о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по возрасту незаконным и признании права на досрочное пенсионное обеспечение



Р Е Ш Е Н И Е                                        № 2-414/12

                                   Именем Российской Федерации                           

24 сентября 2012 года                                                                                    с.Актаныш.                           

Актанышский районный суд РТ в составе председательствующего судьи Г.Р. Нурымовой, при секретаре З.Р. Ялаловой, а также с участием истицы Г.Ф. Магдановой, представителя ответчика ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Актанышском районе Р.Р.Аграпова, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магдановой Г.Ф. к ГУ-Управлению пенсионного фондаРФ в Актанышском районе об оспаривании решения,             

                                           у с т а н о в и л:

Магданова Г.Ф. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Управления пенсионного фонда РФ в Актанышском районе, в обоснование заявления указано следующее:

Она с ДД.ММ.ГГГГ работает в <данные изъяты>. Истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Актанышском районе с заявлением о назначении пенсии по старости лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Но получила отказ, т.к. нет 25 летнего специального стажа.

Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитаны в календарном порядке.

Магданова Г.Ф. просит признать незаконным решение ГУ-УПФР от ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения, обязать ответчика включить данные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала, просила обязать ответчика включить периоды нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении и назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня вынесения решения суда.           

              Представитель Управления пенсионного фонда РФ в Актанышском районе Аграпов Р.Р. в судебном заседании иск не признал, показал, что требование истицы о зачете в льготном исчислении периодов нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, незаконно.      Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781 предусмотрено, что периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев. Поскольку истица в данные периоды не работала по специальности, а осуществляла уход за ребенком, то учет этих периодов в льготном размере нарушит принцип справедливости при назначении пенсии лицам, непосредственно осуществляющим деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на организм, наравне с лицами, временно не осуществляющим такую деятельность.

Выслушав доводы сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

           Как видно из копии трудовой книжки, Магданова Г.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в Актанышском районе с заявлением о назначении пенсии. Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту, в связи с лечебной деятельностью, т.к. нет требуемого 25 летнего специального стажа. В специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности в связи с рождением ребенка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачитаны в календарном порядке.

Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта I статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности и на указанные периоды распространялись установленные правила исчисления периодов работы до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что отпуск истицы по родам наступил с ДД.ММ.ГГГГ и окончился ДД.ММ.ГГГГ, после отпуска по родам истице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, который также начался до ДД.ММ.ГГГГ и непрерывно перешел в отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, тогда как право на весь отпуск по уходу за ребенком без его разграничения по возрасту последнего истец получила до внесения изменений в закон. С учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорные периоды должны быть включены в специальный стаж работы истца в льготном исчислении.

Периоды работы истицы в <данные изъяты> исчислены льготно 1 год как 1 год и 6 месяцев. Отпуск по уходу за ребенком Магдановой Г.Ф. предоставлен в этот период, следовательно, и периоды получения пособия по временной нетрудоспособности в связи с рождением ребенка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны быть зачитаны в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев. Решение ответчика в этой части является незаконным.

         С учетом льготного исчисления спорных периодов истица на момент обращения в ГУ-УПФР не имела необходимого 25 летнего специального стажа. Таким образом, решение УПФР в части отказа в досрочном назначении пенсии было законным.

         С учетом изложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

         Исковое заявление Магдановой Г.Ф. удовлетворить частично.

Решение Управления пенсионного фонда РФ в Актанышском районе от ДД.ММ.ГГГГ признать частично незаконным.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Актанышскому району включить в специальный стаж для льготного назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью период нахождения Магдановой Г.Ф. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Льготно исчислить периоды получения пособия по временной нетрудоспособности в связи с рождением ребенка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один год как 1 год и 6 месяцев и назначить Магдановой Г.Ф, досрочную трудовую пенсию по старости со дня вынесения решения суда, то есть с 24.09.2012.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Актанышский райсуд.

                          Районный судья                                    Г.Р. Нурымова