Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи ФИО5 при секретаре с/з – ФИО1, с участием: - заместителя прокурора <адрес> РД ФИО3, - главы администрации МО «<адрес>» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> РД ФИО2 к ответчику главе администрации МО «<адрес>» <адрес> РД «о признании незаконным бездействия главы администрации МО «<адрес>» <адрес> РД по принятию нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, озеленение, благоустройства и об обязании главы МО СП «<адрес>» <адрес> принять, опубликовать или обнародовать нормативные правовые акты в сфере ЖКХ, озеленение, благоустройства», У С Т А Н О В И Л: <адрес> РД обратился в суд с иском к ответчику главе администрации МО «<адрес>» <адрес> РД «о признании незаконным бездействия главы администрации МО «<адрес>» <адрес> РД по принятию нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, озеленение, благоустройства и об обязании главы МО СП «<адрес>» <адрес> принять, опубликовать или обнародовать нормативные правовые акты в сфере ЖКХ, озеленение, благоустройства», указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органах местного самоуправления и организациях, обеспечивающих водо-, газо-, тепло- и электроснабжение. Однако, в ходе проверки установлено, что нормативные правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, озеленения, благоустройства не приняты и не утверждены решениями органов местного самоуправления МО СП «<адрес>». Также не принят нормативный правовой акт - Положение «О порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений», хотя согласно статье 8 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельского поселения наряду и с другими вопросами обладают также полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Бездействие главы МО СП «<адрес>» <адрес> следует признать незаконным, поскольку в соответствии со ст.23 Устава Собрания депутатов сельского поселения, глава сельского поселения, администрация (исполнительно-распорядительный орган) сельского поселения являются структурным подразделением органов местного самоуправления «<адрес>», Глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Следовательно, Главе сельского поселения - высшему должностному лицу сельского поселения, предписано подготовить, а при необходимости внести на заседание сессии Собрания депутатов сельского поселения и утвердить нормативные правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, озеленения и благоустройства на территории сельского поселения. Согласно п.3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействия) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 45,254 ГПК РФ, просит суд: 1.Признать бездействие главы МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан по не принятию нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, озеленения, благоустройства - незаконным. 2. Обязать Главу МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан принять нормативные правовые акты по вопросам : - 1) об организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; - 2) о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, - 3) об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; - 4) об организации благоустройства и озеленения территории сельского поселения, пользования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов сельского поселения; - 5) об организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; - 6) о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений. 3. Обязать администрацию МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан опубликовать или обнародовать принятые решения в установленные действующим законодательством сроки. Заместитель прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании поддержал иск, дав аналогичные пояснения и просит суд удовлетворить его в полном объеме. Представитель ответчика – глава администрации МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО4 исковые требования истца признал полностью и указал, что указанные нарушение им вскоре будут устранены. Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по предъявленным требованиям иска по следующим основаниям: В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Помимо этих норм закона право на судебную защиту муниципального образования и органов местного самоуправления гарантировано ст. 133 Конституции Российской Федерации. Задачами гражданского судопроизводства в соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. На защиту интересов муниципального образования сельского поселения «<адрес>» предъявляется настоящее заявление. Интересы муниципального образования заключаются в соблюдении установленных федеральным и региональным законодательством требований. Несоблюдение этих требований ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст. 130,132 Конституции РФ, федеральным и республиканским законодательством о местном самоуправлении, остается без выполнения поставленных задача, которая законом определена одной из задач органов местного самоуправления. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Так, согласно статьи 6 Устава МО СП «<адрес>» (далее - Устав) <адрес> Республики Дагестан, принятым Собранием депутатов МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным Управлением МЮ РФ по Южному федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; 2 - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; - организация благоустройства и озеленения территории сельского поселения, пользования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов сельского поселения; - организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Однако, как установлено судом нормативные правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, озеленения, благоустройства не приняты и не утверждены решениями органов местного самоуправления МО СП «<адрес>». Также не принят нормативный правовой акт - Положение «О порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений», хотя согласно статье 8 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельского поселения наряду и с другими вопросами обладают также полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Пунктом 2 статьи 23 Устава определено, что глава сельского поселения одновременно возглавляет администрацию и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов сельского поселения. Пунктом 2 статьи 25 Устава определено, что глава сельского поселения руководит работой Собрания депутатов сельского поселения, организует процесс полготовки и принятия решения Собрания депутатов сельского поселения, подписывает решения и приказы по вопросам организации работы Собрания сельского поселения. Пунктом 1 статьи 30 Устава определено, что глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется собственными полномочиями по решению местного значения. Подпунктом 1 пункта 1 ст.35 Устава определено, что к компетенции администрации сельского поселения относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по решению вопросов местного значения сельского поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Собрания депутатов сельского поселения и постановлениями и распоряжениями Главы сельского поселения и Уставом. Пунктом 1 статьи 42 Устава определено, что по вопросам местного значения населения сельского поселения, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты. Бездействие главы МО СП «<адрес>» <адрес> следует признать незаконным, поскольку в соответствии со ст.23 Устава Собрания депутатов сельского поселения, глава сельского поселения, администрация (исполнительно-распорядительный орган) сельского поселения являются структурным подразделением органов местного самоуправления «<адрес>», Глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Следовательно, Главе сельского поселения - высшему должностному лицу сельского поселения, предписано подготовить, а при необходимости внести на заседание сессии Собрания депутатов сельского поселения и утвердить нормативные правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, озеленения и благоустройства на территории сельского поселения. В силу изложенного выше оснований бездействие со стороны главы МО СП «<адрес>» по неисполнению требований вышеуказанных законов должно быть признано судом незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.254 – 258 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах МО «<адрес>» к ответчику главе администрации МО «<адрес>» <адрес> РД «о признании незаконным бездействия главы администрации МО «<адрес>» <адрес> РД по принятию нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, озеленение, благоустройства и об обязании главы МО СП «<адрес>» <адрес> принять, опубликовать или обнародовать нормативные правовые акты в сфере ЖКХ, озеленение, благоустройства» – удовлетворить т.е.: Признать бездействие главы МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан по не принятию нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, озеленения, благоустройства - незаконным. Обязать Главу МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан принять нормативные правовые акты по вопросам: - об организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; - о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения; - об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; - об организации благоустройства и озеленения территории сельского поселения, пользования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов сельского поселения; - об организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; - о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Обязать администрацию МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан опубликовать или обнародовать принятые решения в установленные действующим законодательством сроки. Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст.320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке Верховный суд РД в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ. Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 325 ГПК РФ. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ. Содержание апелляционных жалоба, представлений должны соответствовать требованиям предусмотренные ст.322 ГПК РФ. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате. Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. Председательствующий ФИО5 ------------------------------------- отпечатано в совещательной комнате.