о признании жилого дома непригодным для проживания и восстановления в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации № 2-6

28 января 2011г. с. Актаныш

Актанышский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи А.Ш.Гараева, при секретаре Д.Ф.Булатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гибадуллина Г.Г. к исполкому Актанышского района о признании жилого дома непригодным для проживания и восстановления в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Гибадуллин Г.Г. обратился в суд с иском к исполкому Актанышского района о признании жилого дома непригодным для проживания и восстановления в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав следующее.

Он является ветераном и участником Великой Отечественной войны, инвалид третьей группы. В целях улучшения жилищных условий обратился в жилищный орган. Руководителем территориального органа социальной защиты представлено уведомление о включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет по обеспечению жильем после 01 марта 2005 года.

12 июля 2010 года общественная жилищная комиссия вынесла решение об отказе в постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий из-за несоответствия критериям для постановки на учет, то есть по причине несоответствия количества жильцов в проживаемом им помещении и отсутствия нуждаемости исходя из норматива общей жилой площади. Такой отказ Гибадуллин Г.Г. считает необоснованным, так как физический износ его дома составляет более 50%, дом сборно-щитовой, построен в 1977 году.

Имеется сообщение руководителя исполкома от 16.02.2010 о том, что он включен в список ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет по обеспечению жильем после 01.03.2005. Исполкомом список направлен в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в связи, с чем ожидалось финансирование через федеральный бюджет.

Решение общественной жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является незаконным. По мнению истца, дом не пригоден для проживания.

Исходя из изложенного, Гибадуллин Г.Г. просит признать жилой дом непригодным для проживания и восстановить в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель истца Нигматуллин И.М. исковые требования поддержал и показал суду, что для ухода за Гибадуллиным Г.Г. и его женой по указанному адресу зарегистрирована Г.Г., так как Гибадуллин Г.Г. и его жена оба пенсионеры, состояние здоровья у обоих тяжелое, болеют онкологическими заболеваниями, за ними нужен уход и присмотр.

Общая площадь жилого дома составляет № кв.м., на каждого члена семьи приходится № кв.м жилья, что ниже установленной учетной нормы 18 кв.м. В настоящее время Г.Г. с Гибадуллиными проживают в г.Н.... Дом очень старый, требуется ремонт, имеется риск обрушения перекрытий. Обследование дома 25.01.2011 проведено без собственника дома, не имеется акта проверки жилищных условий.

Представитель ответчика иск не признал и заявил, что межведомственная комиссия два раза произвела обследование жилого дома истца и дважды признала дом пригодным для проживания. Действительно, истец ранее, в январе 2010 года был включен в список получателей субсидии на получение жилья без учета критерий. Межведомственная комиссия признала его жилище пригодным для проживания, по этой причине его сняли с учета. Также регистрация Дата обезличена.2010 Г.Г. по данному адресу является намеренным ухудшением истцом своих жилищных условий.

Выслушав доводы представителей сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 №30) предусматривает обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно статье 14 п.4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Судом установлено, что Гибадуллин Г.Г. является инвалидом и ветераном Великой Отечественной войны и проживает в деревне <адрес> Актанышского района, <адрес>, принадлежащий ему на праве собственности общей площадью № кв.м.

Согласно сообщению руководителя исполкома от 16.02.2010, Гибадуллин Г.Г. включен в список ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет по обеспечению жильем после 01.03.2005. Исполкомом список направлен в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ 14.01.2010, ожидается финансирование через федеральный бюджет.

Как видно из справки РГУП БТИ Минстройархжилкомхоза РТ МРФ №8 БТИ Актанышского участка физический износ дома составляет 50%.

Имеется акт межведомственной комиссии от 17.06.2010 о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Актанышского района, <адрес>, пригодным для постоянного проживания.

Решением общественной жилищной комиссии от 12.07.2010 года № Гибадуллину Г.Г. отказано в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Распоряжением руководителя ИК Актанышского района от 11.08.2010 №-р ему также отказано в постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Как видно из решения общественной жилищной комиссии от 08.10.2010 №, решение общественной жилищной комиссии от 12.07.2010 года № об отказе Гибадуллина Г.Г. в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий отменено и рекомендовано исполкому Актанышского района отказать Гибадуллину Г.Г.в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с несоответствием требованиям ч.1 ст.51 ЖК РФ.

Распоряжением руководителя ИК Актанышского района от 08.10.2010 №-р Гибадуллину Г.Г. отказано в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с несоответствием требованиям ч.1 ст.51 ЖК РФ.

Согласно копии паспорта Г.Г.., выписки из домовой книги, Г.Г. зарегистрирована Дата обезличена2010 по адресу: д.<адрес> Актанышского района, улица <адрес>.

По заключению судебной строительно-технической экспертизы № процент физического износа жилого дома составляет: лит. А 48%, лит А1 52%. На вопрос о том, пригоден ли дом для постоянного проживания, эксперт указал, что в исследование объекта с целью признания жилого здания непригодным для проживания не входит в компетенцию эксперта. Решение о признании жилья непригодным принимается межведомственной комиссией, основанное не только на оценке характеристик объекта, но и на субъективном представлении их членов о пригодности при наличии тех или иных отступлений от нормы.

После получения результатов судебной строительно-технической экспертизы №, по поручению суда, 25.01.2011 межведомственная комиссия произвела проверку жилищных условий истца. Заключением от 25.01.2011 дом Гибадуллина Г.Г. признан пригодным для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Заключение эксперта № об износе дома 48% и 52 % не может служить основанием для признания дома непригодным для проживания, так как согласно акту межведомственной комиссии от 17.06.2010, заключению межведомственной комиссии от 25.01.2011 дом Гибадуллина Г.Г. признан пригодным для проживания.

Гибадуллин Г.Г. имеет в собственности жилой дом. Дом является одноэтажным. Общая площадь жилого дома истца составляет № кв.м. До регистрации 30.11.2010 Г.Г. обеспеченность площадью жилого помещения составляла № кв.м. на одного человека, что превышает установленную норму нуждаемости в улучшении жилищных условий 18 кв.м.

Истец, регистрируя Г.Г. в своем доме, намеренно ухудшил жилищные условия, соответственно уменьшив приходящуюся на одного члена семьи учетную норму нуждаемости в улучшении жилищных условий. Также сама Г.Г. указала, что проживает в г.<адрес> вместе с родителями.

Имеется распоряжение руководителя ИК Актанышского района от 08.10.2010 №-р об отказе в постановке на учет Гибадуллину Г.Г. как нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с несоответствием требованиям ч.1 ст.51 ЖК РФ.

Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения иска Гибадуллина Г.Г. о признании жилого дома непригодным для проживания и восстановления в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется, в удовлетворении иска должно быть отказано.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Гибадуллину Г.Г. в удовлетворении исковых требований к исполкому Актанышского района о признании жилого дома непригодным для проживания и восстановления в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан.

Председательствующий А.Ш.Гараев