П Р И Г О В О Р №1-27 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Актаныш 15 сентября 2011г. Актанышский районный суд в составе председательствующего судьи Г.Р.Нурымовой, с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Актанышского района Р.Б.Загрутдинова, подсудимого Орехова В.А., защитника Р.Д.Юсупова, представившего удостоверение № и ордер №, при секретаре Д.Ф.Булатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Орехова В.А., <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 УК РФ, у с т а н о в и л: Орехов, управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Преступление совершил при следующих обстоятельствах: Дата обезличена 2011 года, в 15 часов 29 минут, он, управляя грузовым автомобилем марки М... с государственным регистрационным знаком № 21 РУС с одним пассажиром в кабине, двигаясь по автодороге <адрес> в направлении г.<адрес>, на № километре вышеуказанной автодороги, в нарушение п.п. 9.10, 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации не выбрал безопасную скорость движения, обеспечивающую постоянный контроль за движением транспортного средства, не учёл дорожные и метеорологические условия, в частности гололед, не соблюдал дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, позволяющую избежать столкновения, в результате чего при совершении обгона впереди едущего автомобиля марки Д... c государственным регистрационным знаком № 44 РУС с полуприцепом марки К... c государственным регистрационным знаком № под управлением А.В. совершил столкновение с задней частью полуприцепа вышеуказанного автомобиля. В результате столкновения, пассажир автомобиля М... Н.П. получил телесные повреждения в виде закрытого перелома костей правой голени в нижней трети, причинившие тяжкий вред его здоровью по признаку опасности для жизни. В судебном заседании В.А.Орехов вину не признал и дал суду следующие показания: Дата обезличена 2011 я управлял автомобилем М..., в пассажирской сиденье находился мой напарник Н.П.. Когда заехали на территорию Актанышского района, начался затяжной пологий подъем. Впереди меня в попутном направлении ехала грузовая автомашина, все машины начали его обгонять. Я тоже решил совершить обгона данной машины, начал перестраиваться в левый ряд, но колеса попали в колею и я не смог совершить обгон, нажал на тормоз и в это время столкнулся об прицеп впереди едущего грузового автомобиля. После ДТП мы с водителем грузовой машины попытались вытащить Н.П. из кабины, но не смогли открыть дверь. Я позвал на помощь водителя грейдера, который чистил снег. Он на буксире вытянул кабину и помог выйти из кабины Н.П.. Потом подъехали сотрудники ГИБДД и машина скорой помощи. В ДТП телесные повреждения получил Н.П.. В том участке, дорога не была обсыпана песком, был гололед. Из-за колейности дороги и из-за гололеда я не справился управлением». Суд считает, что вина Орехова в совершении преступления установлена следующими проверенными и исследованными в судебном заседании доказательствами. Показания потерпевшего Н.П. данные во время предварительного следствия были оглашены в судебном заседании, в них он показал: «я работаю водителем у ИП А.А., езжу на автомобиле марки «М...» с государственным регистрационным номером № РУС с полуприцепом марки «К...» с государственным регистрационным знаком №. На данном автомобиле также ездит мой напарник Орехов В.А.. Дата обезличена 2011 года, приблизительно в 04 часа утра по московскому времени, мы с Ореховым выехали по маршруту <адрес> на вышеуказанном автомобиле с полуприцепом. В г.<адрес> мы должны были загрузить <данные изъяты> и отвезти его в г.<адрес>. После того как погрузили груз мы переночевали возле кафе на автодороге <адрес>. Дата обезличена мы продолжили движение в сторону г.<адрес>. Автомобилем управлял Орехов В.А., я сидел на пассажирском сиденье. Шел небольшой мокрый снег, видимость была хорошая. Приблизительно в 15 час. 20 мин. мы въехали на территорию Актанышского района РТ, начали двигаться по затяжному пологому подъёму. Впереди нас двигались легковые автомобили. Орехов В.А. двигался со скоростью примерно около 80 км/час на 8-ой передаче. В это время ехавшие впереди нас легковые автомобили начали обгонять грузовой автомобиль с полуприцепом, ехавший впереди всех. Орехов В.А. также решил совершить обгон данного автомобиля с полуприцепом и начал перестраиваться на левую полосу движения, до впереди ехавшего автомобиля оставалось приблизительно № метров. Но перестроиться на левую полосу движения Орехов В.А. не успел, так как ехавший впереди автомобиль начал буксовать, из-за чего его скорость снизилась. На дороге был гололёд. В результате наш автомобиль столкнулся правой передней частью кабины с задней частью полуприцепа ехавшего впереди автомобиля. После столкновения наш автомобиль по инерции проехал ещё около 2-х метров и остановился. Мне зажало ноги, туловище и руки передней панелью. Перед столкновением Орехов В.А. экстренное торможение не применил. После столкновения с помощью собравшихся людей и работавшего неподалёку грейдера, зацепив буксиром стойку кабины, отогнули его и меня извлекли из кабины. На автомобиле скорой медицинской помощи меня отвезли в больницу скорой медицинской помощи г.<адрес>, где я находился на стационарном лечении до Дата обезличена2011. В данном дорожно-транспортном происшествии я считаю виновным Орехова Владимира, так как он не соблюдал дистанцию до впереди едущего транспортного средства, а также не соблюдал скоростной режим, обеспечивающий постоянный контроль за движением транспортного средства» (л.д.105-106). Свидетель И.М. в ходе судебного заседания показал, что работает трактористом в ООО «А...», за ним закреплен автогрейдер. Дата обезличена2011 около 15.30 часов, когда он чистил территорию автозаправочной станции ООО «Л...», расположенной на № км автодороги <адрес>, к нему подошел подсудимый и сказал, что произошла авария и попросил помочь вытащить прижатого в кабине пассажира. После этого он на грейдере подъехал к месту ДТП, увидел двух грузовых машин марки «Д...» и «М...» с полуприцепами, которые стояли по направлению в сторону г. <адрес>. В кабине автомашины <адрес> на пассажирском сиденье находился мужчина, у которого были зажаты ноги. С помощью грейдера с правого бока полуприцепа он оттолкнул вперед машину марки «<адрес>», затем, подцепив трос, вытянул смятую часть кабины автомобиля «М...». Водители данных машин помогли пассажиру выйти из кабины. Свидетель А.В. в ходе предварительного следствия дал следующие показания:«Дата обезличена.2011 я ехал по маршруту <адрес> управляя автомашиной марки «Д...» № рус c полуприцепом г/н №. Погодные условиябыли плохие, шел снег, метель. На территорию Актанышского района РТ я заехал примерно 15.20 часов, проехав указатель «Актанышский район» я начал двигаться по затяжному некрутому подъему. В это время было достаточно светло, видимость была хорошая, движение на дороги оживлённое. Перед подъемом скорость моей машины составляло примерно 60-70 км/час, при 4 передаче. Но так как машина была груженная и ехала на подъем, скорость в конце подъема снизилась до № км/час. На подъеме я не тормозил, не останавливался. Впереди меня попутно следовавших машин так же не было. При этом легковые машины, следовавшие за мной, начали меня обгонять. В момент, когда я уже приблизился к концу подъема, я почувствовал сильный толчок сзади. При этом скорость машины резко увеличилась, и её толкнуло вперёд. Я сразу же посмотрел в зеркало заднего вида и увидел грузовую машину, ударившуюся в заднюю часть полуприцепа моей машины, которая двигалась в попутном направлении. От удара, данная грузовая машина своей массой сместила мою машину вперед примерно на 30-40 метров. Я понял, что произошла авария, остановился. Увидел стоявшую впритык к полуприцепу грузовую машину марки «М...». Правая часть кабины машины «М...» была смята. У меня был деформирован полуприцеп, в основном задняя левая часть. В кабине грузовой машины на переднем пассажирском сиденье находился мужчина, позже я узнал его имя и фамилию: Н.П.. Он был в сознании, говорил, что у него зажаты ноги, просил вытащить из салона. Водитель машины «М...» в это время находился еще в салоне. Он вылез самостоятельно с пассажирской стороны через разбитое лобовое стекло. Я достал трос, подцепил его к стойке кабины той грузовой машины и попробовал с помощью своей машины вытянуть смятую часть кабины, но моя машина забуксовала, из-за чего вытянуть кабину и освободить пассажира не получилось. После этого Орехов В.А. побежал за грейдером, который поблизости очищал дорогу. Грейдер тросом вытянул смятый угол кабины и освободил зажатого пассажира. В это время к месту ДТП подъехала машина скорой помощи и увезла пострадавшего в больницу, также подъехали сотрудники ГИБДД. Сотрудники милиции провели осмотр места ДТП, составили схему ДТП при нашем участии. При разговоре Орехов Владимир сказал, что хотел совершить маневр обгона на подъеме, перестроится в левый ряд, но не успел выполнить маневр, из-за чего зацепил полуприцеп моей машины» (л.д.79-85). Из показаний свидетеля А.Г. данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебном заседании видно, что он работает в автозаправочной станции «Л...», расположенной на № км. автодороги «<адрес>» Территория АЗС и его окрестность, в частности проезжая часть проходящей рядом с АЗС трассы <адрес> фиксируется видеокамерами, установленными в здании АЗС. Запись ведется в круглосуточном режиме с памятью хранения записи около двух недель. 25 января 2011 года он находился на своем рабочем месте, около 15.35 часов увидел столкнувшихся друг с другом двух грузовых машин с полуприцепами. В это время на улице еще было светло. После этого он побежал к месту ДТП, увидел на правой полосе дороги грузовой автомобиль марки «Д...» и стоявший сзади него грузовой автомобиль марки «М...». Одновременно с ним к месту ДТП с территории АЗС на грейдере подъехал тракторист по имени И.М., водители машин и И.М. начали помогать пострадавшему мужчине. А.Г. поехал на своей машине на пост ГИБДД. Спустя некоторое время по № камере, он просмотрел видеозапись случившегося ДТП. На видеозаписи он увидел, как на медленной скорости по подъему двигается грузовой автомобиль с полуприцепом, обгоняют его несколько попутно ехавшие машины, а потом в него на значительной скорости ударяется автомобиль марки «М...». Дата и время ДТП - Дата обезличена 2011 года, 15.29 минут. В настоящее время снятие или перекопирование на другой носитель видеозаписей с видеорегистратора невозможно в виду отсутствия специального программного оборудования в АЗС «Дата обезличена.» (л.д.88-90). Свидетель Н.И. во время предварительного следствия дал следующие показания:«Я работаю заместителем начальника Актанышского участка ОАО «Т...». В наше ведение входит обслуживание федеральной автодороги <адрес>, проходящая по территории Актанышского района. В 2003 году был проведён ремонт данной автодороги, то есть на слой асфальта были наложены два слоя асфальта. После этого, из-за интенсивности движения на данной автодороге большегрузных автомобилей, у которых разрешённая максимальная масса превышала допустимые стандарты, начала образовываться колейность на асфальто-бетонном покрытии. В 2010 году из-за аномальной жары, на отдельных участках дороги колейность увеличилась и превысила допустимую норму - более 30 мм. В течение осени 2010 года наша организация проводила на данном участке автодороги <адрес> ремонтные работы по фрезированию поверхности асфальто-бетонного покрытия с целью уменьшения колейности на менее 30 мм. Дата обезличена 2011 года, между 18 и 19 часами, я выехал на место дорожно-транспортного происшествия. Там стояли два большегрузных автомобиля. В ходе осмотра места происшествия, была измерена глубина колеи на проезжей части, которое составило 30 мм., то есть не превышала допустимую величину, об этом был составлен акт. В случае снегопада или других ухудшений погодных условий дорога обрабатывается песко-соляной смесью или водно-солевым раствором, о чём делается запись в журнале производства работ. В этот день с 11 до 12 часов, поверхность проезжей части дороги была обработана песко-соляной смесью, а между 14 и 15 часами - водно-солевым раствором, а также между 20 и 21 часами опять песко-соляной смесью»(л.д.86-87). Из показаний свидетеля А.А. данных во время предварительного следствия и оглашенных в ходе судебного заседания видно, что он занимается грузоперевозками, имеет в собственности грузовую автомашину марки «М...г/н № РУС c полуприцепом г/н №. Водителем автомобиля «М...» является Н.П., иногда на машине ездит сам. Техосмотр пройден 2010 году, действует до октября 2011 года. Автомобиль застрахован по ОСАГО, по страховке кроме него к управлению автомобилем допущен Н.П. Дата обезличена2011 Н.П. на данной машине выехал из с. <адрес> в г. <адрес> РТ на загрузку <данные изъяты> с последующей разгрузкой груза в г. <адрес>. Перед выездом его автомашина была в технически исправном состоянии. Дата обезличена 2011 года, около 19.00 часов он узнал, что на трассе Н.П. попал в аварию. Позже ему сообщили, что автомобилем управлял Орехов В.А., который и совершил ДТП. Доверенность на право управления автомобилем Орехову он не давал, так как в страховом полисе на право управления автомобилем допущен только Н.П.» (л.д.76-78). По заключению судебно-медицинской экспертизы № от Дата обезличена2011, Н.П. причинены телесные повреждения в виде закрытого перелома костей правой голени в нижней трети, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Механизм образования удар, сдавление, трение. Образовались в результате воздействия твёрдого предмета (-ов) с ограниченной поверхностью, возможно во время ДТП, при ударе о выступающие части салона автомобиля. Образовались незадолго до момента поступления пострадавшего в лечебное учреждение (л.д.97-98). Из акта обследования дорожных условий в месте совершения ДТП следует, что Дата обезличена 2011 года заместитель начальника Актанышского участка ОАО «Т...» Н.И. совместно с инспектором ДПС 3 взвода 1 роты полка ДПС ГИБДД МВД по РТ Ф.Н. измерили глубину колейности на месте ДТП, которая составила 3 см (л.д.33). Из протокола осмотра места происшествия и фототаблиц к нему от Дата обезличена2011 видно, что осмотрен участок автодороги <адрес> в 300 м. от столба километрового указателя «№» в сторону <адрес>. Проезжая часть асфальтированная, верхний слой асфальтового покрытия искусственно срезана в ходе ремонтных работ. Поверхность проезжей части обледенелая, местами покрыта свежевыпавшим снегом. Ширина проезжей части 21 м. На левой стороне проезжей части, напротив перекрёстка д.<адрес> обнаружена автомашина марки Д... c государственным номером № с грузовым бортовым полуприцепом марки К... c государственным номером №. Автомашина передней частью направлена в сторону г.<адрес>. Также на левой стороне проезжей части обнаружена автомашина марки М... № с государственным регистрационным знаком № РУС с грузовым бортовым тентованным полуприцепом марки К... с государственным регистрационным знаком №. Автомашина М... направлена передней частью в сторону <адрес>. На левой обочине со стороны г.<адрес> от перекрёстка установлен дорожный знак 6.10.1 с надписью «<адрес>», дорожный знак 23.2 «Примыкание второстепенной дороги», «примыкание справа», дорожный знак 5.15.3 «Начало полосы».В направлении г.<адрес> от автомашины М... на левой стороне проезжей части обнаружен участок разброса битых осколков стеклянных и пластмассовых деталей. Наибольшие размеры участка разброса осколков 4х1,5 м. На момент осмотра на автомашине М... имеются механические повреждения: полностью деформирована кабина, разбиты фары, лобовое стекло, стекло передней правой двери, правое зеркало заднего вида. Рычаг КПП находится на пониженной 7-ой передаче. На полуприцепе автомобиля Д... имеются следующие механические повреждения. Задний борт полуприцепа откинут, деформирован, металлические устройства, сцепляющие задний борт к боковым бортам, сломаны. Левая часть заднего бампера полуприцепа погнута вовнутрь, полностью разбит левый блок фонарей на заднем бампере. На левой части внешней поверхности заднего борта полуприцепа имеются динамические следы скольжения в виде наслоения вещества синего цвета. (л.д.6-15). Согласно протоколу осмотра предметов и фототаблицами к нему от Дата обезличена2011, осмотрен автомобиль M... с государственным регистрационным знаком № РУС, припаркованный на территории АЗС «Л...», на № км. автодороги <адрес>. Автомобиль имеет механические повреждения: деформирована кабина, смещена внутрь правая передняя часть кабины, деформирована и изогнута наружу правая стойка кабины, вмята вовнутрь правая боковина кабины, сложно деформирована правая дверь, деформирована подножка правой двери, на правой двери и на правой боковине кабины имеются вмятины, оторвана от крепления правая сторона обтекателя воздуха, оторван передний бампер, оторвана передняя облицовка, сломана правая часть переднего бампера, деформирован радиатор, сломана правая сторона облицовки. Разбиты: переднее лобовое стекло, стекло правой двери и правой форточки, правый блок фар. Рулевое управление неисправно в связи с деформацией. Шины без повреждений, все накаченные (л.д.65-71). Приведенные доказательства дают суду основание считать, что вина подсудимого Орехова В.А. в совершении преступления полностью установлена. Его действия следует квалифицировать по ч.1 ст.264 УК РФ как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Он, управляя автомобилем, не выбрал безопасную скорость движения, не учёл дорожные и метеорологические условия, не соблюдал дистанцию с автомобилем Д..., при совершении обгона данного автомобиля совершил столкновение, что находится в причинной связи с данным ДТП и наступившими последствиями. Доводы Орехова о том, что дорога была скользкая, попал в колею, не состоятельны, он, управляя автомобилем должен был учитывать особенности и состояние транспорта, груз и дорожно - метеорологические условия, в частности гололед, а при необходимости остановить движение. При определении вида и меры наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Ореховым преступления, наступившие последствия и обстоятельства дела, смягчающие ответственность. Он ранее не судим, характеризуется положительно, является инвалидом 3 группы, оказал помощь потерпевшему после ДТП. С учетом смягчающих вину обстоятельств суд считает возможным применить в отношении него ст.73 УК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.307, 308, 309 УПК РФ, суд п р и г о в о р и л: Признать Орехова В.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде шести месяцев лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок один год. На основании статьи 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным, установив ему испытательный срок на 1 (один) год. Во время испытательного срока ему регулярно являться в уголовно исполнительную инспекцию, не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно исполнительной инспекции Меру пресечения - подписку о невыезде до вступления приговора в силу оставить без изменения, потом отменить. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Председательствующая Г.Р.Нурымова