о признании бездействия по обеспечению пожарной сигнализацией



Дело № 2-144/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июня 2011 года Акшинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Батомункуева С.Б.,

при секретаре Яременко Т.С.,

с участием помощника прокурора <адрес> Дымбрыловой Е.Ц.,

представителя ответчика – главы администрации сельского поселения «Убур-Тохторское» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Акша в зале суда гражданское дело №2-144/2011 по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Убур-Тохторское» муниципального района «Акшинский район» о признании бездействия администрации сельского поселения «Убур-Тохторское» муниципального района «Акшинский район» по обеспечению пожарной безопасности села Убур-Тохтор незаконным и об обязывании совершить действия по обеспечению пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, обращаясь в суд с исковым заявлением, просит признать бездействие администрации сельского поселения «Убур-Тохторское» муниципального района «Акшинский район» по обеспечению пожарной безопасности села Убур-Тохтор незаконным и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ: 1) установить средства звуковой сигнализации в <адрес> для оповещения людей на случай пожара; 2) установить указатели по направлению движения к водоисточнику в <адрес> между домами и ; 3) обеспечить <адрес> переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в сельском поселении «Убур-Тохторское» не обеспечены первичные меры пожарной безопасности.

Так, на территории сельского поселения «Убур-Тохторское» расположен сельский населенный пункт - <адрес>.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Согласно ст.19 закона №69-ФЗ, п.95 ППБ 01-03 в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в целях пожаротушения должны быть созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения.

В соответствии с п.90 ППББ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п. 31 ППБ 0103 сельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.

В нарушение вышеуказанных норм и требований сельский населенный пункт - <адрес> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара не обеспечен.

В <адрес> имеется один действующий водоисточник (водонапорная башня, производящая забор воды из скважины), расположенный в <адрес>, между домами и , который приспособлен для отбора воды пожарной техникой в любое время года, однако указатели по направлению движения к водоисточнику, отсутствуют.

Кроме того, <адрес>, в котором расположено 96 усадеб (дворов), не обеспечено переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения.

Отсутствие на территории <адрес> средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, указателей по направлению движения к водоисточникам, переносной пожарной мотопомпы для целей пожаротушения отрицательно влияет на пожарную безопасность сельского населенного пункта, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества, может служить причиной аварий и чрезвычайных ситуаций, а также способствовать увеличению негативных последствий в результате умышленных противоправных действий (террористические акты и т.п.).

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дымбрылова Е.Ц. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом срок исполнения решения суда просит установить до ДД.ММ.ГГГГ с учетом финансового положения администрации сельского поселения «Убур-Тохторское», а также с учетом устранения после проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности нарушения, выразившейся в отсутствии указателей по направлению движения к водоисточникам, переносной пожарной мотопомпы для целей пожаротушения, просит обязать ответчика установить средства звуковой сигнализации в <адрес> для оповещения людей на случай пожара.

Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения «Убур-Тохторское» ФИО3 не возражает против удовлетворения исковых требований, указывая о согласии с выявленными нарушениями пожарной безопасности. Причины допущенных нарушений объясняет отсутствием денежных средств в бюджете сельского поселения.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 19 Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

В силу ст. 7 Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основным принципом защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является, в том числе, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии с пунктами 8, 9 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313,:

- Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп (п.31).

- У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п.90).

- Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается (п. 95).

- На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (п. 114).

Между тем, согласно акту проверки законодательства о пожарной безопасности в сельском поселении «Убур-Тохторское» от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее: в <адрес> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; на территории поселения имеется одна водонапорная башня, предназначенная для забора воды пожарной машиной, по <адрес> между домами 13 и 15, но указатели к башне отсутствуют; в <адрес> расположено 96 дворов, но отсутствует переносная пожарная мотопомпа.

Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что по инициативе прокуратуры <адрес> с его участием проводилась проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в сельских поселениях, в том числе и в сельском поселении «Убур-Тохторское». В ходе проверки были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии переносной пожарной мотопомпы, указателей по направлению движения к водоисточнику, звуковой сигнализации, что создает опасность возникновения чрезвычайной ситуации; и их наличие обязательно.

Стороной ответчика суду не представлено доказательств наличия мотопомпы, указателей по направлению движения к водоисточнику, звуковой сигнализации, а также принятие мер по обеспечению сельского населенного пункта <адрес> таковым на момент проведения проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности.

Поэтому, исходя из изложенного, суд пришел к выводу о необходимости признания бездействия ответчика по обеспечению пожарной безопасности <адрес> незаконным.

Между тем, стороной ответчика суду представлены сведения о принятии мер по обеспечению пожарной безопасности <адрес> после проведенной проверки.

Так, согласно закупочному акту от ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселение «Убур-Тохторское» приобретена мотопомпа с рукавом для пожарного обеспечения населения; согласно квитанции к приходному ордеру от ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения «Убур-Тохторское» произведена оплата денежных средств за изготовление указателей к водоисточнику; согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлены указатели по направлению движения к водоисточнику.

Поэтому суд, принимая данное обстоятельство, свидетельствующее об устранении части выявленных нарушений, с учетом уточненных прокурором требований, считает необходимым удовлетворить требования прокурора, признавая бездействие ответчика по обеспечению пожарной безопасности <адрес> незаконным и возлагая обязанность на ответчика установить средства звуковой сигнализации в <адрес> для оповещения людей на случай пожара.

На основании ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая данные нормы закона, с учетом уточненных требований прокурора <адрес>, суд считает необходимым установить такой срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения «Убур-Тохторское» муниципального района «Акшинский район» по обеспечению пожарной безопасности села Убур-Тохтор незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения «Убур-Тохторское» муниципального района «Акшинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить средства звуковой сигнализации в <адрес> для оповещения людей на случай пожара.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в Забайкальский краевой суд подачей жалобы или представления в Акшинский районный суд.

Председательствующий-подпись.

Копия верна,

Судья С.Б. Батомункуев.