о признании незаконным бездействия выразившееся в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях и о понуждении обеспечить питание обучающихся в соответствии с санитарно



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Акша 8 июня 2012 года

Акшинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Жамбаловой Д.Ж.,

при секретаре Яременко Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Акша в зале суда гражданское дело № 2-75\2012 по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад <адрес> о понуждении обеспечить питание обучающихся в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями, о понуждении провести ремонтные работы канализационной системы, и о понуждении администрации <адрес> «<адрес>» выделить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад <адрес> денежные средства необходимые для проведения ремонта канализационной системы,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года № 91, о понуждении обеспечить питание обучающихся в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями, о понуждении провести ремонтные работы канализационной системы, и о понуждении администрации <адрес> «<адрес>» выделить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад <адрес> денежные средства необходимые для проведения ремонта канализационной системы.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проводимой прокуратурой <адрес> проверки соблюдения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад <адрес> (далее МДОУ детский сад <адрес>) выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, в нарушение п.9.4 Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (СанПин 2.4.1.2660-10) канализационная система детского сада находится в неисправном состоянии, требуется ремонт. В нарушение п. 16.11 СанПин 2.4.1.2660-10 в ежедневное меню не включены кисломолочные продукты, соки, фрукты, недостаточно мясных продуктов и рыбы. В нарушение п. 16.12 СанПин 2.4.1.2660-10 при отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания замена их на равноценные по составу продукты не проводится. В МДОУ детский сад <адрес> нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства и конституционное право на охрану здоровья, качественное образование, защиту семьи, материнства, отцовства и детства.

В МДОУ детский сад <адрес> обучаются и воспитываются несовершеннолетние, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд в защиту своих прав, предусмотренных законом.

Кроме того, бездействием ответчика нарушаются права не только обучающихся и воспитывающихся в детском саду в настоящее время, но и лиц, которые поступят в детский сад в будущем, индивидуализировать каждого материального истца по настоящему заявлению не представляется возможным, что допускает предъявление прокурором иска в защиту прав неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие МДОУ детский сад <адрес> выразившееся в несоблюдении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91. Обязать МДОУ детский сад <адрес> обеспечить питание обучающихся МДОУ детский сад <адрес> в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, произвести ремонтные работы канализационной системы. С учетом особых обстоятельств, связанных со значимостью последствий замедления исполнения решения суда, обратить решение суда к немедленному исполнению.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор <адрес> Крылов А.В. исковые требования увеличил, представив суду заявление, в котором просил привлечь в качестве второго ответчика – администрацию муниципального района «<адрес>». Просит признать незаконным бездействие МДОУ детский сад <адрес>, выразившееся в несоблюдении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91. Обязать МДОУ детский сад <адрес>: обеспечить рацион питания обучающихся МДОУ детский сад <адрес> в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91; произвести ремонтные работы канализационной системы. Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» выделить МДОУ детский сад <адрес> денежные средства в объеме необходимом для проведения ремонта канализационной системы МДОУ детский сад <адрес>. С учетом особых обстоятельств, связанных со значимостью последствий замедления исполнения решения суда, просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

ДД.ММ.ГГГГ определением Акшинского районного суда администрация муниципального района «<адрес>» была привлечена к участию в деле в качестве ответчика.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> Дымбрылова Е.Ц. исковые требования уточнила, в части возложения на МДОУ детский сад <адрес> обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонтные работы канализационной системы МДОУ детского сада <адрес>. От исковых требований в части признания незаконным бездействия МДОУ детский сад <адрес>, выразившегося в несоблюдении санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года № 91, прокурор <адрес> отказался.

Определением Акшинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части признания незаконным бездействия МДОУ детский сад <адрес>, выразившегося в несоблюдении санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года № 91, прекращено в связи с отказом истца от части иска.

Представитель ответчика МДОУ детский сад села Нарасун ФИО5 уточненные исковые требования признала в полном объеме и суду пояснила, что в настоящее время питание детей в детском саду производится в соответствии с меню, согласованному с Роспотребнадзором. Ремонт канализационной системы детский сад самостоятельно без выделения администрацией муниципального района «<адрес>» денежных средств произвести не сможет, так как собственных финансовых средств недостаточно. Деньги, которые поступают детскому саду от родителей, не хватает даже на питание детей.

Представитель ответчика администрации муниципального района «<адрес>» ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала поскольку считает, что необходимости обращения прокурора <адрес> с данным иском в суд не было ввиду того, что имеется предписание территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Кыринском, <адрес>х об устранении нарушений, выявленных в детском саду <адрес>, с указанием сроков их устранения.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО7 суду пояснила, что она работает заведующей отделением филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в <адрес>, в <адрес>. По поручению прокуратуры <адрес> в феврале 2012 г. она проводила проверку соответствия требованиям СанПиНа организации питания детей в детском саду <адрес>. В результате данной проверки было установлено, что питание детей не соответствует требованиям СанПиНа 2.4.1.2660-10, поскольку в ежедневное меню не были включены кисло-молочные продукты, фрукты, недостаточно было мясных продуктов и рыбы. Кроме того, в детском саду в неисправном состоянии находилась канализационная система.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности

В силу статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ст. 17 указанного закона при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

В соответствии с п.1 ст.28 названного закона в дошкольных и других образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 3 ст. 39 указанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в феврале 2012 г. территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Кыринском, <адрес>х была проведена проверка МДОУ детский сад <адрес>, в результате которой установлено, что в данном детском саду нарушаются требования п.9.4. СанПин 2.4.41.2660-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, канализационная система детского сада находится в неисправном состоянии. У МДОУ детский сад <адрес> собственных денежных средств, в объеме необходимом для проведения ремонта канализационный системы детского сада нет.

Так, из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по предоставленным меню-раскладкам на 10 дней выявлено невыполнение основных требований п. 16.11 СанПин 2.4.1.2660-10, а именно в ежедневное меню не включены кисломолочные продукты, соки, фрукты, недостаточно мясных продуктов, рыбы. В нарушение требований п. 16.12. СанПин 2.4.1.2660-10 не проводится при отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания замена их на равноценные по составу продукты. В нарушение требований п.9.4 данного СанПиНа канализационная система детского сада находится в неисправном состоянии, требуется ремонт (л.д.5-6).

В соответствии с п.п. 19 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Согласно ст. 51 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие условия и укрепление здоровья обучающихся воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения.

Согласно п. 1.6 Устава МДОУ детский сад <адрес> является юридическим лицом (л.д.15-33).

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что МДОУ Детский сад «Солнышко» <адрес> включен в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.40-63).

В соответствии с п. 1.15 указанного Устава в МДОУ детский сад <адрес> организация питания осуществляется администрацией детского сада в соответствии с действующими нормами питания, нормативными актами РФ, требованиями законодательства в сфере санитарного благополучия населения. Питание детей организуется за счет средств, выделяемых на эти цели. Ответственность за организацию питания Учреждения несет его заведующий (л.д.15-33).

Согласно информации, представленной заведующей МДОУ детский сад «Солнышко» <адрес>, питание детей в детском саду производится за счет родительской платы, которая оставляет 450 рублей в месяц (л.д.38).

Из п. 1.2 Устава МДОУ детский сад «Солнышко» <адрес> и учредительного договора, заключенного между администрацией муниципального района «<адрес>» и МДОУ детским садом «Солнышко» <адрес>, следует, что его учредителем является администрация муниципального района «<адрес>» (л.д.15-33, 34-37).

В силу п.5 указанного Учредительного договора администрация муниципального района «<адрес>» являясь учредителем МДОУ детского сада <адрес> обязуется принимать на себя расходы на содержание основных фондов, используемых непосредственно на образовательные цели: на текущий капитальный ремонт (л.д.34-37).

Из пункта 4.19 Устава МДОУ детский сад <адрес> следует, что при недостаточности у детского сада средств ответственность по его обязательствам несет его учредитель (15-33).

В соответствии с постановлением руководителя администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ здание, в котором расположено МДОУ детский сад <адрес> закреплено на праве оперативного управления за МДОУ детский сад <адрес>.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в защиту несовершеннолетних.

Поэтому обращение прокурора с настоящим исковым заявлением в суд является обоснованным.

Таким образом, исходя из изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад <адрес> о понуждении обеспечить рацион питания обучающихся в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями, о понуждении провести ремонтные работы канализационной системы, и о понуждении администрации муниципального района «<адрес>» выделить МДОУ детский сад <адрес> денежные средства необходимые для проведения ремонта канализационной системы.

В соответствии со ст.89 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст.333-36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ст.103 ГПК РФ, и п.8 ч.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального района «<адрес>».

Поэтому с ответчика МДОУ детский сад <адрес> подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального района «<адрес>». При этом по ходатайству представителя ответчика и на основании ч.2 ст.333-20 Налогового кодекса РФ суд, исходя из имущественного положения ответчика, считает необходимым уменьшить размер государственной пошлины до 100 рублей.

<адрес> с учетом особых обстоятельств, связанных со значимостью последствий замедления исполнения решения суда, просит обратить решение суда в части понуждения МДОУ детский сад <адрес> обеспечить рацион питания обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к немедленному исполнению.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад <адрес> обеспечить рацион питания обучающихся Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес> в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонтные работы канализационной системы Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада <адрес>.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» выделить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад <адрес> денежные средства в объеме необходимом для проведения ремонта канализационной системы Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес>.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес> государственную пошлину в размере 100 рублей в бюджет муниципального района «<адрес>».

Решение в части обеспечения рациона питания обучающихся Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес> в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, подлежит исполнению немедленно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в Акшинский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна:

Судья Акшинского районного суда Д.Ж. Жамбалова