрес> выполнить подъезд к естественному водоисточнику (реке ххх протекающей через населенный пункт) с твердым покрытием размерами не менее <размер> м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоема (водоисточника - река ххх), а также по направлению движения к нему установить указатели. Ответчик глава администрации МО *** сельсовет Щекочихин А.А., действующий на основании Устава, в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - начальник Отдел надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес>- главный государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору Сагалаков К.А., действующий на основании удостоверения, в судебном заседании выразил согласие с доводами прокурора о необходимости устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории МО *** сельсовет. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственного комитета по лесу <адрес> Журба М.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований истца, указав, что предложенная истцом мера обеспечения противопожарного расстояния до лесных массивов путем создания противопожарных барьеров, включающих очистку прилегающей к поселению территории лесного фонда от горючих материалов (уборку естественной захламленности, сухой травы, бытового мусора и т.д.), проведение минерализованных полос, при необходимости поднятие кроны хвойных пород деревьев в прилегающих насаждениях, наиболее целесообразна. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 05.05.2004 № 20 «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия» в состав территории МО *** сельсовет входят земли населенных пунктов с. <адрес>, ст. <адрес>. Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» закреплено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно - правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. При этом, в силу ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ч. 2 ст. 9 Закона Республики Хакасия № 34-ЗРХ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и ст. 14 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Согласно ч. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Требования пожарной безопасности содержатся в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждены Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее ППБ 01-03). Согласно п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом п. 94 ППБ 01-03 определено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно акту проверки от <дата> №, составленному отделом надзорной деятельности <адрес> ГУ МЧС России по <адрес>, по адресу: <адрес>, на основании распоряжения № от <дата> была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации муниципального образования *** сельсовет <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения в <адрес> (население <количество> человек, расположен в лесном массиве): к естественному водоисточнику (рек ххх протекающую через населенный пункт) отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размерами не. менее <размер> м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, ст. 19 Федерального закона от 21декабря 1994 г. № 69-ФЗ, п. 94 ППБ 01-03; противопожарные расстояния от границы застройки сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляет менее <количество> метров (лесной массив начинается непосредственно с границы застройки по всем <адрес> <адрес>), ч.15 ст. 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. В п.ст. <адрес> (население <количество> человек): к естественному водоисточнику (реке ххх, протекающей непосредственно возле населенного пункта) отсутствует подъезд- с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее <размер> м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, ст. 19 федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 94 ППБ 01-03; у водоема (водоисточника река- ххх), а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), п. 90 ППБ 01-03. В соответствии с предписанием Отдела надзорной деятельности <адрес> Главного Управления МЧС России по <адрес> № от <дата> вышеперечисленные нарушения ответчику установлены срок до <дата> устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Согласно акту обследования от <дата>, инспектором ОНД <адрес> ФИО6 проведено обследование населенных пунктов МО *** сельсовет по соблюдению пожарной безопасности, по результатам которого установлено в с.<адрес> требуется провести вырубку лесных насаждений по следующим улицам, прилегающих вплотную к лесному массиву: по <адрес>, №- протяженностью <количество> метров, по <адрес>, дом №№ - протяженностью <количество> метров, по улице <адрес>, дома №№, № -протяженностью <количество> метров, по улице <адрес>, дома №№, №,№- протяженностью <количество> метров, по улице <адрес>, дом №- протяженностью <количество> метров, по <адрес>, дома с № по №- протяженностью <количество> метров. В материалах дела отсутствуют сведения, достоверно свидетельствующие о соблюдении администрацией МО *** сельсовет положений ч. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п.90,94 ППБ 01-03, а также о совершении каких-либо конкретных мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, закрепленные ч.1 ст.20, ч. 1 ст.40, ст.42 Конституции РФ. Следовательно, исходя из законной обязанности администрации МО *** сельсовет по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и отсутствие доказательств устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, а также возражений относительно заявленных требований, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Таким образом, суд находит разумным предложенный истцом срок для устранения ответчиком выявленных нарушений до <дата>. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ : Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования *** сельсовет устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в срок до <дата>, путем создания противопожарных барьеров в селе <адрес> по <адрес>, №- протяженностью <количество> метров, по <адрес> - протяженностью <количество> метров, по <адрес>, № № -протяженностью <количество> метров, по <адрес>, №,№- протяженностью <количество> метров, по <адрес> лог, <адрес>- протяженностью <количество> метров, по <адрес>, дома с № по №- протяженностью <количество> метров. Обязать администрацию муниципального образования *** сельсовет, в срок до <дата>, выполнить в селе <адрес> подъезд к естественному водоисточнику- реке ххх, протекающей через данный населенный пункт, с твердым покрытием размерами не менее <размер> м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Обязать администрацию муниципального образования *** сельсовет в срок до <дата>, выполнить на станции <адрес> подъезд к естественному водоисточнику, реке ххх, протекающей через станцию <адрес>, с твердым покрытием размерами не менее <размер> м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Обязать администрацию муниципального образования *** сельсовет в срок до <дата>, выполнить на станции <адрес> у водоисточника- реке ххх, а также по направлению движения к нему установить указатели. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд РХ. Председательствующий Т.Э. Булавина Мотивированное решение изготовлено <дата>. Судья Т.Э. Булавина