Дело № 2-765/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 июня 2011 года г.Аксай Аксайский районный суд Ростовской области в составе: судьи А.Г. Путятиной, с участием прокурора Крыжановской Т.А, при секретаре Приймаковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аксайского района в интересах Кочегарова Л.Ф. к Администрации Аксайского городского поселения о признании незаконным постановления Главы администрации Аксайского городского поселения, третье лицо Коцарева М.Ф., об обязании признать нуждающимся в жилом помещении и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Аксайского района, действуя в интересах Кочегарова Л.Ф., обратился с иском к Администрации Аксайского городского поселения указав, что прокуратурой Аксайского района была проведена проверка по заявлению Кочегарова Л.Ф. по вопросу отказа администрации Аксайского городского поселения в признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В ходе проверки установлено, что Кочегаров Л.Ф., 20.04.1928 г. рождения, являющийся участником ВОВ, обратился 22.03.2010 в администрацию Аксайского городского поселения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Главой администрации Аксайского городского поселения 25.03.2010 вынесено постановление № 175 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.3 Областного закона «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых о договору социального найма на территории Ростовской области» № 363-3C от 07.10.2005. При изучении учетного дела Кочегарова Л.Ф. установлено, что его супруга Коцарева М.Ф., согласно договору дарения доли жилого дома от 25.06.2007, подарила принадлежащую ей 1/3 долю жилого дома по адресу № 13 по ул. Подтелкова в г. Аксае Алексеевой М.А. Данная сделка заключена в связи с тем, что дом, в котором проживают Кочегаров Л.Ф. и его супруга Коцарева М.Ф. (год постройки до 1969 года) требовал ремонта, пенсии на ремонт, обслуживание и поддержание дома в надлежащем состоянии не хватало. Таким образом, Коцарева М.Ф. подарила принадлежащую ей 1/3 долю в праве общей долевой собственности на дом без намерения ухудшить свои жилищные условия. Кроме того, она продала домовладение до того, как издан Указ Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Более того, договор дарения заключен 25.06.2007, а с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Кочегаров Л.Ф. обратилась только 22.03.2010. На основании изложенного, прокурор просил суд признать постановление Главы Аксайского городского поселения от 25.03.2010 № 175 «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» незаконным, обязать Администрацию Аксайского городского поселения признать участника Великой Отечественной войны Кочегарова Леонида Федоровича нуждающимся в жилых помещениях и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 чел. В судебном заседании прокурор, в порядке 39 ГПК РФ, уточнил заявленные требования, просил признать постановление Главы Аксайского городского поселения от 25.03.2010 № 175 «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа Кочегарову Леониду Федоровичу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - недействительным и обязать Администрацию Аксайского городского поселения признать участника Великой Отечественной Войны Кочегарова Леонида Федоровича нуждающимся в жилых помещениях и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом составом семьи 2 человека. Уточненные требования прокурор, действующий в интересах истца Кочегарова Л.Ф., просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Кочегаров Л.Ф. в судебном заседании поддержал уточненные требования, просил их удовлетворить. Представитель ответчика Администрации Аксайского городского поселения Чипижко Н.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что 25.06.2007 года супруга истца Коцарева М.Ф. подарила принадлежащую ей 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: г.Аксай, ул. Подтелкова,13, Алексеевой М.А. С момента отчуждения указанного права до момента обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, прошло 2 года 8 месяцев 28 дней. Истец и его супруга до настоящего времени зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении, что свидетельствует о намеренном ухудшении истцом его жилищных условий, с целью постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, учетная норма площади жилого помещения, установленная решением собрания депутатов Аксайского городского поселения, составляет 6 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного человека. Истец и его супруга проживают в жилом помещении общей площадью 30,2 кв.м, что превышает установленный размер учетной нормы. Представитель ответчика также указала на то, что истцу в 2010 году из средств резервного фонда Аксайского городского поселения была выплачена денежная компенсация в размере 28 125,32 рублей за приобретенные строительные материалы, использованные на проведение ремонта жилья. Третье лицо Коцарева М.Ф. поддержала доводы прокурора и просила удовлетворить иск Кочегарова Л.Ф., указав, что она подарила принадлежащую ей долю в праве собственности на жилое помещение в силу стечения жизненных обстоятельств, так как супруг ее внучки не давал согласие на выделение денежных средств на ремонт дома, пока он принадлежал ей. Собственных средств на ремонт дома у нее не имелось. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании было установлено, что Кочегаров Л.Ф. является ветераном Великой Отечественной Войны, права на недвижимое имущество за ним не зарегистрированы. 22.03.2010 года он обратился в Администрацию г.Аксая с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением № 715 от 25.03.2010 года главы Аксайского городского поселения Кочегарову Л.Ф. было отказано в принятии на таковой учет на основании п.3 ч.1 ст. 3 Областного закона «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» № 363-ЗС от 07.10.2005 года. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 3 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБ УЧЕТЕ ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» № 363-ФЗ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек срок, предусмотренный частью 12 статьи 1 настоящего Областного закона. Часть 12 ст.1 приведенного Закона устанавливает, что граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Судом также было установлено, что супруга истца Коцарева М.Ф. 25.06.2007 года по договору дарения произвела отчуждение принадлежащей ей по праву собственности 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: г.Аксай, ул. Пдтелкова,13, в пользу Алексеевой М.А.(л.д.13). В настоящее время истец и член его семьи- супруга Коцарева М.Ф. зарегистрированы и проживают в жилом помещении, право на которое перешло от Коцаревой М.Ф. к Алексеевой М.А. на основании указанного договора дарения. Представитель ответчика считает, что таким образом истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, с целью получить основания быть поставленным на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Однако с данными доводами суд не соглашается по следующим основаниям. Указом Президента РФ от 07.05,2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В силу ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений. В соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 15 упомянутого закона, участникам Великой Отечественной Войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В силу ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется: по обеспечению жильем - исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок. Статья 53 ЖК РФ устанавливает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Согласно ее нормам граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Данные положения также были закреплены и в приведенной ранее ч.12 ст. 1 Областного закона № 363-ЗС. Это означает, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Суд считает, что сам факт дарения супругой истца доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение Алексеевой М.А. и не истечение к моменту обращения истца к ответчику с заявлением о постановке на учет пятилетнего срока со дня совершения указанной сделки не является доказательством намеренного ухудшения истцом его жилищных условий. До принятия Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года. Поэтому какие-либо действия совершенные гражданами до того как Закон предоставил им право на получение указанной меры социальной поддержки, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении ими жилищных условий. Истец не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика, его супруга подарила свою долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение 25.06. 2007 года, о том, что, в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", у него возникнет право на улучшение жилищных условий, истец предполагать не мог. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, в судебном заседании ответчиком не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях истца по ухудшению своих жилищных условий, а потому оснований для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения, указанных в оспариваемом постановлении, у главы Аксайского городского поселения не имелось. Суд не может принять во внимание и доводы представителя ответчика о том, что истец обеспечен общей площадью жилого помещения выше учетной нормы. Нормы п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ применяются к нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, собственникам жилых помещений, а также членов их (нанимателей и собственников) семьи. Судом установлено, что истец и его супруга членами семьи Алексеевой М.А. не являются, поскольку, в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащему ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие же родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Истец и его супруга жилое помещение, в котором они в настоящее время проживают, его собственником Алексеевой М.А. в качестве членов семьи не вселялись, были зарегистрированы в нем до момента его отчуждения по указанной сделки. Согласно акту проверки жилищных условий (л.д.48), а также справке о составе семьи истца (л.д.72), в жилом помещении по ул. Подтелкова,13 в г.Аксае истец проживает со своей супругой Коцаревой М.Ф. Факт получения истцом в 2010 году из средств резервного фонда Аксайского городского поселения денежной компенсации в размере 28 125,32 рублей за приобретенные строительные материалы, использованные на проведение ремонта жилья не является обстоятельством, в силу действующего законодательства, исключающим возможность его постановки на жилищный учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявленные прокурором Аксайского района, действующим в интересах истца Кочегарова Л.Ф., требования - удовлетворить. Признать постановление Главы Аксайского городского поселения от 25.03.2010 № 175 «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа Кочегарову Леониду Федоровичу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - недействительным. Обязать Администрацию Аксайского городского поселения признать участника Великой Отечественной Войны Кочегарова Л.Ф. нуждающимся в жилом помещении и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 2 человека. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд черещ Аксайский районный с уд в течение 10 дней с момента изготовления его мотивированного текста. Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2011 года. Судья: