Дело № 2-140/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 29 июня 2011 года Акшинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Батомункуева С.Б., при секретаре Яременко Т.С., с участием помощника прокурора <адрес> Дымбрыловой Е.Ц., представителя ответчика – главы администрации сельского поселения «Новокургатайское» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Акша в зале суда гражданское дело № 2-140/2011 по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Новокургатайское» муниципального района «Акшинский район» о признании бездействия администрации сельского поселения «Новокургатайское» муниципального района «Акшинский район» по обеспечению пожарной безопасности села Новокургатай и села Новоказачинск незаконным и об обязывании совершить действия по обеспечению пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: <адрес>, обращаясь в суд с исковым заявлением, просит признать бездействие администрации сельского поселения «Новокургатайское» муниципального района «Акшинский район» по обеспечению пожарной безопасности села Новокургатай и села Новоказачинск незаконным и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ: 1) обеспечить забор воды в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории сельского населенного пункта <адрес> – путем обустройства подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12?12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на реке Онон возле <адрес>; 2) установить средства звуковой сигнализации в <адрес> и <адрес> для оповещения людей на случай пожара; 3) установить указатели по направлению движения к водоисточникам, расположенным в <адрес>, возле <адрес> реке Онон возле <адрес>; 4) обеспечить <адрес> и <адрес> переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в сельском поселении «Новокургатайское» не обеспечены первичные меры пожарной безопасности. Так, на территории сельского поселения «Новокургатасйкое» расположено два сельских населенных пункта: <адрес> и <адрес>. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Согласно ст.19 закона № 69-ФЗ, п.95 ППБ 01-03 в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в целях пожаротушения должны быть созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения. В соответствии с п.п. 94 и 95 ППБ 01-03 водопроводные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года, при наличии на территории естественных или искусственных водоисточников к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12?12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В соответствии с п.90 ППББ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу. В нарушение вышеуказанных норм и требований сельские населенные пункты: <адрес> и <адрес> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара не обеспечены. В <адрес> отсутствуют искусственные водоисточники (водопроводные башни), а имеющийся вблизи села естественный водоем – река Онон, не обеспечен подъездами с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В сельских населенных пунктах <адрес> и <адрес> отсутствуют указатели по направлению движения к водоисточникам. Кроме того, <адрес>, в котором расположено 200 усадеб (дворов), и <адрес>, в котором расположено 50 усадеб (дворов), не обеспечены переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения. Отсутствие на территории <адрес> условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, в <адрес> и <адрес> средств звуковой сигнализации в для оповещения людей на случай пожара, указателей по направлению движения к водоисточникам, переносной пожарной мотопомпы для целей пожаротушения отрицательно влияет на пожарную безопасность сельских населенных пунктов и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества, может служить причиной аварий и чрезвычайных ситуаций, а также способствовать увеличению негативных последствий в результате умышленных противоправных действий (террористические акты и т.п.). В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дымбрылова Е.Ц. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом срок исполнения решения суда просит установить до ДД.ММ.ГГГГ с учетом финансового положения администрации сельского поселения «Новокургатайское». Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения «Новокургатайское» ФИО3 не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора, но при этом, утверждая, что меры по пожарной безопасности со стороны администрации поселения принимались. В частности, указывает, что на водонапорной башне был установлен дополнительный насос для обеспечения забора воды. В настоящее время принимаются меры по установке пирса, приобретены указатели, установлен кусок рельса для оповещения людей на случай пожара. Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с Федеральным законом №69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре (ст. 19). В соответствии со ст. 19 Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основным принципом защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является, в том числе, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. В силу ст. 7 Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основным принципом защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является, в том числе, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. В соответствии с пунктами 8, 9 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №,: - Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп (п.31). - У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п.90). - При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (п.94). - Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается (п. 95). - На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (п. 114). Между тем, согласно актам проверки законодательства о пожарной безопасности в сельском поселении «Новокургатайское» от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее: в селе Новокургатай и селе Новоказачинск отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в селе Новокургатай имеется два водоисточника - водонапорные башни (вода забирается из скважин), расположенные по <адрес> возле <адрес> возле <адрес>, и по направлению движения к ним отсутствуют указатели; в селе Новокургатай расположено 200 дворов, но переносная пожарная мотопомпа для целей пожаротушения отсутствует; с селе Новоказачинск отсутствуют искусственные водоисточники (водонапорные башни), но вблизи села имеется естественный водоем – река Онон, однако, подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время не имеются; в селе Новоказачинск 50 дворов, но переносная пожарная мотопомпа для целей пожаротушения отсутствует. Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что по инициативе прокуратуры <адрес> с его участием проводилась проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в сельских поселениях, в том числе и в сельском поселении «Новокургатайское». В ходе проверки были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии в селах Новокургатай и Новоказачинск переносных пожарных мотопомп, указателей по направлению движения к водоисточникам, звуковой сигнализации, в селе Новоказачинск подъезда к реке Онон с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что создает опасность возникновения чрезвычайной ситуации; и их наличие обязательно. Стороной ответчика суду не представлено доказательств наличия мотопомп, указателей по направлению движения к водоисточникам, звуковых сигнализации, подъезда к реке Онон с площадками с твердым покрытием, а также принятие мер по обеспечению сельского населенного пункта <адрес> и <адрес> таковым на момент проведения проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности. Поэтому, исходя из изложенного, суд пришел к выводу о необходимости признания бездействия ответчика по обеспечению пожарной безопасности <адрес> и <адрес> незаконным. На основании ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая данные нормы закона, с учетом уточненных требований прокурора <адрес>, суд считает необходимым установить такой срок до ДД.ММ.ГГГГ. Доводы представителя ответчика о принятии мер по обеспечению пожарной безопасности суд не может принять во внимание, учитывая, что таких доказательств суду не было представлено. Не могут быть учтены судом и доводы о том, что после проведенной проверки установлены указатели по направлению движения к водоисточникам, и установка звуковых сигнализаций в виде отрезков рельс, поскольку также суду документальные сведения в подтверждение не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать бездействие администрации сельского поселения «Новокургатайское» муниципального района «Акшинский район» по обеспечению пожарной безопасности <адрес> и <адрес> незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Новокургатайское» муниципального района «Акшинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: 1) обеспечить забор воды в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории сельского населенного пункта <адрес> путем обустройства подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12?12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на реке Онон возле <адрес>; 2) установить средства звуковой сигнализации в <адрес> и <адрес> для оповещения людей на случай пожара; 3) установить указатели по направлению движения к водоисточникам, расположенным: - в <адрес> возле <адрес>; - на реке Онон возле <адрес>; 4) обеспечить <адрес> и <адрес>, каждое, переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в Забайкальский краевой суд подачей жалобы или представления в Акшинский районный суд. Председательствующий-подпись. Копия верна, Судья С.Б. Батомункуев.