об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности на источниках питьевого водоснабжения



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ № 2-254

Именем Российской Федерации

06 мая 2011 года село Актаныш

Судья Актанышского районного суда РТ Г.Р.Нурымова, с участием помощника Казанского межрайонного природоохранного прокурора И.З.Гайнуллина, при секретаре З.Р.Ялаловой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора к Исполнительному комитету Татарско-Суксинского сельского поселения Актанышского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности на источниках питьевого водоснабжения,

установил:

Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету Татарско-Суксинского сельского поселения Актанышского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности на источниках питьевого водоснабжения, в обоснование заявления указывает следующее.

В ходе прокурорской проверки, проведенной в деятельности Исполнительного комитета Татарско-Суксинского сельского поселения Актанышского муниципального района РТ, выявлены нарушения природоохранного законодательства при осуществлении добычи подземных вод для последующей их передачи местному населению.

Установлено, что в состав территории поселения входят населенные пункты: село Татарские Суксы, село Мари Суксы и село Картово. В населенном пункте <адрес> имеется 1 артезианская скважина, расположенная на расстоянии 800 м. восточнее жилой зоны. Данная скважина используется поселением с целью организации водоснабжения населения.

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-0202 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» владельцы источников водоснабжения должны выполнять санитарные мероприятия в пределах 1-го пояса (строгого режима) санитарной охраны скважин.

Однако проверкой установлено невыполнение ответчиком предусмотренных законодательством санитарных мероприятий, поскольку зона строгой санитарной охраны первого пояса источника водоснабжения - артезианской скважины расположенной в населенном пункте <адрес> Татарско-Суксинского сельского поселения, глухим забором высотой не менее чем в 2 метра, на расстоянии не менее чем в 30 метров от источника водоснабжения не ограждены.

Тем самым место водозабора и водозаборные сооружения не защищены от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения не выполняются.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит присудить Исполнительный комитет Татарско-Суксинского сельского поселения Актанышского муниципального района РТ в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда к исполнению в натуре обязанности в соответствии с требованием санитарно-эпидемиологического законодательства установить глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - скважины расположенной в н.п.<адрес> на расстоянии 800 м. восточнее жилой зоны.

В судебном заседании помощник Казанского межрайонногоприродоохранного прокурора И.З.Гайнуллин заявление Казанского межрайонного природоохранного прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика руководитель исполнительного комитета Татарско-Суксинского сельского поселения Актанышского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.

Представитель третьего лица- Управления Роспотребнадзора по РТ в судебном заседании заявление прокурора поддержала.

Выслушав доводы помощника прокурора, представителя третьего лица и изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.

В соответствие со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПин) основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также территорий, на которых они расположены, Зона санитарной охраны организуется в составе трех поясов, в том числе первого пояса строгого режима. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора. Мероприятия предусматриваются для каждого пояса санитарной охраны в соответствии с его назначением. Территория первого пояса зоны охраны должна быть спланирована для отвода стоков, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Пунктами 10.12, 10.24 и 10.31 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» предусматривается, что границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от одиночного водозабора (скважины). На территории первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны предусматриваться санитарные мероприятия, а именно: территория первого пояса зоны санитарной охраны источника должна быть огорожена согласно п. 14.4 СНиП. Водопроводные сооружения должны ограждаться. Следует принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2 м-глухое и на 0,5 м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения (п.п. 10.21, 10.23-10.24).

Во время судебного заседания установлено, что в состав территории поселения входят населенные пункты: село Татарские Суксы, село Мари Суксы и село Картово. В населенном пункте <адрес> имеется 1 артезианская скважина, расположенная на расстоянии 800 м. восточнее жилой зоны. Данная скважина используется поселением с целью организации водоснабжения населения.

Данная артезианская скважина глухим забором высотой не менее чем в 2 метра, на расстоянии не менее чем в 30 метров от источника водоснабжения не ограждена.

Дата обезличена2010 Управлением Роспотребнадзора по РТ в г.Набережные Челны, проведена проверка деятельности поселения и выдано предписание в срок до Дата обезличена2010 оградить территорию вокруг артезианской скважины в н.п. <адрес>.

Дата обезличена в ходе мероприятий по контролю за исполнением выданного предписания установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены, требования предписания не выполнены, санитарно-эпидемиологическая безопасность источников подземного водоснабжения не обеспечена, о чем свидетельствует акт проверки №.

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Актанышского района РТ от Дата обезличена2010г. глава Татарско-Суксинского сельского поселения привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, т.е. за невыполнение в установленный срок предписания от Дата обезличена2010.

Из объяснения главы поселения от Дата обезличена2011 видно, что территория артезианской скважины не ограждена.

Бездействием ответчика нарушаются интересы РФ, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, гарантированные статьями 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку эксплуатация артезианской скважины -источника водоснабжения без учета санитарных требований создает угрозу безопасности здоровья людей; увеличивает риск возникновения массовых инфекционных заболеваний населения.

Причинами возникновения инфекционных заболеваний в результате отсутствия ограждения зон санитарной охраны скважин могут явиться неосторожное либо умышленное, естественное либо искусственное загрязнение зоны санитарной охраны подземных источников вследствие слива, размещения, захоронения в данной зоне отходов, химически, биологически опасных веществ, отработанного топлива, способных проникнуть через устье скважины, почву - в подземный водоносный горизонт, являющийся (способный стать) источником питьевого водоснабжения населения.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа презумпции потенциальной экологической опасности осуществляемой хозяйственной деятельности, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям.

Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов согласно статьи 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

На основании изложенного заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,235 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Казанского межрайонного природоохранного прокурора к Исполнительному комитету Татарско-Суксинского сельского поселения Актанышского муниципального района РТ удовлетворить.

Присудить Исполнительный комитет Татарско-Суксинского сельского поселения Актанышского муниципального района РТ в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда к исполнению в натуре обязанности в соответствии с требованием санитарно-эпидемиологического законодательства установить глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - скважины, расположенной в н.п.<адрес> на расстоянии 800 м. восточнее жилой зоны.

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения суда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения в Верховный Суд Республики Татарстан.

Судья Г.Р.Нурымова