Дело № 2-764/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2011 года г.Аксай Аксайский районный суд Ростовской области в составе: судьи А.Г. Путятиной, с участием прокурора Крыжановской Т.А, при секретаре Приймаковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аксайского района в интересах Борисовой Т.А. к Администрации Аксайского городского поселения о признании незаконным постановления Главы администрации Аксайского городского поселения, обязании признать нуждающейся в жилом помещении и поставить на учет, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Аксайского района, действуя в интересах Борисовой Т.А., обратился с иском к Администрации Аксайского городского поселения указав, что прокуратурой Аксайского района была проведена проверка по заявлению Борисовой Т.А. по вопросу отказа администрации Аксайского городского поселения в признании ее нуждающейся в жилых помещениях и принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В ходе проверки установлено, что Борисова Т.А., 04.02.1932 г. рождения, являющаяся вдовой участника ВОВ, обратилась 17.08.2010 в администрацию Аксайского городского поселения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Главой администрации Аксайского городского поселения 17.08.2010 вынесено постановление № 479 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.3 Областного закона «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых о договору социального найма на территории Ростовской области» № 363-3C от 07.10.2005. При изучении учетного дела Борисовой Т.А. установлено, что она 18.04.2008 года продала принадлежащее ей домовладение по адресу: г. Белая Калитва, ул. Обороны, 42. В данном домовладении она проживала совместно со своим сыном Борисовым М.И. Для осуществления ремонта в указанном доме, проведения коммуникаций Борисовой Т.А. совместно с сыном были взяты в долг денежные средства в сумме 600 тыс. рублей. Данный долг погашался Борисовым М.И. Также Борисов М.И. оказывал помощь своей матери Борисовой Т.А., т.к., в силу возраста, она нуждается в постороннем уходе. После смерти сына Борисова Т.А. была вынуждена продать домовладение, т.к. не имела возможности погашать долг. После продажи дома она переехала к внучке, где проживает по настоящее время. Таким образом, Борисова Т.А. продала принадлежащее ей домовладение вынужденно, без намерения ухудшить свои жилищные условия. Кроме того, она продала домовладение до того, как издан Указ Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Более того, сделка по продаже жилого помещения осуществлена Борисовой Т.А. 18.04.2008 года, а с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Борисова Т.А. обратилась только 17.08.2010. На основании изложенного, прокурор просил суд признать постановление Главы Аксайского городского поселения от 17.08.2010 № 479 «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» незаконным, обязать Администрацию Аксайского городского поселения признать вдову участника Великой Отечественной войны Борисову Т.А. нуждающейся в жилом помещении и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика Администрации Аксайского городского поселения Чипижко Н.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что 18.04.2008 года истица продала принадлежащее ей домовладение по адресу: <адрес>. Договор купли-продажи заключен 05.05.2008 года. С момента отчуждения указанного права до момента обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, прошло 2 года 4 месяца, что свидетельствует о намеренном ухудшении истцом ее жилищных условий, с целью постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, учетная норма площади жилого помещения, установленная решением собрания депутатов Аксайского городского поселения, составляет 6 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного человека. Истица проживает в жилом помещении, общей площадью 31,6 кв.м, что превышает установленный размер учетной нормы. Истец Борисова Т.А. поддержала доводы прокурора и просила их удовлетворить, указав, что она продала принадлежащее ей жилое помещение по адресу: <адрес> в силу стечения жизненных обстоятельств, так как в доме, в котором она жила с сыном, не было ни воды, ни газа, дом был в плохом состоянии, но денег на его ремонт не было. Собственных средств на ремонт дома у нее не имелось, в связи с чем, они заняли деньги у знакомого сына. После смерти сына, ей необходимо было отдавать долг, поэтому она и продала дом. В настоящее время она проживает с внучкой и ее супругом в квартире внучки. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании было установлено, что Борисова Т.А. является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны Борисова Ильи Никифоровича ( свидетельство о заключении брака - л. д.63, удостоверение ветерана- л.д.65), права на недвижимое имущество за ней не зарегистрированы. 17.08.2010 года она обратилась в Администрацию г.Аксая с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением № 479 от 17.08.2010 года главы Аксайского городского поселения Борисовой Т.А. было отказано в принятии на таковой учет на основании п.3 ч.1 ст. 3 Областного закона «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» № 363-ЗС от 07.10.2005 года. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 3 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБ УЧЕТЕ ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» № 363-ФЗ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек срок, предусмотренный частью 12 статьи 1 настоящего Областного закона. Часть 12 ст.1 приведенного Закона устанавливает, что граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Судом также было установлено, что истица 05.05.2008 года продала принадлежащее ей жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.33). В настоящее время истица зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой администрации Аксайского городского поселения (л.д.46). Представитель ответчика считает, что таким образом истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, с целью получить основания быть поставленным на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Однако с данными доводами суд не соглашается по следующим основаниям. Указом Президента РФ от 07.05,2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В силу ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений. В соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 15 упомянутого закона, участникам Великой Отечественной Войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В силу ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется: по обеспечению жильем - исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок. Статья 53 ЖК РФ устанавливает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Согласно ее нормам граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Данные положения также были закреплены и в приведенной ранее ч.12 ст. 1 Областного закона № 363-ЗС. Это означает, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Суд считает, что сам факт продажи принадлежащего истице жилого помещения и не истечение к моменту обращения истца к ответчику с заявлением о постановке на учет пятилетнего срока со дня совершения указанной сделки не является доказательством намеренного ухудшения истцом его жилищных условий. До принятия Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года. Поэтому какие-либо действия совершенные гражданами до того как Закон предоставил им право на получение указанной меры социальной поддержки, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении ими жилищных условий. Истец не состояла на учете нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика, а также следует из ответа заместителя главы администрации Белокалитвинского района, где истица проживала ранее. Истица продала принадлежащее ей жилое помещение 05.05.2008 года и о том, что, в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", у нее возникнет право на улучшение жилищных условий, предполагать не могла. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, в судебном заседании ответчиком не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях истицы по ухудшению своих жилищных условий, а потому оснований для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения, указанных в оспариваемом постановлении, у главы Аксайского городского поселения не имелось. В связи с этим, требования прокурора о признании незаконным постановления главы Аксайского городского поселения № 479 от 17.08.2010 года в части отказа в принятии на учет Борисовой Т.А. по основаниям п.3 ч.1 ст. 3 Областного закона «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» № 363-ЗС от 07.10.2005 г и ст. 53 ЖК РФ подлежат удовлетворению. Наличие указанного постановления нарушает права истицы, поскольку будет препятствовать реализации ее жилищных прав, в случае утраты ею оснований проживания в жилом помещении П.Н.М., членом семьи которой она является в настоящее время. Несмотря на то, что оснований, по которым истице было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указанных в оспариваемом постановлении, судом не установлено, требование прокурора об обязании признать истицу нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить ее на учет в качестве таковой удовлетворено быть не может. Так, в судебном заседании было установлено, что после продажи истией принадлежащего ей жилого дома, она была вселена ее внучкой П.Н.М. Михайловной в качестве члена семьи в принадлежащее ей (Пивоваровой) на праве собственное жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.33). Согласно справке заместителя главы администрации Аксайского городского поселения, истец по данному адресу зарегистрирована (л.д.46). Факт ее совместного проживания с внучкой П.Н.М. подтверждается также и актом проверки жилищных условий (л.д.44). Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно данной норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, и граждане являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Истица является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает. В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии с п. 11 ПОСТАНОВЛЕНИЯ Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях, иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля П.Н.М. пояснила суду, что, после продажи истицей ее дома, связанной с необходимостью погасить имеющиеся долги, она вселила свою бабушку (истицу по делу) в принадлежащее ей жилое помещение, так как та является ее родным человеком. Она зарегистрировала истицу в принадлежащей ей квартире. Они проживают в этой квартире одной семьей. Тот факт, что истица была вселена П.Н.М. как член ее семьи подтверждала в своих пояснениях и сама истица. В соответствии со ст. 5 Областного Закона № 363-ЗС от 07.10.2005 года минимальный размер учетной нормы жилого помещения ( учетная норма), исходя из которого органом местного самоуправления определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет от 6 до 10 кв.м общей площади. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Собрания депутатов Аксайского городского поселения № 39 от 31.03.2006 года была установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 6 и менее кв.м площади жилого помещения на одного человека. Так как судом установлено, что истица является членом семьи собственника жилого помещения, в котором она проживает и зарегистрирована, общая площадь указанного жилого помещения составляет 31,6 кв.м (что превышает размер учетной нормы), она, в соответствие со ст. 51 ЖК РФ не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В связи с этим, в удовлетворении требований прокурора об обязании признать истицу нуждающейся в жилом помещении и поставить ее на учет в качестве таковой - отказано. В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявленные прокурором Аксайского района, действующим в интересах истца Борисовой Т.А., требования - удовлетворить. Признать незаконным постановление Главы администрации Аксайского городского поселения от 17.08.2010 № 479 в части отказа Борисовой Т.А. в принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный с уд в течение 10 дней с момента изготовления его мотивированного текста. Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года. Судья: