Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации № 2-82/11
04 февраля 2011г. с. Актаныш РТ
Актанышский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Г.Р.Нурымовой, при секретаре З.Р. Ялаловой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амирзяновой М.Х. к Общественной жилищной комиссии и к Исполнительному комитету Актанышского муниципального района о признании незаконными решения общественной жилищной комиссии Актанышского муниципального района и распоряжения руководителя исполкома Актанышского муниципального района, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности предоставления жилой площади
у с т а н о в и л:
Амирзянова М.Х. обратилась в суд с иском к общественной жилищной комиссии и исполкому Актанышского муниципального района о признании незаконными решения общественной жилищной комиссии и распоряжения руководителя исполкома Актанышского муниципального района, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности предоставления жилой площади, указав следующее.
Она, являясь вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны, в целях улучшения жилищных условий обратилась в исполнительный орган. 24 марта 2010 года общественная жилищная комиссия отказала ей в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий из-за несоответствия критериям для постановки на учет.
Распоряжением руководителя исполкома Актанышского муниципального района от 11.08.2010 №-р ей также отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с несоответствием требованиям ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ (износ дома 58%, площадь жилья № кв.м., состав семьи 1 человек).
Амирзянова М.Х. с таким отказом не согласна, так как в соответствии с независимой экспертизой, проведенной ООО «Ц...», износ ее дома, расположенного по <адрес>, составляет 66%, дом Дата обезличена года постройки. Исходя из невозможности проживания в таком доме, истица просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. От исковых требований о восстановлении в очереди и о включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представитель истца отказался, так как ранее Амирзянова М.Х. не состояла в списке. Также представитель истца просил признать незаконным распоряжение руководителя Исполкома №-р в части отказа в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий Амирзянову М.Х.
Представитель исполкома Актанышского муниципального района иск не признал и показал суду, что межведомственная комиссия провела обследование жилого дома истца и пришла к заключению о пригодности дома для проживания.
Выслушав доводы представителей сторон и изучив материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 №30) предусматривает обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно статье 21 части 1 п.4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Судом установлено, что Амирзянова М.Х. является вдовой инвалида (участника) Великой Отечественной войны и проживает по адресу: <адрес>, принадлежащий ей на праве собственности общей площадью № кв.м.
Решением общественной жилищной комиссии от 24.03.2010 года № Амирзяновой М.Х. отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, из-за несоответствия критериям для постановки на учет (износ дома-58 %, площадь жилья-№ кв.м., состав семьи-1 человек).
Распоряжением руководителя ИК Актанышского района от 11.08.2010 №-р ей также отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий.
По заказу истицы ООО «Ц...» произвело оценку принадлежащего ей дома. На основании произведенных исследований, расчетов сделан вывод о том, что физический износ жилого дома в <адрес> составляет 66%.
По заявлению истицы, 19.10.2010 межведомственная комиссия произвела проверку ее жилищных условий. Заключением и актом комиссии от 19.10.2010 дом Амирзяновой М.Х. признан пригодным для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение).
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Отчет № ООО «Ц...» об определении физического износа дома носит оценочный характер и составлен без учета требований закона, в связи с чем специалисты - оценщики не несут ответственности за результат своей работы. Исходя из изложенного, вывод оценщиков о физическом износе дома в 66% не может быть положен в основу решения суда и не может служить основанием для признания дома непригодным для проживания. Межведомственная комиссия признала дом истца пригодным для проживания.
Постановлением и.о.руководителя исполкома Актанышского муниципального района № ПО-166 от 24.04.2008 «Об установлении нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более № кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Общая площадь жилого дома истца составляет № кв.м., в доме она живет одна.
Оснований для признания Амирзяновой М.Х. нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, в удовлетворении иска должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Амирзяновой М.Х. в удовлетворении исковых требований к Общественной жилищной комиссии и к Исполнительному комитету Актанышского муниципального района о признании незаконными решений общественной жилищной комиссии Актанышского муниципального района, распоряжения руководителя исполкома Актанышского муниципального района, и о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий Г.Р. Нурымова