Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации № 2-2/11
12 января 2011г. с. Актаныш РТ
Актанышский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Нурымовой Г.Р., при секретаре Ситдиковой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахаутдинова А.С. к Общественной жилищной комиссии и к Исполнительному комитету Актанышского муниципального района о признании незаконными решения общественной жилищной комиссии Актанышского муниципального района и распоряжения руководителя исполкома Актанышского муниципального района, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности предоставления жилой площади
у с т а н о в и л:
Сахаутдинов А.С. обратился в суд с иском к общественной жилищной комиссии и исполкому Актанышского муниципального района о признании незаконными решения общественной жилищной комиссии и распоряжения руководителя исполкома Актанышского муниципального района, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности предоставления жилой площади, указав следующее.
Он, являясь участником и инвалидом Великой Отечественной войны, в целях улучшения жилищных условий обратился в отдел социальной защиты для сдачи пакета документов. 24 марта 2010 года после рассмотрения актов общественная жилищная комиссия отказала ему в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий из-за несоответствия критериям для постановки на учет.
Распоряжением руководителя исполкома Актанышского муниципального района от 11.08.2010 №-р ему также отказано в постановке на учет как нуждающийся в улучшении условий в связи с несоответствием требованиям ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Сахаутдинов А.С. с таким отказом не согласен, так как в соответствии с независимой экспертизой, проведенной ООО «Ц...», износ его дома, расположенного по улице <адрес>, составляет 80%. Дом 1975 года постройки, без удобств,без условий. Туалет на улице. Исходя из невозможности проживания в таком доме, истец просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий. От исковых требований о восстановлении в очереди в списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представитель истца отказался, так как ранее Сахаутдинов А.С. не состоял в списке. Также представитель истца просил признать незаконным распоряжение руководителя Исполкома №-р в части отказа в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий Сахаутдинова А.С.
Представитель исполкома Актанышского муниципального района иск не признал и показал суду, что межведомственная комиссия провела обследование жилого дома истца и пришла к заключению о пригодности дома для проживания.
Выслушав доводы представителей сторон и изучив материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 №30) предусматривает обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно статье 14 п.4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Судом установлено, что Сахаутдинов А.С. является инвалидом и ветераном Великой Отечественной войны и проживает в деревне <адрес> Актанышского района, улица <адрес>, принадлежащий ему на праве собственности общей площадью № кв.м.
Решением общественной жилищной комиссии от 24.03.2010 года № Сахаутдинову А.С. отказано в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, из-за несоответствия критериям для постановки на учет (износ дома-48 %, площадь жилья-№ кв.м., состав семьи-2 человека).
Распоряжением руководителя ИК Актанышского района от 11.08.2010 №-р ему также отказано в постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
По заказу истца ООО «Ц...» произвело оценку принадлежащего ему дома. На основании произведенных исследований, расчетов сделан вывод о том, что физический износ жилого дома в д. <адрес> составляет 80%.
По заключению судебной строительно-технической экспертизы № физический износ жилого дома истца составляет 62%. На вопрос о том, является ли указанный дом ветхим, эксперт указал, что в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ от 28.01.2006 № 47, определение ветхости жилого дома не входит в компетенцию эксперта.
После получения результатов судебной строительно-технической экспертизы №, по поручению суда, 27.12.2010 межведомственная комиссия произвела проверку жилищных условий истца. Заключением и актом комиссии от 27.12.2010 дом Сахаутдинова А.С. признан пригодным для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение).
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Отчет № ООО «Ц...» и заключение эксперта № об износе дома 80% и 62 % не могут служить основанием для признания дома непригодным для проживания, так как межведомственная комиссия признала дом истца пригодным для проживания.
Ссылка Сахаутдинова А.С. на отсутствие удобств в доме, нахождения туалета на улице не является основанием для его признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как в соответствии с пунктом 41 Положения, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном доме.
Дом Сахаутдинова А.С. является одноэтажным.
Постановлением и.о.руководителя исполкома Актанышского муниципального района №ПО-166 от 24.04.2008 «Об установлении нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Общая площадь жилого дома истца составляет <адрес> кв.м., в доме живут вдвоем с супругой.
Оснований для признания Сахаутдинова А.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется, в удовлетворении иска должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Сахаутдинову А.С. в удовлетворении исковых требований к Общественной жилищной комиссии и к Исполнительному комитету Актанышского муниципального района о признании незаконными решений общественной жилищной комиссии Актанышского муниципального района, распоряжения руководителя исполкома Актанышского муниципального района, и о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности предоставления жилой площади отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий Нурымова Г.Р.