о признании незаконным решения общественной жилищной комиссии, восстановления в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании включения в список ветеранов Великой Отечественной войны



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации 2-7/2011

17 февраля 2011 года с.Актаныш

Актанышский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Г.Р. Нурымовой, при секретаре З.Р. Ялаловой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гафурова Г.Г. к исполкому Актанышского муниципального района и общественной жилищной комиссии о признании незаконным решения общественной жилищной комиссии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, восстановления в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Гафуров Г.Г. обратился в суд с иском к исполкому о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди и обязании включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав следующее.

Он является участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы. В целях улучшения жилищных условий Дата обезличена.2009 обратился к главе Актанышского муниципального района. Его заявление было зарегистрировано и направлено для решения вопроса по подведомственности. Впоследствии был получен ответ о включении Гафурова Г.Г. в список ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет по обеспечению жильем после 01.03.2005, о направлении списка в Министерство труда, занятости и социальной защиты для финансирования через федеральный бюджет.

30 апреля 2010 года, рассмотрев акт районной межведомственной комиссии, общественная жилищная комиссия вынесла решение об отказе ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что износ жилого дома составляет 51%.

Гафуров Г.Г. с таким отказом не согласен, так как в соответствии с заключением ООО «Ц...», физический износ его дома составляет 73%.

В судебном заседании представители Гафурова Г.Г. исковое заявление поддержали в полном объеме.

Представитель исполкома Актанышского муниципального района иск не признал и показал суду, что после получения результатов экспертизы межведомственная комиссия провела обследование жилого дома истца и признала дом пригодным для проживания. Письмо от 16.02.2010 о постановке на учет по обеспечению жильем было направлено ошибочно.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с ч.3, 6 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Согласно статье 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно статье 15 ч.1 п.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно пунктам 7, 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Судом установлено, что Гафуров Г.Г. является участником Великой Отечественной войны и проживает в деревне <адрес>, принадлежащий ему на праве собственности общей площадью № кв.м. Дом 1963 года постройки, с жилой пристройкой 1973года постройки.

Решением общественной жилищной комиссии от 30.04.2010 года № Гафурову Г.Г. отказано в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Распоряжением руководителя ИК Актанышского района от 11.08.2010 №-р ему также отказано в постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в связи с несоответствием требований части 1 статьи 51 ЖК РФ.

По заказу истца ООО «Ц...» произвело оценку принадлежащего ему дома. На основании произведенных исследований, расчетов сделан вывод о том, что физический износ жилого дома в <адрес> составляет 73%.

По заключению судебной строительно-технической экспертизы № физический износ жилого дома истца составляет 61%. На вопрос о том, является ли указанный дом ветхим, эксперт указал, что техническое состояние дома- ветхое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих- весьма ветхое. Экспертиза проведена в С... центре судебной экспертизы, на основании определении суда.

16.02.2011 по поручению суда межведомственная комиссия произвела проверку жилищных условий истца. Заключением и актом комиссии дом Гафурова Г.Г. признан пригодным для проживания.

Дата обезличена.2009 Гафуров Г.Г. обратился главе Актанышского района с заявлением о постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Его заявление направлено для решения по подведомственности начальнику отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Актанышском районе.

Из письма руководителя Исполкома от 16.02.2010 № следует, что Гафуров Г.Г. включен в список ветеранов ВОВ, вставших на учет по обеспечению жильем после 01.03.2005. ИК Актанышского района список был направлен в Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ 14.01.2010 и ожидается финансирование по улучшению жилищных условий данных граждан через федеральный бюджет.

Таким образом, из письма следует, что Гафуров Г.Г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако в деле нет мотивированного распоряжения органа местного самоуправления о снятии его с учета.

Решение общественной жилищной комиссии об отказе в постановке на учет является незаконным, принято в нарушение действующего Жилищного Кодекса РФ, его статьи 52.

Как видно из Положения об общественных жилищных комиссиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ от 15.04.2005 №190, основными задачами общественных жилищных комиссий являются рассмотрение заявлений граждан о принятии на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке, подготовка рекомендаций о принятии и отказе в постановке на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке и т.д.

Решение общественной жилищной комиссии носит рекомендательный характер. С учетом решения общественной жилищной комиссии главы администраций муниципальных образований готовят распоряжения о принятии (отказе в принятии) граждан на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке.

На основании изложенного общественная жилищная комиссия Актанышского муниципального района не имела права принимать решение по заявлению Гафурова Г.Г. об улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны.

На 16.02.2010 истец был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Никто его с учета не снимал, основания, предусмотренные статьей 56 ЖК РФ, для снятия с учета не имеются. Но, несмотря на это, 30.04.2010 общественная жилищная комиссия и 11.08.2010 руководитель исполкома ему отказывают в постановке на учет, что является нарушением ЖК РФ.

Заключением эксперта жилой дом истца признан ветхим, экспертиза проведена в соответствие с требованиями действующего законодательства, на основании определения суда, в экспертном учреждении. Оснований сомневаться в ее достоверности не имеются.

Учитывая то, что истец проживает в ветхом жилом доме и то, что он ранее был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198,199ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Гафурова Г.Г. к общественной жилищной комиссии и к Исполнительному комитету Актанышского муниципального района удовлетворить.

Решение общественной жилищной комиссии от 30.04.2010 в части отказа в постановке на учет Гафурова Г.Г. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий признать незаконным. Гафурова Г.Г. признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать Исполком Актанышского муниципального района РТ восстановить его в очереди в списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через районный суд.

Председательствующий Г.Р.Нурымова