Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации № 2-244
село Актаныш 17.05.2011 года
Актанышский районный суд РТ в составе: председательствующего судьи А.Ш.Гараева, помощника Казанского межрайонного природоохранного прокурора И.З.Гайнуллина,при секретаре Д.Ф.Булатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Актанышские инженерные сети» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на источниках питьевого водоснабжения,
у с т а н о в и л:
Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Актанышские инженерные сети» к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на источниках питьевого водоснабжения, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Проверкой установлено, что ООО «Актанышские инженерные сети» эксплуатируются артезианские скважины расположенные: в 700 м. западнее н.п. <адрес> в 100 м. от н.п. <адрес> и в 100 м. от н.п. <адрес>. Данные скважины используется ООО «Актанышские инженерные сети» с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, где выявлены нарушения природоохранного законодательства при осуществлении добычи подземных вод для последующей их передачи местному населению.
В ходе проверки выявлено, что зона строгой санитарной охраны первого пояса источника водоснабжения - артезианских скважин расположенных в н.п. <адрес>, <адрес> и <адрес> глухим забором высотой не менее чем в 2,0 метра, на расстоянии не менее чем в 30,0 метров от источника водоснабжения не ограждены, тем самым указывая что место водозабора и водозаборные сооружения не защищены от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения не выполняются, что является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-0202 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» владельцы источников водоснабжения должны выполнять санитарные мероприятия в пределах 1-го пояса (строгого режима) санитарной охраны скважин.
Статьей 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Однако ООО «Актанышские инженерные сети» требования нормативно-правовых актов не выполнены.
Бездействием ответчика нарушаются интересы РФ, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, гарантированные Конституцией РФ.
Представитель истца Казанского межрайонного природоохранного прокурора, уточнив исковые требования, просил присудить к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на источниках питьевого водоснабжения ООО «К...».
Представитель ООО «К...» иск признал, указав, что осуществлением добычи подземных вод для их последующей передачи местному населению в н.п. <адрес>, <адрес>, <адрес>, с 01 января 2011г. занимается ООО «К...
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа презумпции потенциальной экологической опасности осуществляемой хозяйственной деятельности, па также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям.
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПин) основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также территорий, на которых они расположены. Зона санитарной охраны организуется в составе трех поясов, в том числе первого пояса строгого режима. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора. Мероприятия предусматриваются для каждого пояса санитарной охраны в соответствии с его назначением. Территория первого пояса зоны охраны должна быть спланирована для отвода стоков, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Пунктами 10.12, 10.24 и 10.31 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» предусматривается, что границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от одиночного водозабора (скважины). На территории первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны предусматриваться санитарные мероприятия, а именно: территория первого пояса зоны санитарной охраны источника должна быть огорожена согласно п. 14.4 СНиП. Водопроводные сооружения должны ограждаться. Следует принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2 м-глухое и на 0,5 м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения (п.п. 10.21, 10.23-10.24).
В связи с введением в действие Санитарных правил СП 1.1.1. 058-01 от 01 января 2002 года об «Организации и проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» директором ООО «Актанышские инженерные сети» Р.З. утверждены программы производственного контроля по водозабору ООО «Актанышские инженерные сети» от 01.01.2010, 01.03.2010, 01.04.2010 в н.п.<адрес>, н.п.<адрес>, н.п.<адрес> Актанышского района, по виду деятельности ООО «Актанышские инженерные сети» - обеспечение населения хозяйственно-питьевой водой гарантированного качества, согласно которым главный инженер предприятия Р.Р. назначен ответственным по осуществлению производственного контроля.
28 февраля 2011 года главным инженером ООО «Актанышские инженерные сети» Р.Р. дано объяснение о том что он в должности главного инженера работает с № года. В его должностные обязанности входит контроль состояния артезианских скважин находящихся на балансе ООО «Актанышские инженерные сети». Обществом эксплуатируются 22 артезианских скважин, 10 из которых находятся на территории села Актаныш, 12 - на территориях сельских поселений Актанышского муниципального района РТ. Все вышеперечисленные артезианские скважины используются для обеспечения населения питьевой водой. В трех артезианских скважинах не организована зона санитарной охраны вокруг источника питьевого водоснабжения (территория первого пояса ЗСО не огорожена), не разработан проект зоны санитарной охраны. Глухое ограждение первого пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения отсутствует в артезианских скважинах расположенных: в <адрес> сельском поселении, в деревне <адрес>, в 700 метрах западнее н.п. <адрес>; в Старокурмашском сельском поселении, в деревне <адрес>, в 100 метрах от н.п. <адрес>; в <адрес> сельском поселении, в деревне <адрес>, в 100 метрах от н.п.<адрес>.
ООО «Актанышские инженерные сети» эксплуатируются артезианские скважины расположенные: в 700 м. западнее н.п. <адрес> в 100 м. от н.п. <адрес> и в 100 м. от н.п. <адрес>. Данные скважины используется ООО «Актанышские инженерные сети» с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.
Зона строгой санитарной охраны первого пояса источника водоснабжения - артезианских скважин расположенных в н.п. <адрес>, <адрес> и <адрес> глухим забором высотой не менее чем в 2,0 метра, на расстоянии не менее чем в 30,0 метров от источника водоснабжения не ограждены, тем самым указывая что место водозабора и водозаборные сооружения не защищены от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения не выполняются, что является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно статьи 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Представитель ООО «Актанышские инженерные сети» указал, что осуществлением добычи подземных вод для их последующей передачи местному населению в н.п. <адрес>, <адрес>, <адрес>, с 01 января 2011г. занимается ООО «К...», что нашло свое подтверждение в судебном заседании представленными доказательствами.
Согласно представленной директором Р.З. справке ООО «К...» за № от Дата обезличена 2011 года хозяйственную деятельность по водоснабжению и водоотведению в Актанышском муниципальном образовании Актанышского муниципального района с 01.01.2011 года осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Коммунсервис-Актаныш» ИНН 1604008406.
Невыполнение обществом требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу безопасности здоровья людей; так как риск возникновения массовых инфекционных заболеваний населения, в результате отсутствия ограждения зон санитарной охраны скважин может явиться неосторожное либо умышленное, естественное либо искусственное загрязнение зоны санитарной охраны подземных источников вследствие слива, размещения, захоронения в данной зоне отходов, химически, биологически опасных веществ, отработанного топлива, способных проникнуть через устье скважины, почву - в подземный водоносный горизонт, являющийся (способный стать) источником питьевого водоснабжения населения что является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.
Иск природоохранного прокурора обоснован и должен быть удовлетворен.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствие с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления. Исходя из вышеперечисленных норм с ООО «Коммунсервис-Актаныш» следует взыскать госпошлину в федеральный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Казанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «К...» к исполнению в срок до Дата обезличена 2011 года в натуре:
- установить глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - скважины расположенной в н.п.<адрес> на расстоянии 700 м. западнее жилой зоны;
- установить глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - скважины расположенной в н.п.<адрес> на расстоянии 100 м. от жилой зоны;
- установить глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - скважины расположенной в н.п.<адрес> на расстоянии 100 м. от жилой зоны.
Взыскать с ООО «К...» в доход федерального бюджета госпошлину в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд.
.
.
Председательствующий А.Ш.Гараев