Дело №2-129-2011 РЕШЕНИЕ с.Акша 25 мая 2011 г. Акшинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Жамбаловой Д.Ж., при секретаре Журавлевой Н.О., с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> Дымбрыловой Е.Ц., представителя ответчика администрации муниципального района «Акшинский район» - ФИО2, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Крылова А.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Акшинский район» о понуждении к принятию мер по обеспечению местами детей в дошкольных образовательных учреждениях, проживающих на территории сельских поселений «Акшинское», «Бытэвское», «Урейское», «Улачинское», «Нарасунское», «Могойтуйское» муниципального района «Акшинский район», УСТАНОВИЛ: <адрес> Крылов А.В. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Акшинский район» о понуждении к принятию мер по обеспечению местами детей в дошкольных образовательных учреждениях, проживающих на территории сельских поселений «Акшинское», «Бытэвское», «Урейское», «Улачинское», «Нарасунское», «Могойтуйское» муниципального района «Акшинский район». В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального района «Акшинский район» требований действующего законодательства, направленного на обеспечение общедоступности дошкольного образования. Согласно ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, государство обеспечивает гражданам право на образование и путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Статьей 17 Закона №3266-1 установлено, что общеобразовательные программы реализуются, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. При этом воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимая коррекция нарушений развития этих детей в помощь семье обеспечивается сетью дошкольных образовательных учреждений (ст.18 Закона №3266-1). Как следует из п.п.1 п.1 ст.31 Закона №3266-1, п.11 ч.1 ст.15, п.13, ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Из Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666 следует, что дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного образования. Данным Типовым положением определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения, к которым относятся: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей и т.д. В ходе проведенной проверки установлено, что в 1992 году на территории муниципального района «Акшинский район» функционировало 17 дошкольных образовательных учреждений. Перепрофилировано два дошкольных образовательных учреждения: детский сад, расположенный в <адрес> перепрофилирован в социально-реабилитационный центр <данные изъяты> детский сад, расположенный в <адрес> перепрофилирован в 2001 году в социально реабилитационный центр <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ – в общежитие <данные изъяты>. В связи с малочисленностью ликвидировано два дошкольных образовательных учреждения в <адрес> (в 2001 году) и в <адрес> (в 2004 году). Таким образом, в настоящее время на территории муниципального района «Акшинский район» функционирует 13 дошкольных образовательных учреждений. По сведениям отдела образования муниципального района «Акшинский район» всего в возрасте от 1 до 7 лет на территории района 998 детей, из них охвачено услугами дошкольного образовательного учреждения 399 детей, не охвачено 594 детей, состоят на очереди 199 детей (<адрес> – 151, <адрес> – 10, <адрес> – 11, <адрес> – 2, <адрес> – 5, <адрес> – 20). Отказы в предоставлении путевок в муниципальные дошкольные образовательные учреждения связаны с отсутствием свободных мест в данных учреждениях. Следовательно, более половины детского населения лишены возможности получения дошкольного образования, соответственно полноценного и всестороннего развития. По данному нарушению прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было внесено в адрес главы муниципального района «Акшинский район» представление об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании. Однако, администрацией муниципального района «Акшинский район» конкретных мер к получению доступного дошкольного образования детьми, проживающими на территории района, не принимаются. Не принятие со стороны администрации муниципального района «Акшинский район» мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования является незаконным и нарушает права и законные интересы несовершеннолетних лиц на получение дошкольного образования, гарантированного государством. На основании ст.45 ГПК РФ прокурор обращается с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц чьи интересы в праве на общедоступное дошкольное образование могут быть нарушены в результате отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно ст.12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Просит обязать администрацию муниципального района «Акшинский район» принять меры по обеспечению местами детей в дошкольных образовательных учреждениях, проживающих на территории сельских поселений «Акшинское», «Бытэвское», «Урейское», «Улачинское», «Нарасунское», «Могойтуйское» муниципального района «Акшинский район». В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дымбрылова Е.Ц. исковые требования уточнила, попросив суд о понуждении администрации муниципального района «Акшинский район» к принятию мер по обеспечению местами детей в дошкольных образовательных учреждениях, проживающих на территории сельского поселения «Акшинское». От исковых требований в части понуждения к принятию мер по обеспечению местами детей в дошкольных образовательных учреждениях, проживающих на территории сельских поселений «Бытэвское», «Урейское», «Улачинское», «Нарасунское», «Могойтуйское» муниципального района «Акшинский район» прокурор <адрес> отказался. Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части понуждения администрации муниципального района «Акшинский район» к принятию мер по обеспечению местами детей в дошкольных образовательных учреждениях, проживающих на территории сельских поселений «Бытэвское», «Урейское», «Улачинское», «Нарасунское», «Могойтуйское» муниципального района «Акшинский район» прекращено, в связи с отказом истца от части иска. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дымбрылова Е.Ц. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика администрации муниципального района «Акшинский район» ФИО2 уточненные исковые требования прокурора признала в полном объеме, и суду пояснил, что действительно в настоящее время в сельском поселении «Акшинское» нуждаются в устройстве в дошкольные образовательные учреждения 58 детей. Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что информация представленная ранее в прокуратуру <адрес> о количестве детей, которые нуждаются в устройстве в дошкольные образовательные учреждения сельских поселений «Бытэвское», «Урейское», «Улачинское», «Нарасунское», «Могойтуйское» устаревшая, поскольку она была дана на ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в указанных сельских поселениях детей, которые нуждаются в устройстве в детские сады, нет. В сельском поселении «Акшинское» количество нуждающихся в устройстве в детские сады составляет 58 детей. Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав собранные по делу доказательства, разъяснив последствия признания иска ответчиком, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц. Учитывая, что ответчик признал исковые требования истца, и суд принял признание иска ответчиком, суд считает необходимым принять решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок в течение которого ответчиком должна быть исполнена обязанность по принятию мер по обеспечению местами детей в дошкольных образовательных учреждениях, проживающих на территории сельского поселения «Акшинское» муниципального района «Акшинский район». В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, п. 9 ч.1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты госпошлины освобождены. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора <адрес> Крылова А.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Акшинский район» о понуждении к принятию мер по обеспечению местами детей в дошкольных образовательных учреждениях, проживающих на территории сельского поселения «Акшинское» муниципального района «Акшинский район», удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Акшинский район» принять меры по обеспечению местами детей в дошкольных образовательных учреждениях, проживающих на территории сельского поселения «Акшинское» муниципального района «Акшинский район». Установить срок для исполнения решения суда до 01 января 2012 г. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд подачей жалобы в Акшинский районный суд. Судья: подпись. Копия верна: Судья Акшинского районного суда Д.Ж. Жамбалова
именем Российской Федерации