о возложении права муниципальной собственности на объект культурного наследия



Дело № 2-100/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Акша 16 мая 2011 года

Акшинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Липовой Е.А.,

при секретаре Леоновой А.В.,

с участием прокурора <адрес> Крылова А.В.,

представителя ответчика – главы администрации сельского поселения «Нарасунское» муниципального района «Акшинский район» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-100/2011 по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Нарасунское» муниципального района «Акшинский район» о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет выявленного объекта культурного наследия как безхозяйного недвижимого имущества – памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Нарасунское» муниципального района «Акшинский район» о возложении обязанностей по принятию мер к оформлению права муниципальной собственности на объект культурного наследия – памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны и включению его в реестр муниципальной собственности сельского поселения «Нарасунское».

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства о защите объектов культурного наследия было установлено, что на территории <адрес> расположен памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны Данный объект 29 марта 1995 года нам основании действующего в тот период Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» был включен в перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации) объекты, являющиеся на день вступления в силу Федерального закона № 73 – ФЗ вновь выявленными памятниками истории и культуры, отнесены к выявленным объектам культурного наследия.

Согласно статьи 15 Федерального закона № 73 – ФЗ, в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

В силу части 8 статьи 18 Федерального закона № 73 – ФЗ, выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно статьи 6 Федерального закона № 73 – ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых и органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращения их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться в собственности поселений.

Статья 9.3 Федерального закона № 73 – ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, а также государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Аналогичная норма закреплена в п. 13 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Выявленный объект культурного наследия – памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны, расположенный в <адрес>, в установленном законом порядке не включен в единый реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и собственника не имеет, то есть является бесхозяйным имуществом.

Согласно положениям статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Администрация сельского поселения «Нарасунское» не принимает необходимых и достаточных мер по оформлению права муниципальной собственности на объект культурного наследия – памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны, что ставит под угрозу сохранность памятника в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Кроме того, в бюджете сельского поселения «Нарасунское» не предусматриваются денежные средства на содержание объекта культурного наследия, поскольку памятник не находится в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Часть 1 статьи 7 Федерального закона № 73 - ФЗ, гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом.

В связи с вышеизложенным, бездействие органов местного самоуправления сельского поселения «Нарасунское» не только нарушает права народов Российской Федерации, но и роняет авторитет государственной и муниципальной власти.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ и ст. 27 ФЗ

«О прокуратуре РФ», прокурор обратился с исковым заявлением в суд.

В уточненном исковом заявлении прокурор <адрес> просил суд обязать администрацию сельского поселения «Нарасунское» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет выявленного объекта культурного наследия – памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны, как бесхозяйного недвижимого имущества. От части исковых требований - о возложении на ответчика обязанности по включению в реестр муниципальной собственности сельского поселения «Нарасунское» выявленного объекта культурного наследия – памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны отказался.

В судебном заседании прокурор <адрес> Крылов А.В. уточненные исковые требования поддержал и просил суд обязать администрацию сельского поселения «Нарасунское» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет выявленного объекта культурного наследия – памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны, как бесхозяйного недвижимого имущества.

Представитель ответчика – администрации сельского поселения «Нарасунское» муниципального района «Акшинский район» ФИО3 уточненные исковые требования признала в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, разъяснив последствия признания иска в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика, поскольку это не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд пришел к данному выводу исходя из следующего:

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск; суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что представитель ответчика признала иск, и суд принял признание иска представителем ответчика, суд считает возможным принять решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истца исходя и из следующего:

В соответствии со ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с Федеральным законом № 73 - ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (в редакции ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Под государственной охраной объектов культурного наследия Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых и органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращения их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. (ст. 6 в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; (ст. 9.3 ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия (ст.15 ФЗ -73).

Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом ( пункт 8 ст. 18 ФЗ - 73).

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации (ст. 48 ФЗ - 73).

Объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к выявленным объектам культурного наследия и последующим переоформлением документов (пункт 4 ст. 64 ФЗ 73).

В соответствии с Федеральным законом № 53-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

К вопросам местного значения поселения относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (п. 13 ч. 1 ст. 14 в ред. ФЗ от 31.12.2005 № 199 - ФЗ).

В собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.9 ч. 2 ст. 50 в ред. ФЗ от 31.12.2005 № 199 - ФЗ).

В ходе судебного заседания из представленных суду доказательств было установлено, что памятник истории – памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны, сооруженный в 1972 году, расположенный в селе <адрес>, то есть на территории администрации сельского поселения «Нарасунское» муниципального района «Акшинский район», ДД.ММ.ГГГГ Центром по сохранению историко-культурного наследия <адрес> внесен в список №, как вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (л.д.6-7).

В соответствии с п. 4 ст. 64 Федерального закона № 73 - ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» данный памятник отнесен к выявленным объектам культурного наследия;

Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним памятник не внесен (л.д.8);

Согласно сведений, представленных и.о. главы администрации муниципального района «Акшинский район» ФИО4, на территории муниципального района «Акшинский район» объекты культурного наследия (памятники архитектуры, истории и культуры) не зарегистрированы, в реестре муниципального имущества муниципального района «Акшинский район» и в реестрах сельских поселений муниципального района «Акшинский район» не числятся, то есть памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны, находящийся на территории сельского поселения «Нарасунское» муниципального района «Акшинский район» собственника не имеет, поэтому является бесхозяйным имуществом.

В соответствие со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, исходя из изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес> о понуждении администрации сельского поселения «Нарасунское» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет выявленного объекта культурного наследия – памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны, как бесхозяйного недвижимого имущества, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПУ РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Нарасунское» муниципального района «Акшинский район» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет выявленного объекта культурного наследия – памятник в честь воинов – земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны, расположенного в селе <адрес>, как бесхозяйного недвижимого имущества.

Решение суда, обязывающее ответчика совершить действие, исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней со дня вынесения в Забайкальский краевой суд подачей жалобы в Акшинский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Акшинского районного суда Е.А.Липовая