Дело № 2-40/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Акша 2 марта 2012 г. Акшинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Ярёменко Т.С., с участием помощника прокурора <адрес> Дымбрыловой Е.Ц., представителя ответчика администрации сельского поселения «Акшинское» муниципального района «Акшинский район» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Акшинское» муниципального района «Акшинский район» о понуждении к принятию мер по освещению улиц, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным иском, мотивируя следующим. <адрес> по обращению жителей <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки выявлены нарушения указанного законодательства со стороны администрации сельского поселения «Акшинское» муниципального района «Акшинский район». В нарушение требований закона органами местного самоуправления администрацией сельского поселения «Акшинское» освещение улиц в вечернее и ночное время в <адрес> не обеспечивается. Так, в ходе проведенной проверки прокуратурой района с участием представителей ОГИБДД по <адрес>, Акшинского РЭС от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в <адрес> освещение улиц либо вовсе отсутствует либо недостаточно. Согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> от <адрес> в северном направлении освещение отсутствует, по <адрес> имеется 4 фонаря в неисправном состоянии, по <адрес> освещение улиц отсутствует, по <адрес>, Новая, переулок Короткий фонари отсутствуют, по <адрес> фонари в неисправном состоянии, по <адрес> горит 1 фонарь, по <адрес> фонаря в неисправном состоянии, по <адрес> фонарей из них 5 в неисправном состоянии, по <адрес> фонарь в несправном состоянии, по <адрес> фонаря из них 1 в несправном состоянии, по <адрес> фонаря для освещения улицы недостаточно, по <адрес> фонарь в неисправном состоянии, по <адрес> фонаря из них 1 в неисправном состоянии. Выявленные нарушения требований законодательства негативно влияют на безопасность дорожного движения и создают опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества. Потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора невозможно, кроме того способствуют бытовому травматизму, создают благоприятные условия для совершения административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний. Просит обязать администрацию сельского поселения «Акшинское» муниципального района «Акшинский район», в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить освещение в темное время (вечернее и ночное) суток по <адрес>, переулок Короткий, расположенные в селе <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дымбрылова Е.Ц. исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в иске, в дополнение пояснила, что исполнение решения суда требует финансовых затрат со стороны ответчика в связи с чем они изменяют срок исполнения и просят обязать ответчика обеспечить освещение в темное время суток в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в части требования обязать обеспечить освещение в Коротком переулке отказываются в связи с отсутствием технической возможности обеспечить на данной улице освещение. Представитель ответчика администрации сельского поселения «Акшинское» МР «Акшинский район» ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что с момента проверки прокуратурой района исполнения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией сельского поселения были установлены 15 фонарей на различных улицах, на неисправных фонарных столбах установлено 50 лампочек. <адрес>, Лазо, Ефремова, Ононская освещены полностью. Администрация свою работу выполняет по мере поступления денежных средств в бюджет. С 2011 года по настоящее время администрацией было установлено 85 фонарей. В переулке Короткий установить освещение не представляется возможным из-за загруженности трансформатора. На <адрес> освещение возможно сделать только подключившись к МУЗ Акшинская ЦРБ, главный врач больницы дал на это согласие. В бюджете сельского поселения на «уличное освещение» в 2012 году запланировано 100000 рублей, в январе 2012 года фактические затраты на «уличное освещение» составили более 14 тыс. рублей, что превышает среднемесячные запланированные затраты. Денежных средств в бюджете недостаточно, увеличение размера средств на уличное освещение в 2012 году не возможно поскольку бюджет уже сформирован. Администрацией заключаются разовые гражданско-правовые договора с РЭС по обслуживанию уличного освещения, после 28 февраля в селе Акша добавили еще 6 фонарей по <адрес> лампочек были заменены. Администрация закупает лампочки для уличного освещения постоянно, работа одной лампочки составляет 3-4 месяца. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, действующий в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ. В соответствии со ст.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст.5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. В соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог; опоры наружного освещения, расположенные вдоль дорог относятся к дорожным сооружениям, а отсутствие надлежащего состояния наружного освещения дорог является одной из основных помех по безопасному движению на дорогах (особенно, в ночное время), и не столько со стороны автомобильного транспорта, сколько при появлении пешеходов, а так же крупных животных и иных препятствий. Одним из основных мероприятий, направленным на повышение безопасности движения в населенных пунктах является, в том числе и освещение дороги в пределах всего населенного пункта или наиболее опасных участках (Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах, утв. Распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ОС-557-р). Освещенность улиц должна соответствовать Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №), а также требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»). Согласно ст.21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Пунктом 4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п. 6, п.11 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 № 257 – ФЗ в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В соответствии с п.5, 19 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ, в редакции федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ, к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц. В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 11.12.1993 № 221 доля действующих светильников, работающих в вечерних и ночных режимах должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение безопасности населения и обязанность по организации освещения улиц и обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе и путем освещения дорог, возложена на органы местного самоуправления. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Администрация сельского поселения «Акшинское» требования вышеназванных законов, связанные с повседневным жизнеобеспечением населения не исполнены, в населенном пункте <адрес> не организованно надлежащим образом уличное освещение на участках дорог по <адрес>, переулок Короткий. Данный факт подтверждается актом проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствует о невыполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по организации уличного освещения поселения и нарушении прав неопределенного круга лиц, ежедневно пользующихся этими участками дорог. Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО3 факты, изложенные в акте подтвердил, в дополнение пояснил, что на сегоднящний день в 3-м микрарайоне добавили фонари, по <адрес> от <адрес> освещение частично имеется, заменили несколько пускателей, установлены фонари на <адрес> восстановлено 2 фонаря, на <адрес> восстановлен 1 фонарь, на <адрес> добавили 1 фонарь, в переулке Короткий невозможно обеспечить освещение в связи с отсутствием технической возможности, поскольку большая загруженность трансформатора, <адрес> ЦРБ. Поскольку возражений относительно указанных актов обследования, участниками процесса не представлено, суд считает данные факты установленными допустимыми доказательствами. Кроме того, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривал факт частичного отсутствия освещения на указанных улицах. Свидетель ФИО4 допрошенный в судебном заседании пояснил, что линиях электропередач в <адрес> отсутствует коммуникации уличного освещения, не смонтированы провода, светильники, пусковая арматура. На <адрес> отсутствуют опоры, пускатели, фонарные провода. Без капитальных затрат со стороны ответчика освещение указанных улиц невозможно. Администрация заключает с РЭС разовые договора на обслуживание уличного освещения и РЭС по мере возможности выполняет заявки. После 28 февраля РЭС добавили еще 6 фонарей на <адрес>, заменили 12 лампочек на различных улицах. Доводы ответчика о невозможности в полной мере обеспечить уличное освещение в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения и перерасходом бюджета на данную статью расходов суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.9,139,140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Суд находит исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Акшинское» муниципального района «Акшинский район» обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установлено, что указанные участки дорог не соответствуют действующему ГОСТу в части обеспечения искусственного освещения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Акшинское» муниципального района «Акшинский район» удовлетворить в полном объеме. Обязать администрацию сельского поселения «Акшинское» муниципального района «Акшинский район» обеспечить уличное освещение в темное время (вечернее и ночное) суток по <адрес>, расположенные в селе <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в Акшинский районный суд. Судья С.В.Калганова