Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2011 г. с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Аевой И.И.,
при секретаре Чебодаевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вилесовой <данные изъяты> к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Вилесова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет (далее МО Вершино-Тейский поссовет) о предоставлении жилого помещения в пос. Вершина-Теи Аскизского района Республики Хакасияв в соответствии с социальными нормами, мотивируя требование тем, что она является сиротой, поскольку ее родители умерли, мать ФИО3 -ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4-ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она в ДД.ММ.ГГГГ была определена под опеку тети ФИО5 и проживала с опекуном в пос. Вершина-Теи Аскизского района. Между тем, будучи сиротой, состоя на льготной очереди за № в администрации МО Вершино-Тейский поссовет на получение жилья, орган местного самоуправления в нарушение прав и законных интересов не обеспечивает ее жилым помещением, тогда как ни в собственности, ни по договору социального найма она жилья не имеет.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были привлечены к участию в процессе в качестве третьего лица на стороне ответчика - отдел опеки и попечительства администрации муниципального образования Аскизский район, соответчика- администрация муниципального образования Аскизский район ( далее администрация МО Аскизский район).
В судебном заседании истица Вилесова Е.В., ее представители Боргоякова Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Рядчиков В.А., уточнили требование, просили обязать ответчиков предоставить Вилесовой Е.В. жилое помещение на территории пос. Вершина-Теи Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма за счет средств бюджета Республики Хакасия, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что Вилесова Е.В. по месту выявления на территории <адрес> не имеет закрепленного жилого помещения, в связи с чем, ей должно быть предоставлено жилье по месту жительства, каковым с ДД.ММ.ГГГГ г. является <адрес>.
Представитель ответчика администрации МО Вершино-Тейский поссовет Попов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, в иске отказать, ссылаясь на то, что администрация МО Вершино-Тейский поссовет не наделена государственными полномочиями по вопросам опеки и попечительства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению жилыми помещениями лиц данной категории.
Представитель ответчика администрации МО Аскизский район Новикова Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, суду пояснила, что Вилесова Е.В. проживала на территории <адрес>, где в ДД.ММ.ГГГГ г. осталась без попечения родителей. При определении под опеку ФИО5 истица имела закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>, которое впоследствии было признано ветхим и подлежащим сносу, в связи с чем, другое жилое помещение должен предоставить Вилесовой Е.В. орган местного самоуправления по месту жительства, которое она имела на момент утраты родительского попечения. Кроме того, муниципальный район не наделен полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот, данное обязательство не отнесено к вопросам местного значения.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МО Аскизский район Тохтобина Е.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила в иске отказать, пояснив суду, что действующим законодательством Республики Хакасия право на предоставление жилого помещения имеют только те лица из числа сирот, которые на момент выявления и первичного устройства не имели его, тогда как за истицей жилое помещение закреплялось на территории <адрес>, в связи с чем право на получение жилого помещения истица может реализовать на указанной территории.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.)дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 09 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
В судебном заседании установлено, что Вилесова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями являлись ФИО4, ФИО3, умершие ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Постановлением главы администрации пос. Вершина-Теи от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Вилесовой Е.В. была назначена ФИО5, проживающая по адресу: <адрес>, последняя умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
В данном постановлении указано, что за несовершеннолетней Вилесовой Е.В. закреплена жилая площадь в <адрес>, информация о закреплении жилого помещения также отражена в ответе начальника управления образования ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, в справке главы Кортузского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ указано, что за Вилесовой Е.В. в <адрес> жилье не закреплялось.
С целью устранения противоречий по инициативе суда были направлены запросы, ответы на которые подтвердили тот факт, что за истицей жилое помещение не закреплялось.
Так, из сообщения главы <адрес> ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что семья ФИО3 проживала в <адрес> по адресу: <адрес>, данная квартира в настоящее время находится в непригодном для проживания состоянии, при этом документов о закреплении жилья за Вилесовой Е.В., либо о принадлежности ей какого-либо жилья не имеется, в очереди на получение жилья по договору социального найма она не состоит.
Согласно сведениям зам. начальника отдела образования администрации <адрес> ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по указанному выше адресу за Вилесовой Е.В. не закреплялось, на территории <адрес> жилого помещения в собственности она не имеет.
Отсутствие закрепленного или принадлежащего на праве собственности жилья у Вилесовой Е.В. на территории <адрес> подтверждается справкой главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями <данные изъяты> отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», сообщением государственного регистратора <данные изъяты> отдела УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, с родителями истицы Вилесовыми В.А., Л.С. договор социального найма жилого помещения не заключался, закрепленного муниципального жилья они не имели (справка главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).
При установленных обстоятельствах, суд исходит из того, что истица Вилесова Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В связи с отсутствием жилья, ДД.ММ.ГГГГ Вилесова Е.В. обратилась к исполняющей обязанности главы администрации Аскизского района Новиковой Г.В. с заявлением о постановке на льготную очередь для получения жилья по договору социального найма по МО Вершино-Тейский поссовет.
К заявлению ею были приложены документы, подтверждающие статус лица из числа детей-сирот, отсутствие жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии администрации Аскизского района данное заявление было рассмотрено и принято решение о включении Вилесовой Е.В. в льготный список граждан нуждающихся в жилом помещении (выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО Вершино-Тейский поссовет была направлена рекомендация о рассмотрении вопроса о постановке на льготную очередь Вилесовой Е.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок-сирота, в связи с чем, органом местного самоуправления она была включена в льготную очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
На момент рассмотрения спора, согласно справок главы администрации МО В-Тейский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, истица состоит в очереди на получение жилья в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот под № № в ДД.ММ.ГГГГ г. она прошла перерегистрацию, т.е. подтвердила свой статус и нуждаемость.
Из пояснений истицы следует, что в ДД.ММ.ГГГГ г. она закончила обучение, в настоящее время работает и проживает в <адрес>, т.е. право на получение жилого помещения у нее наступило, но до настоящего времени оно не реализовано.
Данный вывод основан на том, что согласно предоставленных справок с Аскизского филиала ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлений государственного регистратора Аскизского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17, ДД.ММ.ГГГГ, справки администрации МО Вершино-Тейский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма Вилесова Е.В. не имеет.
Следовательно, во исполнение положений Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» жилым помещением истица по месту жительства не обеспечена, в том числе и по причине того, что органами опеки и попечительства, реализовывающими в силу ст. 123 СК РФ защиту прав и интересов детей-сирот, контроль за обеспечением социальных гарантий Вилесовой Е.В. должным образом не осуществлялся.
Орган опеки и попечительства фактически ограничился получением справки председателя <данные изъяты> комитета общественного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилплощади за Вилесовой Е.В., не затребовав об этом постановление надлежащего органа, в дальнейшем не отслеживая наличие, состояние, сохранность данного помещения, тогда как при своевременном выяснении фактических обстоятельств, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения Вилесовой Е.В. жилой площадью могла быть реализована.
Относительно довода стороны ответчика о том, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Местом жительства Вилесовой Е.В. является пос. Вершина-Теи, где она проживала с опекуном, продолжает проживать по настоящее время, что подтверждается паспортными данными о ее регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>
Добытые в судебном заседании доказательства подтверждают наличие у истицы права на внеочередное получение жилого помещения по месту жительства.
Несостоятелен довод представителя Новиковой Г.В. и о том, что муниципальный район не наделен полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и данное обязательство не отнесено к вопросам местного значения.
Так, в силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 05 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ (в ред. от 03.12.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В Перечне муниципальных образований Республики Хакасия, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под № 7 обозначен Аскизский район.
Таким образом, вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, делегирован, в частности, Аскизскому району, последний за счет средств республиканского бюджета обеспечивает лиц указанной категории жилыми помещениями, тогда как администрация МО Вершино-Тейский поссовет не обладает полномочиями по обеспечению данных лиц жильем, ведет лишь их учет в списке нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что гарантированное право Вилесовой Е.В. на внеочередное предоставление жилья на территории муниципального образования Вершино-Тейский поссовет не реализовано, поэтому иск подлежит удовлетворению в части требования к администрации МО Аскизский район.
В удовлетворении иска Вилесовой Е.В. к администрации МО Вершино-Тейский поссовет суд отказывает, поскольку данный ответчик не наделен государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот.
При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район, соответствовать санитарным и техническим нормам.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск Вилесовой Екатерины Викторовны к администрации муниципального образования Аскизский район удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Вилесовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории пос. Вершина-Теи Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия.
В удовлетворении иска Вилесовой Екатерины Викторовны к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.
Председательствующий: И.И. Аева
Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2011 г.