Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации № 2-3
18 мая 2011г. с. Актаныш РТ
Актанышский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи А.Ш.Гараева, адвоката Ч.Н.Гумеровой, при секретаре Д.Ф.Булатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шакирова В.Ф. к общественной жилищной комиссии Актанышского муниципального района РТ, исполнительному комитету Актанышского муниципального района РТ о признании незаконными решения общественной жилищной комиссии и распоряжения руководителя исполкома Актанышского муниципального района, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Шакиров В.Ф. обратился в суд с иском к общественной жилищной комиссии и исполкому Актанышского муниципального района о признании незаконными решения и распоряжения, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав следующее.
Он является участником и инвалидом Великой Отечественной войны. В целях улучшения жилищных условий обратился в отдел социальной защиты для сдачи пакета документов. Дата обезличена.2010 после рассмотрения актов общественная жилищная комиссия вынесла решение об отказе ему в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий из-за несоответствия критериям для постановки на учет (износ дома 43%, площадь жилья № кв.м., состав семьи 1 человек). Распоряжением руководителя исполкома от Дата обезличена2010 № №р также отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с несоответствием требованиям ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ.
Шакиров В.Ф. с такими отказами не согласен, так как в соответствии с заключением ООО «Э...» износ его дома, расположенного в селе <адрес>, <адрес>, составляет 70%. Дом построен в 1967 году, без удобств, без условий, туалет на улице, самостоятельно проводить текущий ремонт не в состоянии. Истец просит признать решение общественной жилищной комиссии и распоряжение руководителя Исполкома Актанышского муниципального района незаконным, признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать включить его в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Шакиров В.Ф. просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель исполкома Актанышского муниципального района иск не признал и показал суду, что межведомственная комиссия провела обследование жилого дома истца и пришла к заключению о пригодности дома для проживания.
Выслушав доводы представителей сторон, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 №30) предусматривает обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно статье 15 ч.1 п.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Судом установлено, что Шакиров В.Ф. является участником Великой Отечественной войны и проживает в деревне <адрес>, принадлежащий ему на праве собственности, общей площадью № кв.м.
Решением общественной жилищной комиссии от Дата обезличена2010 года № Шакирову В.Ф. отказано в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, из-за несоответствия критериям для постановки на учет (износ дома - 43 %, площадь жилья - № кв.м., состав семьи - 1 человек).
Распоряжением руководителя ИК Актанышского района РТ от Дата обезличена2010 №-р ему также отказано в постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в связи с несоответствием требований ч.1 ст.51 ЖК РФ.
По заказу истца ООО «Э...» произвело оценку принадлежащего ему дома. На основании произведенных исследований, расчетов сделан вывод о том, что физический износ жилого дома в селе <адрес> составляет 70%.
По заключению судебной строительно-технической экспертизы № физический износ жилого дома истца составляет 49%. На вопрос о том, является ли указанный дом ветхим, эксперт указал, что определение ветхости жилого дома не входит в компетенцию эксперта.
По заключению повторной судебной строительно-технической экспертизы № физический износ жилого дома истца составляет 48%, техническое состояние строения оценивается как неудовлетворительное. Ветхим должно считаться строение с физическим износом, лежащим в интервале 61-80%. На вопрос о том, является ли указанный дом непригодным для проживания, эксперт указал, что определение исследование объекта с целью признания жилого здания непригодным для проживания не входит в компетенцию эксперта строительно-технической экспертизы.
Дата обезличена2011 и Дата обезличена2011 межведомственная комиссия произвела проверку жилищных условий истца. Заключением и актом комиссии дом Шакирова В.Ф. признан пригодным для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение).
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Отчет ООО «Э...» об определении физического износа дома носит оценочный характер и составлен без учета требований закона, в связи с чем специалисты - оценщики не несут ответственности за результат своей работы. Исходя из изложенного, вывод специалистов ООО «Э...» о физическом износе дома в 70% не может быть положен в основу решения суда.
Суд берет в основу заключение Средне-Волжского регионального центра судебной экспертизы № от Дата обезличена2011.
Ссылка Шакирова В.Ф. на отсутствие удобств в доме, нахождения туалета на улице, не является основанием для его признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как в соответствии с пунктом 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном доме.
Дом Шакирова В.Ф. является одноэтажным.
Постановлением и.о.руководителя исполкома Актанышского муниципального района №ПО-166 от 24.04.2008 «Об установлении нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Общая площадь жилого дома истца составляет № кв.м., в доме проживает один.
Оснований для признания Шакирова В.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется, в удовлетворении иска должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Шакирову В.Ф. в удовлетворении исковых требований к Общественной жилищной комиссии Актанышского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Актанышского муниципального района РТ о признании незаконными решения общественной жилищной комиссии и распоряжения руководителя исполкома Актанышского муниципального района, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан.
.
.
Председательствующий А.Ш. Гараев