о признании незаконным решения общественной жилищной комиссии



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации № 2-608

14.09.2010. село Актаныш.

Судья Актанышского районного суда Республики Татарстан А.Ш.Гараев, при секретаре Д.Ф,Булатовой рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Муталиповой Н.Ш. к общественной жилищной комиссии Актанышского муниципального района РТ при исполнительном комитете Актанышского муниципального района РТ и исполнительному комитету Актанышского муниципального района РТ о признании незаконным решения Общественной жилищной комиссии при исполнительном комитете Актанышского муниципального района РТ, признании нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановления в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании ее в включении в список ветеранов Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Муталипова Н.Ш. обратилась в суд с иском к общественной жилищной комиссии Актанышского муниципального района РТ при исполнительном комитете Актанышского муниципального района РТ и исполнительному комитету Актанышского муниципального района РТ о признании незаконным решения Общественной жилищной комиссии при исполнительном комитете Актанышского муниципального района РТ, признании нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановления в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании включения в список ветеранов Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указано следующее:

30 апреля 2010 года общественная жилищная комиссия Актанышского муниципального района рассмотрев ходатайство отдела социальной защиты МТЗ и СЗ РТ в Актанышском районе по постановке на учет инвалидов, участников Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, решила Муталиповой Н.Ш., проживающей по адресу: РТ, ..., д...., ул...., д.... отказать в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, из-за несоответствия критериям для постановки на учет (износ дома составляет 44%, общая площадь жилья 69,6 кв.м., состав семьи 2 человека).

После необоснованного отказа исполнительный комитет Актанышского района всеми возможными силами препятствует в выдаче этих средств, приводя единственный довод к отказу: «физический износ дома составил всего 44%, а для выдачи данной денежной помощи требуется износ в большей степени». Собственником жилого дома она не является, и претендовать на имущество сына не может. Указом Президента РФ были оговорены условия, что ветераны, вдовы ветеранов ко дню 65-летия Победы должны быть обеспечены жильем.

После нарушения ее жилищных прав она обратилась с жалобой и полномочным представителем Президента РФ в Приволжском Федеральном округе Главным федеральным инспектором по Республике Татарстан Г...., ей был представлен ответ, что материалы направлены Прокурору Республики Татарстан, Министру труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Главе Актанышского муниципального района Республики Татарстан для рассмотрения фактов, изложенных в обращении, и принятия соответствующих мер.

Руководителем исполнительного комитета муниципального района было представлено сообщение о том, что из-за несоответствия основным критериям для постановки на учет, ее не возможно включить в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (износ дома составляет - 44%), общая площадь жилья - 69,6 кв.м., состав семьи - 2 человека). В случае несогласия с решением жилищной комиссии она вправе обратиться в суд, и при его решении о 61% износе дома, она будет включена в данный список.

По мнению истицы, общая площадь жилого дома расположенного по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), ..., ... с/с, с...., ул...., д.... составляет 42.5 кв.м.; жилая площадь дома составляет 27.7 кв.м. В доме прописаны и проживают 3 человека, что подтверждается ранее выданными справками и выписками из похозяйственной книги. Нормативы жилья и его износ может быть рассмотрен только в отношении имущества ее сына. Своего недвижимого имущества у нее нет, государственная поддержка в части улучшения жилищных условий ей никогда не представлялась.

В судебном заседании представитель истицы, поддержав исковые требования, указала, что своего недвижимого имущества ее матери нет, и на сегодняшний момент не имеется, государственная поддержка в части улучшения жилищных условий матери никогда не представлялась.

Представитель ответчиков иск признал частично и заявил, что в жилом помещении ранее проживали 2 человека, сейчас проживают 3 человека, комиссия два раза произвела обследование жилого дома истицы и дважды признала дом пригодным для проживания.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

В соответствии со статьей 21 Закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

На основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Судом установлено, что Муталипова Н.Ш. является женой умершего участника Великой Отечественной войны М.. Общая площадь жилого дома расположенного по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), ..., ... с/с, с...., ул...., д.... составляет 42.5 кв.м.; жилая площадь дома составляет 27.7 кв.м. В доме прописаны и проживают 3 человека. Заключений о намеренном ухудшении собственником жилого помещения, условий для проживания не имеется. Жилого помещения на праве собственности у Муталиповой Н.Ш. не имеется.

Согласно письму Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 29.06.2010 Муталипова Н.Ш. исключена из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так как в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации функция учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, воз­ложена на органы местного самоуправления. Без принятия решения исполни­тельного комитета Актанышского муниципального района включить ее в ре­естр из числа ветеранов ВОВ не представляется возможным.

Желая реализовать свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, Муталипова Н.Ш. обратилась в исполнительный комитет Актанышского муниципального района РТ с соответствующим заявлением и представила необходимые документы.

Решением общественной жилищной комиссии исполнительного комитета Актанышского муниципального района № 7 от 30.04.2010 Муталиповой Н.Ш. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа явилось несоответствие основным критериям для постановки на учет.

Руководителем исполнительного комитета муниципального района было 06.07.2010 представлено сообщение о том, что из-за несоответствия основным критериям для постановки на учет, Муталипову Н.Ш. не возможно включить в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (износ дома составляет - 44%), общая площадь жилья - 69,6 кв.м., состав семьи - 2 человека). В случае несогласия с решением жилищной комиссии она вправе обратиться в суд, и при его решении о 61% износе дома, она будет включена в данный список.

Согласно свидетельству о смерти М. умер 14 марта 2000 года. Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), ..., ... с/с, с...., ул...., д.... перешел в порядке наследования его сыну Р., о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 15 октября 2004 года сделана запись регистрации №Номер обезличен. В доме общей площадью 42.5 кв.м., в том числе жилой 27.7 кв.м., проживают Б.; Б. и Муталипова Н.Ш.. Своего жилого помещения на праве собственности у Муталиповой Н.Ш. не имеется.

Жилое помещение ей никогда не предоставлялось, что в свою очередь, дает суду основание полагать, что право на обеспечение жилищем и достойную жизнь Муталиповой Н.Ш. как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. фактически не реализовано.

В соответствии с федеральным законом РФ №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Муталипова Н.Ш. может иметь право, как вставшая на жилищный учет, на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета по обеспечению жильем один раз, в соответствии с жилищным законодательством, в том числе, на улучшение жилищных условий, предоставление жилья, либо получение денежной выплаты на строительство либо приобретение жилого помещения.

Суд не может согласится с позицией общественной жилищной комиссии Актанышского муниципального района от 30 апреля 2010 года и руководителя исполнительного комитета Актанышского муниципального района от 06 июля 2010 года. Как установлено вышеуказанным распоряжением и судом, жилое помещение, где проживает заявитель совместно с сыновьями, принадлежит на праве собственности сыну Р. с 15 октября 2004 года. Сама истица Муталипова Н.Ш. не могла намеренно ухудшить свои жилищные условия путем регистрации сына Р. в указанном жилом помещении, поскольку для регистрации лица в данном жилом помещении необходимо волеизъявление собственника. Таким образом, суд приходит к выводу, что сын заявителя был зарегистрирован в спорное жилое помещение собственником квартиры, который имеет право на проживание совместно с матерью.

Поэтому суд не усматривает намеренных действий истицы по ухудшению своих жилищных условий.

Также суд считает необходимым отметить, что истица Муталипова Н.Ш. не является собственником жилого помещения, в котором проживает, а потому обладает меньшей правовой защищенностью в случае возникновения неприязненных отношений с собственником жилого помещения.

Ввиду вышеприведенного Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 (в редакции от 09 января 2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», Муталипова Н.Ш. должна быть обеспечена жилым помещением.

Поэтому требования Муталиповой Н.Ш. суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Муталиповой Н.Ш. к общественной жилищной комиссии Актанышского муниципального района РТ при исполнительном комитете Актанышского муниципального района РТ и исполнительному комитету Актанышского муниципального района РТ удовлетворить.

Признать незаконным решение Общественной жилищной комиссии при исполнительном комитете Актанышского муниципального района РТ №7 от 30 апреля 2010 года.

Признать Муталипову Н.Ш. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать исполнительный комитет Актанышского муниципального района РТ восстановить Муталипову Н.Ш. в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через районный суд.

Председательствующий А.Ш.Гараев