Решение по иску о признании бездействия незаконным и о понуждении к действию



Дело № 2-153/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 августа 2011 года Акшинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Батомункуева С.Б.,

при секретаре Пинчуковой Т.З.,

с участием прокурора <адрес> Крылова А.В.,

представителя ответчика – Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Акшинский» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Акша в зале суда гражданское дело № 2-153/2011 по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОВД по <адрес> и Управлению МВД РФ по <адрес> о признании бездействия незаконным и о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОВД по <адрес>, и просит признать бездействие руководства ОВД по <адрес> по соблюдению требований законодательства о порядке содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в ИВС ОВД по <адрес> незаконным; обязать ОВД по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ: 1) обеспечить прохождение прибывшими в ИВС подозреваемыми и обвиняемыми санитарной обработки путем создания в ИВС ОВД по <адрес> санпропускника; 2) обеспечить дезинфекцию одежды прибывших в ИВС подозреваемых и обвиняемых путем создания в ИВС ОВД по <адрес> дезинфекционной камеры; 3) оборудовать камеры ИВС ОВД по <адрес> санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, вытяжной вентиляцией; 4) создать в ИВС ОВД по <адрес> медицинский кабинет для осуществления медицинского осмотра.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства о порядке содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в ИВС ОВД по <адрес> выявлены многочисленные нарушения закона.

Так, в нарушение требований пунктов 14, 42, 45, 47 и 124 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11. 2005 г. (далее Правил), в ИВС ОВД по <адрес> отсутствует водоснабжение, канализация, камеры не оборудованы санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, вытяжная вентиляция в камерах неисправна; поступившие в ИВС лица не проходят первичную санитарную обработку, дезинфекция одежды не проводится, санпропускник, камера для дезинфекции вещей в помещении ИВС отсутствуют; еженедельная помывка лиц, содержащихся под стражей в ИВС, не обеспечена; медицинский кабинет отсутствует, в связи с чем не организован обязательный медицинский осмотр.

Ввиду отсутствия дезинфекционной камеры и санпропускника не проводится санитарная обработка поступающих под стражу лиц, что, по мнению прокурора, создает реальную угрозу здоровью и трудоспособности личного состава, вызывает риск заболеваний сотрудников ИВС, лиц, содержащихся под стражей, инфекционными и паразитарными заболеваниями, нарушает закрепленное в ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации право сотрудников ИВС ОВД на безопасные условия труда.

Также, в связи с необорудованием камер ИВС санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, вытяжной вентиляцией, отсутствием медицинского кабинета в ИВС нарушаются права подозреваемых и обвиняемых на содержание под стражей в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству прокурора привлечены к участию в деле в качестве соответчика – Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальском у краю (далее УМВД России по <адрес>).

В последующем в ходе судебного разбирательства по ходатайству прокурора района, в связи с реорганизацией ОВД по <адрес>, судом произведена замена его правопреемником – Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Акшинский» (далее МО МВД России «Акшинский»).

В связи с данными обстоятельствами прокурором района уточнены исковые требования, и прокурор района просит:

- признать бездействие ОВД по <адрес>, УМВД России по <адрес> по соблюдению требований законодательства о порядке содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС ОВД по <адрес> незаконным;

- обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Акшинский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

1) обеспечить прохождение прибывшими в ИВС подозреваемыми и обвиняемыми санитарной обработки путем создания в ИВС МО МВД РФ «Акшинский» санпропускника;

2) обеспечить дезинфекцию одежды прибывших в ИВС подозреваемых и обвиняемых путем создания в ИВС МО МВД РФ «Акшинский» дезинфекционной камеры;

3) оборудовать камеры ИВС МО МВД РФ «Акшинский» санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, вытяжной вентиляцией;

4) создать в ИВС МО МВД РФ «Акшинский» медицинский кабинет для осуществления медицинского осмотра;

- обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести финансирование Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Акшинский» по созданию в изоляторе временного содержания санпропускника, дезинфекционной камеры, медицинского кабинета для осуществления медицинского осмотра, оборудованию камер ИВС санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, вытяжной вентиляцией.

В судебном заседании прокурор <адрес> Крылов А.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – МО МВД России «Акшинский» ФИО3 исковые требования признал и суду пояснил, что здание ИВС строилось в прошлом веке, и строение деревянное с бетонным полом, железными стенами. Создание санпропускника фактически предполагает перестройку, но финансирования на это нет. Начальником ИВС были подготовлены документы на ремонт ИВС, и по ним принималось решение о финансировании в 2013 году. МО МВД России, согласно Положению, также как и ОВД по <адрес> обязан обеспечивать в соответствии с законодательством РФ содержание задержанных и заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Финансирование ИВС производится за счет средств федерального бюджета.

Представитель соответчика - УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах его неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом мнения сторон суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя УМВД России по <адрес>.

В письменном возражении представитель УМВД России по <адрес> просит в иске прокурора отказать, указывая следующее:

- УМВД России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком, поскольку ИВС является структурным подразделением ОВД по <адрес>, который в свою очередь является самостоятельным юридическим лицом;

- прокурор не вправе обращаться в суд с указанными требованиями, так как подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в ИВС ОВД по <адрес>, вправе сами обратиться в суд за защитой своих интересов, если считают, что нарушаются их права и законные интересы;

- у ОВД по <адрес> нет обязанности в обязательном порядке оборудовать санпропускник в ИВС (учитывая отсутствие технической возможности его оборудовать), так как в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрена альтернатива в виде возможности прохождения вновь прибывшими подозреваемыми и обвиняемыми санитарной обработки, при отсутствии санпропускника ИВС, в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта;

- в нормативных документах, на которые ссылается прокурор, не предусмотрено обязательное наличие в камерах ИВС санузла, а также крана с водопроводной водой;

- прокурором предъявлены необоснованные требования по созданию в ИВС медицинского кабинета, поскольку в соответствии с Правилами, указанными выше, такого кабинета не предусмотрено;

- на 2011-2013 г.г. УМВД России по <адрес> запланирована помощь ОВД по <адрес> по благоустройству ИВС, в том числе вложение значительных денежных средств в ремонт ИВС.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд считает требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению исходя из следующего:

<адрес>, обращаясь в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий.

Так, в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно п. 3 ст. 35 вышеуказанного закона, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Приведенные выше нормы законов свидетельствуют о правомочности прокурора при обращении в суд с иском, законности его действий, который подал исковое заявление в целях предупреждения нарушения прав подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД по <адрес>.

Кроме того, суд учел, что прокурор, в силу ст. 32 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, и в силу этого в случае выявления нарушений вправе обратиться в суд с требованием об устранении таких нарушений.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, прокурором <адрес> по результатам проверок исполнения требований законодательства о порядке содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в ИВС ОВД по <адрес>, выявлены нарушения, требующие их устранения, с чем суд соглашается.

Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ).

В силу со ст. 9 данного закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ -ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ).

Согласно п. 9 ст. 17 данного закона подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, которые в соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Так, согласно п. 14 Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правил), в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта; одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

Согласно п. 42 Правил, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

В соответствии с п. 45 Правил, камеры ИВС оборудуются: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; приточной и/или вытяжной вентиляцией;

Согласно п. 47 Правил, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

В силу п. 122 Правил, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно п. 124 Правил, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается факт того, что ОВД по <адрес> являлся юридическим лицом.

Из Положения об ОВД по <адрес>, утвержденного приказом УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , следует:

- горрайорган внутренних дел осуществляет полномочия органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, защиты собственности от противоправных посягательств, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, борьбы с преступностью на территории <адрес> (п. 2);

- входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Управлению внутренних дел по <адрес> (п. 3);

- является юридическим лицом, в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, самостоятельный баланс, счета, выступает истцом и ответчиком в суде (п. 9);

- финансирование горрайоргана внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета <адрес>, бюджета <адрес>, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12);

- материально-техническое обеспечение горрайоргана внутренних дел осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и нормативными актами МВД России (п. 13);

- осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование (п. 17.18);

Из исследованных судом материалов дела установлено, что в здании ОВД по <адрес>, расположенном в <адрес>, имеется ИВС, состоящий из трех камер.

При этом как следует из справки о результатах проверки ИВС ОВД от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокурором <адрес> с участием начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Кыринском, <адрес>х, инспектора ОГПН <адрес>, в ИВС возможность еженедельной помывки содержащихся лиц осуществляется в камере из таза, санпропускник и дезинфекционная камера, санитарный узел с соблюдением необходимых мер приватности, кран с водопроводной водой отсутствуют.

Согласно акта проверки ИВС от ДД.ММ.ГГГГ также установлено, что камеры не оборудованы кранами с водопроводной водой; камеры не оборудованы санитарными узлами; поступившие в ИВС лица не проходят первичную санитарную обработку, дезинфекция не проводится; еженедельная помывка не организована; санпропускник и камера для дезинфекции вещей отсутствуют; нет медицинского кабинета; вытяжная вентиляция не исправна.

Приведенные выше факты свидетельствует о допущенных нарушениях требований законодательства о порядке содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в ИВС ОВД по <адрес>, и данные обстоятельства не оспариваются представителем МО МВД России «Акшинский».

Поэтому, суд, учитывая, что установленные судом нарушения, выразившиеся в несоответствии технического состояния помещений ИВС требованиям Федерального закона № 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», не могут быть оправданы доводами ответчиков о недостатке финансирования, об отсутствии необходимости исполнения требований прокурора, потому как органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, считает необходимым удовлетворить уточненные требования прокурора.

При этом суд принимает во внимание положение об УМВД России по <адрес>, согласно которой Управление обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование (п. 20); финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности УВМД России по <адрес> осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами МВД России (п. 23).

Доводы представителя МО МВД России «Акшинский» о принятии мер по соблюдению требований законодательства о порядке содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в ИВС путем подготовки документов на ремонт ИВС, суд не может принять во внимание, поскольку данные действия предприняты лишь в момент подачи прокурором иска по настоящему делу.

При этом как следует из представленной суду пояснительной записки, прилагаемой к обращению в адрес МВД России о необходимости производства капитального ремонта в 2012-2014 годах ИВС, ИВС ОВД по <адрес> введен в эксплуатацию в 1965 году по проектам, не отвечающим требованиям Инструкции по проектированию объектов ОВД (СП-12-95г.), и не в состоянии в полном объеме обеспечить соблюдение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых.

Кроме того, в этой записке имеются сведения о необходимости оборудования водоснабжения и канализации в ИВС, умывальников и унитазов, дезинфекционной камеры и санпропускника, медицинского кабинета, системы вентиляции и т.д.

Признавая бездействие ответчиков незаконным, суд также учитывает, что УМВД России по <адрес> является правопреемником УВД по <адрес> на основании приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , потому как последний был лишь переименован, а не ликвидирован.

Также суд, возлагая обязанности исполнить действия на МО МВД России «Акшинский», принимает во внимание приказ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого ОВД по <адрес> был переименован в МО МВД России «Акшинский», и согласно сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в учредительные документы ОВД были внесены соответствующие изменения, что свидетельствует об обоснованности требований прокурора.

Деятельность МО МВД России «Акшинский», в том числе и ИВС, финансируется за счет средств федерального бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора о необходимости возложения обязанности на МО МВД России «Акшинский» по обеспечению соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД, а на УМВД России по <адрес> произвести финансирование МО МВД России «Акшинский» на эти цели.

На основании ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем суд считает необходимым установить исполнения обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие ОВД по <адрес> и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> по соблюдению требований законодательства о порядке содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС ОВД по <адрес> незаконным.

Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Акшинский»:

- обеспечить прохождение прибывшими в ИВС подозреваемыми и обвиняемыми санитарной обработки путем создания в ИВС МО МВД РФ «Акшинский» санпропускника;

- обеспечить дезинфекцию одежды прибывших в ИВС подозреваемых и обвиняемых путем создания в ИВС МО МВД РФ «Акшинский» дезинфекционной камеры;

- оборудовать камеры ИВС МО МВД РФ «Акшинский» санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, вытяжной вентиляцией;

- создать в ИВС МО МВД РФ «Акшинский» медицинский кабинет для осуществления медицинского осмотра.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю выделить финансовые средства Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Акшинский» для выполнения работ по оснащению изолятора временного содержания, расположенного в здании по адресу: с. Акша, Акшинский район, Забайкальский край, ул. Советская, 1, санпропускником, дезинфекционной камерой, санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, вытяжной вентиляцией, медицинским кабинетом в пределах финансирования из средств федерального бюджета.

Решение суда, обязывающее ответчиков совершить действие, исполнить в срок до 01 мая 2012 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в Забайкальский краевой суд подачей жалобы или представления в Акшинский районный суд.

Председательствующий-подпись.

Копия верна,

Судья С.Б. Батомункуев.