о понуждении обратится в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет гидротехнического сооружения



Дело № 2-123/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Акша 23 мая 2011 года

Акшинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Липовой Е.А.,

при секретаре Леоновой А.В.,

с участием по поручению прокурора <адрес> - помощника прокурора <адрес> ФИО2,

представителя ответчика – администрации сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» - главы администрации Зиброва И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-123/2011 по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет гидротехнического сооружения, расположенного на территории сельского поселения «Усть-Илинское», как безхозяйного недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет гидротехнического сооружения, расположенного на территории сельского поселения «Усть-Илинское», как безхозяйного недвижимого имущества, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям (далее - ГТС) относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнения и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения «Усть-Илинское» находится гидротехническое сооружение (дамба), являющееся бесхозяйным, поскольку документы, устанавливающие право собственности на указанный объект отсутствуют.

Как следует из ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственника который неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Статус гидротехнического сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения сельского поселения «Усть-Илинское», требует принятия мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится широкий круг вопросов, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории поселения.

Согласно п.5 ч.2 ст.50 Закона № 131 - ФЗ, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.

Как следует из ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальное возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и максимальных потерь в случае их возникновения.

Администрацией сельского поселения «Усть-Илинское» каких-либо мер по постановке ГТС на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, принятию в муниципальную собственность и обеспечению безопасности данного ГТС до настоящего времени не принято.

Так, ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес главы сельского поселения «Усть-Илинское» было внесено представление об устранении нарушений (принятии ГТС в муниципальную собственность). Однако ответчиком мер по устранению выявленных нарушений не принято ввиду отсутствия финансовых средств.

Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией сельского поселения «Усть-Илинское» вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения, которые могут повлечь стихийные бедствия и разрушения, и не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Учитывая, что администрацией сельского поселения «Усть-Илинское» не осуществляется каких-либо мер, направленных на принятие в муниципальную собственность гидротехнического сооружения, расположенного на территории сельского поселения «Усть-Илинское», тем самым не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, права последних на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 12 ГК РФ следует, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право, присуждение к исполнению обязанностей в натуре, а также возмещение убытков.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 представила суду заявление прокурора <адрес> Крылова А.В. об уточнении исковых требований, поддержала его, и попросила суд обязать администрацию сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве безхозяйного имущества – гидротехнического сооружения, расположенного на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – администрации сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» - глава администрации Зибров И.М. уточненные исковые требования прокурора не признал, и суду пояснил, что после получения представления и.о. прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он начал выяснять, что это за объект, расположенный на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район». Выяснил, что это сложное гидротехническое сооружение, состоящее из насыпи и сливных шлюзов. Бывший бухгалтер колхоза имени Ленина ему пояснила, что в 60-х годах было наводнение, поэтому было организовано строительство гидротехнического сооружения – дамбы на реке Онон в селе Усть-Иля., которое производило предприятие «Мелиоводстрой». На балансе колхоза имени Ленина данный объект не стоял. В 80-х годах было второе наводнение, и была построена вторая часть дамбы, преграждающая <адрес> от наводнения поводковых вод с горных рек. Вторую часть гидротехнического сделали вокруг села в виде насыпи. Общая протяженность гидротехнического сооружения составляет около 7 километров: вокруг села – около 4 километров и по одному берегу реки Онон – около 3 километров. В настоящее время гидротехническое сооружение на балансе сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» не состоит, никаких документов на данный объект нет. Доходы сельского поселения «Усть-Илинское» составляют около 150000 рублей, а содержание гидротехнического сооружения требует больших затрат. Угроза безопасности от наводнения населения, проживающего на территории сельского поселения «Усть-Илинское», существует.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истца, исходя из следующего:

В соответствии с Федеральным законом № 117 - ФЗ от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений»:

Гидротехнические сооружения – это, в том числе, и сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов (ст. 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2008 № 118-ФЗ).

Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением (ст. 3 ФЗ №117).

В соответствие со ст.9 ФЗ №117, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 № 118-ФЗ);

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ);

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ);

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно п.1 ст. 22.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 20 марта 2011 года), права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

К вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории поселения (п.8 ч.1 ст.14 ФЗ №131).

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.5 ч.2 ст.50 ФЗ №131).

В соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст.1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ).

Согласно ст.7 ФЗ №68, основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 № 91-ФЗ)

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 19.05.2010 № 91-ФЗ).

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст.18 ФЗ №68, граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста – главный специалист по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального района «Акшинский район» ФИО5 суду пояснил, что гидротехническое сооружение на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» было построено для предотвращения от наводнения паводковых вод. В 2006-2007 году производилось обследование гидротехнического сооружения, расположенного на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район», оно частично разрушено, требуется ремонт. В случае чрезвычайной ситуации – наводнения от паводковых вод, существует угроза жизни и здоровью населения, проживающего на территории сельского поселения, поэтому необходимость в гидротехническом сооружении есть.

Из представленной информации главы муниципального района «Акшинский район» ФИО6 следует, что на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» находится дамба, которая является безхозяйной, поскольку собственника не имеет (л.д.9).

Согласно сообщению заместителя руководителя Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО7, сведения по дамбе, находящейся на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район», отсутствуют (л.д.16).

Из сообщений и.о.главы администрации муниципального района «Акшинский район» ФИО8 следует, что сведения о проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, собственнике гидротехнического сооружения, находящегося на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район», отсутствуют; указанное ГТС муниципальной собственностью района и поселений не является; в Российский регистр гидротехнических сооружений не внесено(л.д.17, 19).

В соответствие со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, в ходе судебного заседания было установлено, что на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» находится гидротехническое сооружение, документы, устанавливающие право собственности на указанный объект, отсутствуют. В случае отсутствия гидротехнического сооружения или его разрушения существует угроза жизни и здоровья населения, проживающего на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район». Необходимость защиты населения от наводнения паводковых вод на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» существует. Отсутствие каких-либо документов на гидротехническое сооружение свидетельствует об отсутствии собственника и о том, что гидротехническое сооружение является безхозяйным недвижимым имуществом.

На основании ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к администрации сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет гидротехнического сооружения, расположенного на территории сельского поселения «Усть-Илинское», как безхозяйного недвижимого имущества, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПУ РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет гидротехнического сооружения, расположенного на территории сельского поселения «Усть-Илинское» муниципального района «Акшинский район», как безхозяйного недвижимого имущества.

Решение суда, обязывающее ответчика совершить действие, исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд подачей жалобы в Акшинский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна: Судья Акшинского районного суда Е.А.Липовая