Дело № 2-199/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 20 октября 2011 года Акшинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Батомункуева С.Б., при секретаре Яременко Т.С., с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4, представителей ответчика - муниципального учреждения здравоохранения «Акшинская центральная районная больница» ФИО2, ФИО7, представителя ответчика – администрации муниципального района «Акшинский район» ФИО3, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика, ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Акша в зале суда гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес> к администрации муниципального района «Акшинский район» и муниципальному учреждению здравоохранения «Акшинская центральная районная больница» о взыскании средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес>, использованных не по целевому назначению, УСТАНОВИЛ: <адрес>, обращаясь в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации в лице ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>», просит взыскать с администрации муниципального района «Акшинский район» и муниципального учреждения здравоохранения «Акшинская центральная районная больница» денежные средства ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>», использованных не по целевому назначению, в сумме 550000 рублей в доход государства. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки по факту нецелевого использования муниципальным учреждением здравоохранения «Акшинская центральная районная больница» (МУЗ «Акшинская ЦРБ») средств обязательного медицинского страхования установлено, что в 2009 году в МУЗ «Акшинская ЦРБ» из средств обязательного медицинского страхования поступило 31440320 рублей. Согласно акту проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в МУЗ «Акшинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Агинским филиалом ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>», выявлено, что МУЗ «Акшинская ЦРБ» использовало полученные финансовые средства обязательного медицинского страхования не по целевому назначению на сумму 1 106 083 рублей, из которых 550000 рублей израсходованы на приобретение жилья врачу психиатру-наркологу МУЗ «Акшинская ЦРБ». ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района «Акшинский район» и Кац М.В. был заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность жилого дома (в том числе бани, земельного участка) общей стоимостью 550 000 рублей. Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом и баня переданы заказчику - администрации муниципального района «Акшинский район». Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Акшинская ЦРБ» произведена оплата за жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района «Акшинский район» и МУЗ «Акшинская ЦРБ» было заключено соглашение о возмещении администрацией муниципального района «Акшинский район» МУЗ «Акшинская центральная районная больница» денежных средств обязательного медицинского страхования в сумме 550000 рублей, израсходованных на приобретение данного жилого дома в течение 1 года. Однако до настоящего времени денежные средства в сумме 550 000 рублей не возмещены. В соответствии с положениями Указания по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от ДД.ММ.ГГГГ № 105 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования» использование средств обязательного медицинского страхования на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских услуг, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. Медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации. Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения расходов медицинских учреждений по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского) в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 144 Бюджетного кодекса РФ). Постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» прямо относит средства государственных внебюджетных фондов РФ к объектам федеральной собственности и включает их в состав государственной казны Российской Федерации (п. 1 разд. 2 Приложения 1). Статья 148 Бюджетного кодекса РФ предусматривает исполнение бюджетов названных фондов Федеральным казначейством РФ. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О медицинском страховании граждан в РФ»). За счет средств названных фондов реализуется так называемая базовая программа обязательного медицинского страхования граждан РФ (раздел 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 год»). В соответствии с Положением о ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>», утвержденным <адрес> Думы, Агинской Бурятской Окружной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>» аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование граждан на территории <адрес> (п. 1 раздела 4), и реализует на территории <адрес> государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. При этом ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>» осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования через страховые медицинские компании фактически финансирует медицинские, лечебные учреждения по программе обязательного медицинского страхования, обеспечивает развитие приоритетных направлений здравоохранения, финансируя приобретение оборудования и лекарственных средств, осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан. Финансовые средства Фонда находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджета <адрес>, других фондов и изъятию не подлежат. Таким образом, считает прокурор <адрес>, финансовые средства обязательного медицинского страхования, перечисленные МУЗ «Акшинская центральная районная больница», и израсходованные на цели, не включенные в структуру тарифов на оказание медицинских услуг, являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования и подлежат возврату. <адрес> исковые требования были уточнены. При этом прокурор просит взыскать с МУЗ «Акшинская ЦРБ» денежные средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес>, использованные не по целевому назначению, в сумме 550000 рублей в доход государства. В случае недостаточности либо отсутствии денежных средств в МУЗ «Акшинская ЦРБ» субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения просит возложить на администрацию МР «Акшинский район» за счет средств казны МР «Акшинский район». В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом пояснила, что ответственность за нецелевое расходование денежных средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес> в размере 550000 рублей несет МУЗ «Акшинская ЦРБ», и до настоящего времени деньги со стороны МУЗ «Акшинская ЦРБ» не восстановлены. Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес> (далее ТФОМС <адрес>) участие в судебном заседании не принял. При этом и.о. директора данного Фонда ФИО5 просит судебное разбирательство провести без участия их представителя, и направить копию решения суда. С учетом мнения сторон суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ТФОМС <адрес>. Из отзыва ТФОМС <адрес> на исковое заявление прокурора <адрес> следует, что по итогам проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в МУЗ «Акшинская ЦРБ» за 2009 год составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в общей сумме 1106083 рублей, полученных от Фонда через страховые медицинские организации. ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУЗ «Акшинская ЦРБ» направлено предписание об устранении нарушений и восстановлении 1106083 рублей за счет бюджета (платных услуг населению) в срок до ДД.ММ.ГГГГ. МУЗ «Акшинская ЦРБ» акт подписала без возражений. Сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 556083 рублей перечислена на счет ОМС Фонда, а сумма в размере 550000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не восстановлена. Целевой характер средств обязательного медицинского страхования для медицинских учреждений установлен Типовыми правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования ДД.ММ.ГГГГ №/и, Правилами обязательного медицинского страхования граждан на территории <адрес>, утвержденными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Как следует из акта проверки, ответчик использовал поступившие средства ОМС на цели, которые не могут оплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования. При таких обстоятельствах Фонд поддерживает требования прокурора <адрес>. Кроме этого, в отзыве указывается о необходимости изменения наименования ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>» на «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>», поскольку постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования <адрес>» наименование ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>» изменено на «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>». Представитель ответчика – МУЗ «Акшинская ЦРБ» ФИО2 исковые требования прокурора признал частично, поскольку считает, что деньги необходимо взыскать с бюджета МР «Акшинский район». При этом суду пояснил, что в учреждении остро стоит проблема с кадровым вопросом. <адрес> составляет 12 тысяч человек, и существовала необходимость во враче психиатре-наркологе. Молодой специалист – врач психиатр-нарколог ФИО6, приглашенная на работу в <адрес>, нуждалась в жилье, и чтобы решить эту проблему администрация МР «Акшинский район» объявила аукцион на приобретение жилья для нее. Сделка была заключена, но денежные средства администрация МР не перечисляла, и продавец требовал расторжения сделки. Обсудив данную ситуацию с администрацией МР, МУЗ «Акшинская ЦРБ» решила перечислить деньги по сделке, и составила соглашение с администрацией МР сроком на 1 год, зная, что в течение 1 года ТФОМС проводит проверку по расходованию средств обязательного медицинского страхования. Деньги в размере 550000 рублей МУЗ «Акшинская ЦРБ» за жилье были перечислены из средств ОМС. До настоящего времени администрация МР данные денежные средства не восстановила, хотя они направляли неоднократно напоминания и претензии. Считает необходимым возложить ответственность на администрацию МР «Акшинский район», поскольку имущество приобретала администрация МР, и оно передано было в Комитет по управлению муниципальным имуществом МР, а оттуда в сельское поселение «Акшинское». Также ФИО2 суду пояснил, что учреждение имеет доходы от платных услуг населению, и за 9 месяцев 2011 года размер дохода составил 475000 рублей, которые были израсходованы на хозяйственную деятельность учреждения. Представитель МУЗ «Акшинская ЦРБ» ФИО7 полностью поддержала позицию ФИО2 и просит взыскать денежные средства с администрации МР «Акшинский район», поскольку у МУЗ «Акшинская ЦРБ» денежных средств нет, и по соглашению администрация МР гарантировала возврат денег. Представитель ответчика – администрации муниципального района «Акшинский район» ФИО3 исковые требования не признала и суду пояснила, что факт нецелевого использования со стороны МУЗ «Акшинская ЦРБ» подтверждается актом проверки и материалами дела. Нецелевое расходование денежных средств допустило именно МУЗ «Акшинская ЦРБ». Считает сделку между администрацией МР «Акшинский район», от имени которой выступал прежний глава администрации, и МУЗ «Акшинская ЦРБ», а также муниципальный контракт на покупку жилья для врача ФИО6, незаконными, так как приобретение жилья было проведено с нарушением действующего законодательства. Данные сделки со стороны администрации МР не оспаривались до настоящего времени. Восстановить 550000 рублей без нарушения финансовой дисциплины администрация МР не может. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика – МУЗ «Акшинская ЦРБ», ФИО8 поддерживает позицию главного врача ФИО2, считая, что ответственность следует возложить на администрацию МР «Акшинский район». При этом суду пояснила, что она, как и.о. главного врача, подписывала соглашение. Данное решение было принято коллегиально руководством учреждения, и другая сторона обязалась восстановить денежные средства. Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: 1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 147 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» государственная казна Российской Федерации это средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды. Средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат (ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №326-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). Согласно ст. 12 действовавшего на момент расходования МУЗ «Акшинская ЦРБ» денежных средств ОМС в размере 550000 рублей Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», также было установлено, что финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов, и изъятию не подлежат. В соответствии с разделом 5 Указаний по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от ДД.ММ.ГГГГ № 105 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования», медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства, в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации. Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения расходов медицинских учреждений по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования. Средства, поступившие от территориального фонда в рамках отдельных мероприятий по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями, функционирующими в системе обязательного медицинского страхования, в рамках утвержденных региональных целевых программ по здравоохранению. Анализируя данные положения Указаний, суд принимает во внимание, что использование средств обязательного медицинского страхования на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских услуг, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. Согласно Уставу (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования; является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Основными задачами Федерального фонда являются: обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; аккумулирование финансовых средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования. Формирование и исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес> является некоммерческой организацией, созданной <адрес>м для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории <адрес>. Средства бюджета территориального фонда не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. Подпункт 2 п. 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ N 4543-1 от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в 2009 году, устанавливал, что территориальный фонд осуществляет финансирование только обязательного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования финансировалась базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, которая включала первичную медико-санитарную, в том числе неотложную, и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год"). Приведенные выше нормы, по мнению суда, полностью подтверждают доводы прокурора о недопустимости расходования денежных средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные тарифным соглашением по ОМС. При этом из исследованных судом материалов дела следует, что данные денежные средства в размере 550000 рублей из средств ОМС были перечислены МУЗ «Акшинская ЦРБ» в счет исполнения обязательств администрации МР «Акшинский район» по муниципальному контракту на покупку жилого дома, расположенного в <адрес>, у продавца Кац М.В., что являлось нарушением норм Бюджетного кодекса РФ и других норм законов, приведенных выше. Так, согласно ответа и.о. главного врача МУЗ «Акшинской ЦРБ» на требование прокурора <адрес> следует, что за из-за отсутствия денежных средств в бюджете МР «Акшинский район» МУЗ «Акшинская ЦРБ» позаимствовала 550000 рублей из средств обязательного медицинского страхования администрации муниципального района «Акшинский район». Из содержания соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МР «Акшинский район», в лице главы администрации ФИО9, и МУЗ «Акшинская ЦРБ», в лице и.о. главного врача ФИО8, следует, что предметом соглашения является расчет МУЗ «Акшинская ЦРБ» с продавцом жилого дома молодому специалисту ФИО6 врачу психиатру-наркологу в сумме 550000 рублей из средств ОМС из-за отсутствия денежных средств в бюджете, и предоставление со стороны главы администрации МР «Акшинский район» гарантии МУЗ «Акшинская ЦРБ» на возмещение потраченных денежных средств в размере 550000 рублей на покупку жилого дома из средств ОМС в течение 1 года. Согласно платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Акшинская центральная районная больница» произведена оплата продавцу Кац М.В. за жилой дом молодому специалисту ФИО6 Из ответа и.о. главы администрации муниципального района «Акшинский район» ФИО10 прокурору <адрес> А.В. Крылову следует, что в соответствии с решением Совета муниципального района «Акшинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласии Совета муниципального района «Акшинский район» на приобретение и включение в перечень служебных жилых помещений в жилищном фонде муниципального района «Акшинский район» квартир для молодых специалистов администрацией муниципального района «Акшинский район», на основании муниципального контракта на исполнение муниципального заказа по покупке в муниципальную собственность жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ были приобретены жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес>, для молодого специалиста Акшинской ЦРБ. Право собственности на жилой дом и земельный участок муниципальным районом «Акшинский район» зарегистрированы в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления администрации муниципального района «Акшинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении в Реестр муниципального имущества муниципального района «Акшинский район» и в Перечень служебных жилых помещений в жилищном фонде муниципального района «Акшинский район» недвижимого имущества» вышеуказанный жилой дом с земельным участком включены в муниципальную казну муниципального района «Акшинский район» и в Перечень служебных жилых помещений. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О некоторых вопросах разграничения муниципального имущества» жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес> предложены к передаче в муниципальную собственность сельского поселения «Акшинское» на основании решения Совета муниципального района « <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 69 « Об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального района «Акшинский район» в муниципальную собственность сельского поселения «Акшинское». В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении муниципального имущества между муниципальным районом «Акшинский район» и сельским поселением «Акшинское» вышеуказанный жилой дом с земельным участком будет передан в сельское поселение «Акшинское» как служебная жилая площадь. В настоящее время в вышеуказанном жилом доме проживает врач нарколог Акшинской ЦPБ ФИО6 (л.д. 10). Согласно приложенных к ответу свидетельств о регистрации права, право собственности на жилой дом и земельный участок в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы за муниципальным районом «Акшинский район» (л.д. 11). Согласно решения Совета муниципального района «Акшинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласии Совета муниципального района «Акшинский район» на приобретение и включение в Перечень служебных жилых помещений в жилищном фонде муниципального района «Акшинский район» квартир для молодых специалистов», Совет муниципального района «Акшинский район» решил: дать согласие администрации муниципального района «Акшинский район» приобрести две квартиры для молодых специалистов, прибывших для работы в муниципальное учреждение здравоохранения «Акшинская центральная районная больница»; финансовому управлению муниципального района «Акшинский район» дано указание перечислить денежные средства для приобретения квартир в сумме 775000 рублей на расчетный счет администрации муниципального района «Акшинский район» за счет дополнительных средств, полученных от продажи муниципального имущества (л.д.12). Из представленного суду муниципального контракта на покупку жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между администрацией муниципального района «Акшинский район», как заказчиком, и гр. Кац М.В., как продавцом, заключен контракт, по условиям которого продавец Кац М.В. обязуется предоставить заказчику – администрации МР «Акшинский район» жилой дом (в том числе с баней, земельным участком) в течение двух недель по акту приема-передачи, а заказчик обязуется в течение трех месяцев после подписания акта приема-передачи произвести оплату за жилой дом на условиях контракта. Общая стоимость контракта составляет 550000 рублей (л.д.13). На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, земельный участок, баня продавцом Кац М.В. переданы заказчику - администрации муниципального района «Акшинский район» (л.д.16). Согласно акту проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в МУЗ «Акшинская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Агинским филиалом ГУ «Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования <адрес>», сделаны выводы о том, что средства обязательного медицинского страхования в сумме 1 106 083 рублей, использованные на оплату видов расходов в 2009 году не предусмотренные тарифным соглашением по ОМС, считать нецелевым использованием средств. При этом установлено, что из данных денежных средств 550000 рублей были перечислены по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилья врачу психиатру-наркологу МУЗ «Акшинская центральная районная больница» (л.д.17-21). Допрошенная в суде свидетель ФИО12 показала, что она работает главным бухгалтером МУЗ «Акшинская ЦРБ». По соглашению от ДД.ММ.ГГГГ 550000 рублей из средств ОМС Акшинская ЦРБ позаимствовало администрации МР «Акшинский район» для оплаты дома, приобретенного врачу ФИО6 До настоящего времени данные денежные средства не возмещены. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МУЗ «Акшинская ЦРБ» допустила нецелевое расходование денежных средств, предоставленных из фонда обязательного медицинского страхования. При этом доводы представителей МУЗ «Акшинская ЦРБ» и третьего лица ФИО8 о необходимости возложения ответственности на администрацию МР «Акшинский район» суд считает необоснованными, поскольку очевидно, что, принимая решение о перечислении данных денежных средств, администрация МУЗ «Акшинская ЦРБ» знала о недопустимости расходования средств ОМС на цели, не предусмотренные тарифным соглашением по ОМС. Кроме того, исследованные выше доказательства полностью подтверждают факт перечисления денежных средств ОМС в счет обязательств администрации МР «Акшинский район», и неисполнение со стороны последнего своих обязательств по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ не может повлечь прямую ответственность для данного органа по факту нецелевого использования средств ОМС, так как такая ответственность должна наступить перед МУЗ «Акшинская ЦРБ» по условиям соглашения. Представленные суду напоминания и претензии МУЗ «Акшинская ЦРБ» в адрес администрации МР «Акшинский район» о необходимости возврата 550000 рублей лишь свидетельствуют о произведенных расходах со стороны МУЗ «Акшинская ЦРБ», подтверждают факт исполнения условий соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, но не снимают ответственности последнего за нецелевое расходование средств ОМС. В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Статья 12 ГК РФ предусматривает осуществление защиты гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, суд считает необходимым взыскать денежные средства с МУЗ «Акшинская ЦРБ», учитывая представленные суду доказательства о наличии у данного ответчика денежных средств от платных медицинских услуг, а также положения Устава данного учреждения, из которых следует, что оно зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. Из показаний свидетеля ФИО13, допрошенной в суде, следует, что она работает начальником финансового отдела администрации МР «Акшинский район», и потому знает, что МУЗ «Акшинская ЦРБ» имеет собственные доходы, которые расходует на осуществление своей деятельности. Кроме того, из представленных суду сведений с финансового отдела администрации МР «Акшинский район» МУЗ «Акшинская ЦРБ» в 2010 году имела собственные доходы в размере 514118 рублей 98 копеек; с января по август 2011 года – 390553 рубля 42 копейки, план на 2011 год 450000 рублей. Данное обстоятельство подтверждено также представителем ответчика ФИО2, свидетелем ФИО12 Суд, принимая во внимание положения ст. 120 ГК РФ, действовавшей на момент заключения соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, и подлежащей применению в настоящее время, согласно которой бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, и при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества, полагает необходимым возложить на администрацию МР «Акшинский район» субсидиарную ответственность, поскольку в суде установлено, что собственных денежных средств у МУЗ «Акшинская ЦРБ», учредителем которой она является в соответствии с Уставом последнего, недостаточно для удовлетворения требований по взысканию 550000 рублей, принадлежащих ТФОМС <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края к администрации муниципального района «Акшинский район» и муниципальному учреждению здравоохранения «Акшинская центральная районная больница» о взыскании средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края, использованных не по целевому назначению, удовлетворить. Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Акшинская центральная районная больница» денежные средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края, использованные не по целевому назначению, в сумме 550000 (пятьсот пятидесяти тысяч) рублей в доход государства. В случае недостаточности либо отсутствия денежных средств в муниципальном учреждении здравоохранения «Акшинская центральная больница» субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения возложить на администрацию муниципального района «Акшинский район» за счет средств казны муниципального района «Акшинский район». Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд подачей жалобы или представления в Акшинский районный суд. Председательствующий-подпись. Судья С.Б. Батомункуев.