признание сделки недеествительной



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего ФИО11, при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора <адрес> РД ФИО7 в защиту прав и интересов инвалида I группы ФИО1 к ФИО4 о признании договора дарения земельного участка с жилым домом недействительным,

у с т а н о в и л:

<адрес> РД ФИО7 обратился в суд с иском в защиту прав и интересов инвалида I группы ФИО1 к ФИО4 о признании договора дарения земельного участка с жилым домом недействительным, указывая, что в июле 2010г. по просьбе ФИО2 и его супруги ФИО3 к ним в дом, расположенный в <адрес>, переехала их родственница ФИО4 из <адрес>. Переезд был обусловлен тем, что ФИО1 является инвалидом I группы по зрению, он и его жена ФИО3 являются пожилыми людьми, собственных детей не они имеют и нуждаются в постороннем уходе.

ФИО1 с супругой пообещали ФИО4, что после их смерти все их имущество перейдет к ней в собственность, для убедительности своего намерения они обратились в местную администрацию, нотариусу и регистрационную службу для оформления их дома на ФИО4

Таким образом, собственник домовладения ФИО1 дал согласие на отчуждение после его смерти и передачу своего имущества в собственность ФИО4, взамен на осуществление ею пожизненного содержания с иждивением его и его супруги ФИО3

С этим намерением они обратились в Левашинский МРО УФСГР КК по РД, где в их присутствии работник регистрационной службы ФИО8 помогла им составить документы. В силу своего преклонного возраста, необразованности в области юриспруденции и состояния здоровья, ФИО1 согласился на оформление домовладения на ФИО4 по договору дарения. Работником МРО УФСГР КК по РД ФИО8 был составлен договор дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ

Однако данный договор ФИО1 сам не подписывал, запись в договоре, сделанная от его имени, а также подпись ему не принадлежат. Запись в графе «даритель» была учинена его супругой ФИО3, при этом каких-либо полномочий на подписание данного документа ФИО3 ФИО1 не давал.

То обстоятельство, что договор дарения не был подписан ФИО1, подтверждается справкой эксперта ЭКЦ МВД по Р<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

На основании данного договора дарения Левашинский МРО УФСГР КК по РД выдал ФИО4 свидетельства -АА 317834 и -АА 317835 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на жилой дом и на земельный участок.

С этого времени и до октября 2011г. ФИО4 проживала в доме с ФИО1 и ФИО3 Однако в октябре 2011г. между ними возникли разногласия, связанные с ненадлежащим осуществлением ФИО4 ухода за ФИО1 и ФИО3, в результате чего ФИО4 решила уехать обратно в <адрес>. ФИО4, ничего не сказав ФИО1 и ФИО3, продала их дом ФИО5 за 600000 руб., которая в последующем оформила на себя право собственности на этот дом.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Отдел МВД РФ по <адрес> РД о мошеннических действиях со стороны ФИО4 и ФИО5, однако в возбуждении уголовного дела по его заявлению было отказано.

Согласно ст. 572 ГК РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В соответствии со ст. 574 ГК РФ и по смыслу данной нормы договор дарения недвижимого имущества должен быть совершен в письменной форме, который подлежит государственной регистрации.

Как указано в ч. 3 ст. 154 ГК РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон.

К обязательным условиям письменной формы сделки ст. 160 ГК РФ относит совершение ее путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.

Тем самым, составленный в Левашинском МРО УФСГР КК по РД договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ должен был быть подписан лично ФИО1, или он должен был просить подписать договор другое лицо, о чем нотариус либо другое должностное лицо должны были сделать соответствующую запись.

Однако указанные требования закона при составлении договора дарения не выполнены, договор подписан ФИО3 без соответствующих полномочий, нотариусом ее подпись не засвидетельствована, соответственно договор подписан неправомочным лицом, письменная форма сделки не соблюдена.

В соответствии со ст. 162 ГК РФ, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания.

Согласно ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Кроме того, договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ был составлен в силу заблуждения ФИО1 относительно его предмета, условий и последствий его заключения, юридического неведения природы договора дарения и его отличия от договора пожизненного содержания с иждивением, он желал получить от ФИО4 уход и содержание взамен на его домовладение.

С учетом этого обстоятельства, считает также необходимым применить положения ст. 178 ГК РФ, признав данную сделка недействительной, как совершенную под влиянием заблуждения.

В связи с изложенным просит суд признать недействительным договор дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО4, применить последствия признания его недействительным, обязав Левашинский МРО УФСГР КК по РД аннулировать свидетельство -АА 317834 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на жилой дом и свидетельство -АА 317835 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на земельный участок, выданные на имя ФИО4, а также свидетельство -АА 440021 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на жилой дом и свидетельство -АА 440022 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на земельный участок, выданные на имя ФИО5.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО9 исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по вышеизложенным основаниям.

Ответчица ФИО4 в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о месте и времени его проведения.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ФИО5 в судебное заседание также не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о месте и времени его проведения.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, представитель Левашинского МРО УФСГР КК по РД ФИО10 против удовлетворения иска не возражал и просил суд рассмотреть дело без их участия.

Выслушав помощника прокурора ФИО9, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 572 ГПК РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В силу ч.1 ст.164 и ч.3 ст.574 ГПК РФ, договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, и, соответственно, должен быть совершен в письменной форме.

Согласно ч. 3 ст. 154 ГК РФ, для заключения договора (двусторонняя сделка) необходимо выражение согласованной воли двух сторон.

Как установлено ч. 1 ст. 160 ГПК РФ, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.

Как усматривается из исследованных в судебном заседании справки эксперта ЭКЦ МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ С и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный договор дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подписан не был, от его имени подпись выполнена другим лицом, полномочия которого нотариусом либо другим должностным лицом засвидетельствованы не были.

Таким образом, как установлено в судебном заседании, при заключении между ФИО1 и ФИО4 договора дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, были нарушены вышеизложенные требования ч. 1 ст. 160 ГПК РФ, то есть не была соблюдена письменная форма сделки.

В соответствии с ч. 1 ст. 162 ГПК РФ, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

Как предусмотрено ч.1 ст. 166 ГПК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

На основании изложенного суд считает необходимым признать недействительным договор дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО4, и применить последствия признания его недействительным.

Руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Признать недействительным договор дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО4.

Обязать Левашинский МРО УФСГР КК по РД аннулировать свидетельство -АА 317834 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на жилой дом и свидетельство -АА 317835 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на земельный участок, выданные на имя ФИО4.

Обязать Левашинский МРО УФСГР КК по РД аннулировать свидетельство -АА 440021 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на жилой дом и свидетельство -АА 440022 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на земельный участок, выданные на имя ФИО5.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий ФИО11