о признании незаконным распоряжения руководителя исполнительного комитета Актанышского муниципального района РТ, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации № 2-258

22.04.2011 Актанышский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи А.Ш.Гараева, при секретаре Д.Ф.Булатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметовой Н.М. к Исполнительному комитету Актанышского муниципального района и общественной жилищной комиссии о признании незаконным распоряжения руководителя исполкома Актанышского района РТ, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности включения в список ветеранов Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Ахметова Н.М. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, в обоснование требований указано следующее:

Она является ветераном Великой Отечественной войны и матерью К.Р. погибшего сына, при исполнении им обязанностей воинской службы. В целях улучшения жилищных условий обратилась в исполнительный орган. Распоряжением руководителя ИК Актанышского района от 11.08.2010 №-р ей отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с несоответствием требований части 1 статьи 51 ЖК РФ (износ дома составляет 45%, общая площадь жилья № кв.м., состав семьи 1 человек).

Такой отказ Ахметова Н.М. считает необоснованным, так как в жилом помещении общей площадью № кв.м. по адресу: РТ, Актанышский район, <адрес> вместе с ней проживают ее дочь Г.Р. и внучка А.И.. Ей нужен постоянный уход, по состоянию здоровья она не может проживать одна, о чем имеется медицинское заключение врачей. Согласно эпикризу № клинического онкологического диспансера Министерства здравоохранения РТ ей требуется постоянное прохождение медицинского освидетельствования и контроля, по этой причине она не может осуществить предписания врачей без постороннего ухода. Факт проживания 3 человек подтверждается справкой С... сельского исполнительного комитета. Злоупотребление правом, с ее стороны комиссией и иными органами не установлено. РГУП «БТИ» МСА и ЖКХ РТ представило заключение эксперта № на предмет исследования технического состояния жилого дома, о том, что износ жилого дома составляет 50 %. Кроме того, норматив жилой площади и неправомерно установленный износ, позволяющей ей встать на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, не является исчерпывающим критерием, позволяющей по этой причине ей отказать. Проведенной отделом в Актанышском районе филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ в г. Набережные Челны» санитарно-эпидемиологической экспертизы: условий проживания в жилом доме, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п. 4.1., 8.1.1 (для индивидуальных жилых домов). Отказом нарушены ее права как ветерана ВОВ и матери К.Р. погибшего сына, при исполнении им обязанностей воинской службы. Истица просит признать незаконным распоряжение руководителя исполкома Актанышского района РТ, признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложить обязанности включения в список семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представители истицы Р.Г., Г.Р. иск поддержали.

Представитель исполкома Актанышского муниципального района иск не признал и указал, что Ахметова Н.М. проживает одна и износ ее дома составляет 45 %, она, прописав дочь и внучку, умышленно ухудшила свои жилищные условия.

Выслушав представителей сторон, заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в г.Набережные Челны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частью 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно частям 4, 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением и.о. руководителя исполкома Актанышского муниципального района №ПО-166 от 24.04.2008 «Об установлении нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Согласно пунктам 7, 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Из материалов дела усматривается, что истица является Ветераном Великой Отечественной войны и матерью К.Р. погибшего сына, при исполнении им обязанностей воинской службы.

Распоряжением руководителя ИК Актанышского района от 11.08.2010 №-р ей отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с несоответствием требований части 1 статьи 51 ЖК РФ.

Ахметова Н.М. зарегистрирована и проживает в жилом помещении общей площадью № кв.м. по адресу: РТ, Актанышский район, <адрес>. Собственником дома является истица.

С... сельским поселением Актанышского муниципального района РТ, дана справка Ахметовой Н.М. Дата обезличена года рождения о семейном положении, у которой имеются: дочь Г.Р. Дата обезличена года рождения и внучка А.И. Дата обезличена года рождения.

Согласно ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст.27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8, "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" установлено что:

При рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. В жилищном законодательстве ссылки на норму предусматривающий факт регистрации членов семьи

Следовательно, в доме Ахметовой Н.М., фактически проживали и ухаживали за ней дочь Г.Р. и внучка А.И. до подачи заявления об улучшении жилищных условий. Злоупотребление правом Ахметовой Н.М., общественной жилищной комиссией не установлено.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представленного истцом, заключением эксперта №, РГУП «БТИ» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ на предмет исследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Актанышский р-н, <адрес>, установлено что износ жилого дома составляет 50 %.

Согласно эпикризу № клинического онкологического диспансера Министерства здравоохранения РТ Ахметовой Н.М. требуется уход за трахеостомой, наблюдение онколога, ЛОР врача и эндокринолога поликлиники КОД, осмотр и контроль ТТГ и ТГ ч/з 2-3 мес.

Главный врач Актанышской ЦРБ дал справку о том, что Ахметова Н.М., Дата обезличена г.р. проживающая в <адрес> Актанышского района РТ нуждается в постороннем уходе. Д/з СА щитовидной железы.

Согласно заключению врачей №, Ахметовой Н.М. с диагнозом цирроз печени, по состоянию здоровья нужен постоянный посторонний уход.

Ахметовой Н.М. филиалом № главного бюро медико-социальной экспертизы, согласно справке серии МСЭ-2011 № установлена первая группа инвалидности бессрочно.

Имеется экспертное заключение № от Дата обезличена.2011 г., утвержденное главным врачом филиала ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в РТ в г. Набережные Челны» и проведенное зав. отделом в Актанышском районе филиала ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в РТ в г.Набережные Челны», согласно которому установлено: жилой дом по адресу: РТ, Актанышский район, <адрес>, одноэтажный, бревенчатый, без фундамента, построен в 1976 году, электрифицирован, отопление - от местной газовой котельной, водяное, малоэффективно. В доме проживают 3 человека, хозяйка Ахметова Н.М. Дата обезличена г.р., пенсионерка, постельная больная онкологическим заболеванием, дочь Г.Р. Дата обезличена г.р., не работает, ухаживает за матерью и внучка А.И. Дата обезличена г.р. Водоснабжение приносное из уличной колонки, канализация отсутствует, что не соответствует санитарным требованиям. Общая площадь жилого дома - № кв.м., жилая площадь - № кв.м., высота помещений - № м. В доме всего 2 помещения: гостиная и кухня. Отделка помещений: полы - дощатые, покосившиеся с множественными расщелинами, окрашены масляной краской, не соответствуют санитарным требованиям. Продолжительность инсоляций жилых помещений соответствует санитарным нормам. Санитарно-бытовые условия: для соблюдения личной гигиены установлен рукомойник, мыло и полотенца имеются, баня отсутствует. Сбор твердых бытовых отходов производится в отдельную емкость, с последующим вывозом на несанкционированную свалку населенного пункта.

На основании проведенной отделом в Актанышском районе филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ в г. Набережные Челны» санитарно-эпидемиологической экспертизы: условий проживания в жилом доме по адресу: РТ, Актанышский район, <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п. 4.1., 8.1.1 (для индивидуальных жилых домов).

В судебном заседании на основании представленных доказательств установлено, что Ахметова Н.М. нуждалась в посторонней помощи, злоупотребления о намеренном ухудшении жилищных условий истцом не усмотрено.

Поэтому Ахметова Н.М., ее дочь Г.Р. и внучка А.И. проживали вместе с 2008 года по адресу РТ, Актанышский район, <адрес>.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Пунктом 33 Положения установлено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Намеренного ухудшения жилищных условий Ахметовой Н.М. судом не установлено.

Ахметовой Н.М. Дата обезличена года рождения с диагнозом цирроз печени, онкобольная, с установленной первой группы инвалидности бессрочно, по состоянию здоровья нужен постоянный посторонний уход, поэтому она проживает с дочерью Г.Р. Дата обезличена года рождения и внучкой А.И. Дата обезличена года рождения, в доме по адресу: РТ, Актанышский район, <адрес>, заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы, которой установлено, что условия проживания в жилом доме не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п. 4.1., 8.1.1(для индивидуальных жилых домов). Поэтому имеются основания для признания Ахметовой Н.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, распоряжением руководителя ИК Актанышского района от 11.08.2010 №-р Ахметову Н.М. незаконно отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Учитывая изложенное, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Ахметовой Н.М. к исполкому Актанышского муниципального района и общественной жилищной комиссии удовлетворить.

Распоряжение руководителя ИК Актанышского района от 11.08.2010 №-р отменить в части отказа в постановке на учет как нуждающейся улучшении жилищных условий Ахметовой Н.М., признать Ахметову Н.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Исполком Актанышского муниципального района РТ поставить ее в очередь в списке членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан.

Председательствующий А.Ш.Гараев.