Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации № 2-481
09.08.2010. Судья Актанышского районного суда Республики Татарстан Г.Р.Нурымова, при секретаре З.Р.Ялаловой, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Саматовой М.С. к Исполнительному комитету Актанышского муниципального района РТ о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Саматова М.С. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Актанышского муниципального района РТ о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указано следующее:
Протоколом заседания общественной жилищной комиссии от 30.04.2010 № 7 ей отказано в постановке на учет как вдовы участника Великой отечественной войны. Согласно отчету независимого оценщика от 06.05.2010 № Номер обезличен жилой дом, в котором она проживает, имеет износ 68%. Пристройка 1995 года имеет фундамент в один кирпич, окна одинарного застекления. Была построена как летний пристрой и не пригоден для зимнего проживания. По мнению истицы дом не пригоден для проживания.
В судебном заседании представитель истицы, изменив исковые требования, просила обязать Исполком Актанышского муниципального района РТ восстановить С. в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении и взыскать судебные расходы, указывая, что согласно письму Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ на основании решения жилищной комиссии исполкома Актанышского муниципального района 27.01.2010 Саматова М.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в республиканский реестр из числа ветеранов ВОВ как вдова участника ВОВ.
Представитель ответчика иск не признал и заявил, что межведомственная комиссия два раза произвела обследование жилого дома истицы и дважды признала дом пригодным для проживания. Действительно, истица ранее, в январе 2010 года была включена в список получателей субсидии на получение жилья без учета критерий. Межведомственная комиссия признала ее жилище пригодным для проживания, по этой причине ее сняли с учета.
Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В соответствии со статьей 21 Закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
На основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно статье 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Согласно пунктам 7, 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Судом установлено, что С. является женой умершего (погибшего) инвалида (участника) Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы.
Согласно письму Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 23.06.2010 на основании решения жилищной комиссии исполнительного комитета Актанышского муниципального района 27.01.2010 С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в республиканский реестр из числа ветеранов ВОВ как вдова участника ВОВ.
Решением общественной жилищной комиссии исполнительного комитета Актанышского муниципального района № 7 от 30.04.2010 Саматовой М.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа явилось несоответствие основным критериям для постановки на учет.
Имеются два акта межведомственной комиссии от 02.03.2010, 02.06.2010 о признании жилого помещения, находящегося по адресу: д...., ..., ..., пригодным для постоянного проживания. Рекомендовано провести ремонт нижнего бруса и подоконной доски оконного проема, местный ремонт полов, частичный ремонт кровли, замену электрооборудования.
Как видно из справки РГУП БТИ Минстройархжилкомхоза РТ МРФ №8 БТИ Актанышского участка физический износ дома составляет 49%. Согласно отчету независимого оценщика от 06.05.2010 № Номер обезличен жилой дом истицы имеет износ 68%.
Согласно заключению судебной строительной экспертизы физический износ дома составляет 64%. Ограждающие элементы здания не соответствуют теплотехническим требованиям. Жилой дом подлежит капитальному ремонту с восстановлением фундаментов, заменой нижних венцов стен, полов, перекрытия, кровли, оконных блоков, электропроводки.
Как видно из свидетельств о государственной регистрации права от Дата обезличена жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: д...., ..., ..., принадлежат сыну истицы С..
В собственности у Саматовой М.С. недвижимости не имеется, зарегистрирована и проживает по адресу: д...., ..., ....
Саматова М.С. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в республиканский реестр из числа ветеранов ВОВ как вдова участника ВОВ. Однако в деле нет мотивированного распоряжения органа местного самоуправления о снятии ее с учета.
Жилое помещение ей никогда не предоставлялось, что в свою очередь, дает суду основание полагать, что право на обеспечение жилищем и достойную жизнь Саматовой М.С. как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. фактически не реализовано.
В соответствии с федеральным законом РФ №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Саматова М.С. может иметь право, как вставшая на жилищный учет, на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета по обеспечению жильем один раз, в соответствии с жилищным законодательством, в том числе, на улучшение жилищных условий, предоставление жилья, либо получение денежной выплаты на строительство либо приобретение жилого помещения.
Учитывая то, что истица не является собственником жилого помещения, в котором проживает, а потому обладает меньшей правовой защищенностью в случае возникновения неприязненных отношений с собственником жилого помещения, иск Саматовой М.С. обоснованный и подлежит удовлетворению.
Суд также считает подлежащим взысканию с Исполнительного комитета Актанышского муниципального района РТ в пользу истицы расходы по экспертизе в сумме 20000 рублей.
Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск Саматовой М.С. к Исполнительному комитету Актанышского муниципального района удовлетворить.
Обязать Исполком Актанышского муниципального района РТ восстановить С. в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении с Дата обезличена.
Взыскать с Исполкома Актанышского муниципального района РТ в пользу Саматовой М.С. судебные издержки в размере 20000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через районный суд.
Председательствующая: Г.Р. Нурымова
Согласовано 19.08.2010 судья Г.Р. Нурымова