Гр.дело №2-379/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2011 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Тахирова Э.Ю., при секретаре Приймаковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крутинь И.А. к Управлению социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области о взыскании задолженности и понуждении ответчика предоставлять меры социальной поддержки, предусмотренной пп.1 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах»,
У С Т А Н О В И Л:
Крутинь И.А. (далее истец) обратился с иском к Управлению социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области (далее ответчик) о взыскании задолженности и понуждении ответчика предоставлять меры социальной поддержки, предусмотренной пп.1 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он является ветераном боевых действий. На основании пп.5 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» ему должна быть предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения. В настоящее время истец проживает с семьей в служебной трехкомнатной квартире в закрытом военном городке. Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. В период с 2007 по 2008 год производимые УСЗН Аксайского района на счет истца перечисления компенсации расходов на оплату жилого помещения в виде ежемесячных денежных выплат не вызывали никаких нареканий в части, касающейся начисления сумм по мерам социальной поддержки. Однако с января 2009 года производимые УСЗН выплаты претерпели значительные изменения в сторону уменьшения, тогда как тарифы на услуги ЖКХ выросли. На обращение истца начальник УСЗН Аксайского района ответила, что в связи со внесенными изменениями в действующее законодательство с 01.01.2009года расчет сумм компенсации производится, исходя из действующих «Региональных стандартов стоимости жилищных и коммунальных услуг для расчета компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» и размера общей площади занимаемого жилого помещения по формуле: «общая площадь жилья х стоимость региональных стандартов в месяц х 50%». Истец считает, что действия работников УСЗН Аксайского района привели к ухудшению его материального положения, существовавшего до 01.01.2009года, и умалению его права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ФЗ «О ветеранах». Кроме того, в Жилищном Кодексе РФ определено, что исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемых субъектом РФ, определяется размер субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. А сама субсидия предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. То есть, меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, определенные ст. 16 ФЗ «О ветеранах» от 12.05.1995 года никоим образом не связаны с нормативными актами, устанавливающими региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг.
С учетом уточненных исковых требований, истец просит взыскать с ответчика в его пользу задолженность по ежемесячным денежным выплатам на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2009 года по 31.01.2011года в сумме 8486руб.63коп., обязать ответчика предоставлять истцу с 01.02.2011 года меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии с пп.5 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», исходя из фактически предоставленных и оплаченных истцом услуг (л.д.164-169).
В судебном заседании истец, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. И в частности, истец пояснил, что ст.16 ФЗ «О ветеранах» предоставлена ему, как ветерану боевых действий, мера социальной поддержки в виде оплаты 50% занимаемой общей площади жилых помещений, однако ответчик производит расчет компенсации исходя из размеров региональных стандартов, а не из фактически понесенных им расходов по оплате указанных коммунальных услуг. В результате чего и образовалась предъявленная истцом ко взысканию задолженность.
Представитель ответчика Сергиенко Н.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании не признала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в отзывах (л.д.37-38, 130-131, 181-183). В своем отзыве на исковое заявление ответчик указал, что согласно п. 1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Финансирование мероприятий на меры социальной поддержки различным категориям лиц, предусмотренных ФЗ « О ветеранах», осуществляется за счет федерального бюджета в виде субвенций, а объем средств предусмотренный в федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов федерации, определяется в соответствии с утвержденными Правительством РФ стандартами предельной стоимости предоставляемых жилищно - коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья. С 1 января 2009 года в соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004г. №537 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из Федерального фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан» в редакции постановления Администрации Ростовской области от 29.12.2008г. №607, расчет сумм ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется по региональным стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам, ежеквартально устанавливаемым Администрацией Ростовской области. В I квартале 2009 года для Аксайского района был установлен региональный стандарт для нанимателей жилых помещений - 14.0 руб/кв.м, во II, III. IV кварталах 2009 года - 14,42 руб/ кв. м., в I - 4 кварталах 2010 года - 15,51 руб/ кв.м. Выплаченная истцу компенсация была определена в соответствии с нормами действующего законодательства.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что Крутинь И.А. проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, занимаемой по договору социального найма. В базе данных льготных категорий граждан УСЗН Администрации Аксайского района истец зарегистрирован с 01.12.2004г. как ветеран боевых действий. Совместно с ним проживает его сын К.А.. Истец Крутинь И.А. мерами социальной поддержки на оплату жилищных услуг пользуется в соответствии со ст. 16 ФЗ « О ветеранах».
С 01.01.2007года меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются в соответствии с Областным законом Ростовской области от 12.03.2007года № 635-ЗС «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» в виде ежемесячных денежных выплат.
Статьей 5 Областного закона Ростовской области от 13.10.2008года № 102-ЗС внесены изменения в статью 3 Областного закона от 12.03.2007года №635-ЗС «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» которые вступили в силу с 01.01.2009года из содержания которой следует, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам.
В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004года №537-ЗС (в ред. от 29.12.2008года №607) «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального фонда компенсации на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан» расчет суммы ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения осуществляется при оказании гражданину одного и более видов жилищных услуг (содержание и ремонт жилого помещения, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, ремонт и эксплуатация лифтов и другие), на оплату коммунальных услуг - одного и более видов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Постановлениями Администрации Ростовской области от 23.01.2009года №27, от 27.04.2009года №200, от 31.07.2007года № 374, от 16.10.2009года №527, от 15.02.2010года №58, от 08.06.2010года №372 утверждались региональные стандарты стоимости услуг ЖКХ.
Исходя из вышеуказанных региональных нормативных актов, ответчик с 01.01.2009года при оказании меры социальной поддержки истцу как ветерану боевых действий, исчислял сумму, подлежащую возмещению истцу от установленных региональных стандартов - с 1 квартала 2009года в размере 14руб. на 1 кв.м., с 2 квартала 2009года 14руб.42коп, с 1 квартала 2010года 15руб.51коп.
Так, за жилищные услуги начислена к оплате в январе 2009года 1773руб.25коп., фактически предоставлена мера социальной поддержки в размере 425руб.35коп., вместо 886руб.63коп. (50%); в феврале 1773руб.25коп. фактически предоставлена мера социальной поддержки в размере 425руб.35коп, вместо 886руб.63коп. (50%), в марте 1773руб.25коп., фактически предоставлена мера социальной поддержки в размере 136руб.30коп., вместо 886руб.63коп. (50%). Недоплаты имели место за весь период задолженности. Представленный истцом расчет является верным, подтверждается выписками из лицевого счета истца и оплаченными квитанциями (расчет л.д.4,34,48,132,165-166).
Из выписки из лицевого счета истца по вкладу в филиале Сбербанка России №, счетов-квитанций и квитанций об оплате следует, что фактические расходы истца на оплату жилищных услуг за 2009г. составили за содержание жилья и за вывоз мусора (графа 13 счет квитанций и отдельные квитанции) в размере 19989руб.83коп.. Истцу вместо возмещения 50% от указанной суммы в размере 9994руб.91коп., выплачено 5643руб., остаток невыплаченной суммы составляет 4351руб.91коп.
За 2010год общая сумма расходов истца на оплату жилищных услуг составила 19848руб.35коп., истцу выплачена 6114руб., остаток невыплаченной суммы составляет 3810руб.16коп.
За январь 2011года сумма расходов составляет 1668руб.13коп., подлежит возмещению 834руб.06коп., фактически возмещено 509руб.50коп, остаток невыплаченной суммы составляет 324руб.56коп.
Таким образом, сумма задолженности за период с 01.01.2009года по 31.01.2011год составляет 8486руб.63коп.
Суд считает, что применение ответчиком расчета предоставления меры социальной поддержки ветеранам боевых действий за жилищные услуги, исходя из регионального стандарта, является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.5 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004года) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
Исходя из содержания ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевойхарактер и не могут быть использованы на другие цели.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно статье 10 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм следует, что расходы, связанные с предоставлением меры социальной поддержки ветеранам боевых действий за жилищные услуги отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации. При этом, в силу п.5 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» субъектам Российской Федерации предоставлено лишь право определения формы предоставления указанных мер социальной поддержки, а не определения размеров данной поддержки, и тем более не предоставлено право ограничивать эти меры социальной поддержки по сравнению с установленными федеральными стандартами.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу требований ст.100 ГПК РФ, требования истца о возмещении ему расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 4000руб. подлежат удовлетворению, поскольку понесенные истцом расходы, подтверждены соответствующими квитанциями и соглашением об оказании юридических услуг (л.д. 179, 192).
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с этим, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 600руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Крутинь И.А. к Управлению социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области о взыскании задолженности и понуждении ответчика предоставлять меры социальной поддержки, предусмотренной пп.1 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области в пользу Крутинь И.А. задолженность по предоставлению меры социальной поддержки на оплату жилого помещения за период с 01.01.2009года по 31.01.2011года в сумме 8486руб.63коп., а также судебные расходы, связанные с оплатой истцом услуг представителя в размере 4000руб., а всего взыскать сумму в размере 12486руб.63коп.
Обязать Управление социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области, начиная с 01.02.2011года предоставлять Крутинь И.А. меры социальной поддержки в виде оплаты 50% занимаемой общей площади жилых помещений исходя из фактической стоимости предоставленных услуг.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 600руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.03.2011года.
Председательствующий: