Гр. дело №2-982/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 августа 2011 года г. Аксай Аксайский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Тахирова Э.Ю., при секретаре Банниковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихонова И.М. к Управлению социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области о взыскании задолженности и понуждении ответчика предоставлять меры социальной поддержки, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, У С Т А Н О В И Л : Тихонов И.М. (далее истец) обратился к Управлению социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области (далее ответчик) с иском о взыскании задолженности и понуждении ответчика предоставлять меры социальной поддержки, предусмотренной пп.1 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он является ветераном боевых действий. На основании пп.5 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» ему должна быть предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения. В настоящее время истец проживает с семьей в служебной трехкомнатной квартире. Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. До января 2009 года производимые УСЗН Аксайского района на счет истца перечисления компенсации расходов на оплату жилого помещения в виде ежемесячных денежных выплат не вызывали никаких нареканий в части, касающейся начисления сумм по мерам социальной поддержки. Однако с января 2009 года указанная компенсация стала перечисляться в размере меньшем 50% оплаты жилья, несмотря на то, что тарифы на услуги ЖКХ выросли. Ответчик, ссылаясь на изменения, внесенные в действующее законодательство, указал, что с 01.01.2009 года расчет сумм компенсации производится, исходя из действующих «Региональных стандартов стоимости жилищных и коммунальных услуг для расчета компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» и размера общей площади занимаемого жилого помещения по формуле: «общая площадь жилья х стоимость региональных стандартов в месяц х 50%». Истец считает, что УСЗН Аксайского района не вправе самостоятельно уменьшать объем предоставленных Федеральным законом мер социальной поддержки. Кроме того, такие действия ответчика противоречат действующему законодательству, ограничивают право истца на предоставление мер социальной поддержки как ветерана боевых действий, гарантированные ФЗ «О ветеранах», которые никаким образом не связаны с нормативными актами, регулирующими предоставление субсидий и устанавливающими региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг. С учетом уточненных исковых требований, истец просит взыскать с ответчика в его пользу задолженность по предоставлению меры социальной поддержки на оплату жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., а также судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. Обязать ответчика предоставлять истцу с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки в виде оплаты 50% занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии с пп.5 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», исходя из фактической стоимости предоставленных услуг (л.д. 123-125). В судебное заседание явились истец и представитель истца Баштовая К.Н., которая просила принять заявление об уточнении исковых требований и удовлетворить их в полном объеме. Истец пояснил, что ст. 16 ФЗ «О ветеранах» ему, как ветерану боевых действий, предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты 50% занимаемой общей площади жилых помещений, однако ответчик производит расчет компенсации исходя из размеров региональных стандартов, а не из фактически понесенных им расходов по оплате указанных коммунальных услуг. В результате чего и образовалась предъявленная истцом к взысканию задолженность. Представитель ответчика Ханенко О.Д., действующая по доверенности, в судебном заседании не признала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в отзывах (л.д.50-52, 120-122). В своем отзыве на исковое заявление ответчик указал, что в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в частности по оплате жилищно-коммунальных услуг, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации, с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2). С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 года № 537 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из Федерального фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан» в редакции постановления Администрации Ростовской области от 29.12.2008 года № 607, расчет сумм ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется по региональным стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам, ежеквартально устанавливаемым Администрацией Ростовской области. В I квартале 2009 года для Аксайского района был установлен региональный стандарт для нанимателей жилых помещений - 14.0 руб./кв.м., во II, III. IV кварталах 2009 года - 14,42 руб./кв.м., в I - IV кварталах 2010 года - 15,51 руб./кв.м., с 1 января 2011 года - 16,47 руб./кв.м. Выплаченная истцу компенсация была определена в соответствии с нормами действующего законодательства. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании было установлено, что Тихонов И.М. проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., занимаемой по договору социального найма. В базе данных льготных категорий граждан УСЗН Администрации Аксайского района истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ как ветеран боевых действий. Совместно с ним проживают жена и сын. Истец Тихонов И.М. мерами социальной поддержки на оплату жилищных услуг пользуется в соответствии со ст. 16 ФЗ « О ветеранах». С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются в соответствии с Областным законом Ростовской области от 12.03.2007 года № 635-ЗС «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» в виде ежемесячных денежных выплат. Статьей 5 Областного закона Ростовской области от 13.10.2008 года № 102-ЗС внесены изменения в статью 3 Областного закона от 12.03.2007 года № 635-ЗС «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» которые вступили в силу с 01.01.2009 года из содержания которой следует, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам. Постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 года № 537-ЗС (с последними изменениями) утверждено Положение о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального Фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (приложение № 1). В пункте 8 названного Положения, в частности, установлено, что расчет суммы ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения осуществляется при оказании гражданину одного и более видов жилищных услуг (содержание и ремонт жилого помещения, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, ремонт и эксплуатация лифтов и другие), на оплату коммунальных услуг - одного и более видов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов производят расчет в срок не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу выплаты, сумм ежемесячных денежных выплат по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам, в течение 3 дней формируют выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые предприятия. Постановлениями Администрации Ростовской области от 23.01.2009 года № 27, от 27.04.2009 года № 200, от 31.07.2007 года № 374, от 16.10.2009 года №527, от 15.02.2010 года № 58, от 08.06.2010 года № 372, от 31.05.2011 года № 315 утверждались региональные стандарты стоимости услуг ЖКХ. Исходя из вышеуказанных региональных нормативных актов, ответчик с 01.01.2009 года при оказании меры социальной поддержки истцу как ветерану боевых действий, исчислял сумму, подлежащую возмещению истцу от установленных региональных стандартов - с 1 квартала 2009 года в размере 14 руб. 00 коп. на 1 кв.м., со 2 квартала 2009 года 14 руб. 42 коп., с 1 квартала 2010 года 15 руб. 51 коп., с 1 января 2011 года - 16 руб. 47 коп. Из копий сберегательной книжки, счетов-квитанций и квитанций об оплате коммунальных услуг следует, что фактические расходы истца на оплату жилищных услуг за ДД.ММ.ГГГГ составили расходы за содержание жилья и за вывоз мусора в размере <данные изъяты>. Истцу вместо возмещения 50% от указанной суммы в размере <данные изъяты>., выплачено <данные изъяты>., остаток невыплаченной суммы составляет <данные изъяты>. За ДД.ММ.ГГГГ общая сумма расходов истца на оплату жилищных услуг составила <данные изъяты>., истцу выплачено <данные изъяты>., остаток невыплаченной суммы составляет <данные изъяты>. За ДД.ММ.ГГГГ сумма расходов составляет <данные изъяты>., подлежит возмещению <данные изъяты>., фактически возмещено <данные изъяты> остаток невыплаченной суммы составляет <данные изъяты>. Таким образом, сумма задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. Предоставленный истцом расчет является верным, подтверждается выписками из лицевого счета истца и оплаченными квитанциями (расчет л.д. 82-84). Суд считает, что применение ответчиком расчета предоставления меры социальной поддержки ветеранам боевых действий за жилищные услуги, исходя из регионального стандарта, является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004года) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Исходя из содержания ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов; Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевойхарактер и не могут быть использованы на другие цели. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. Согласно статье 10 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Таким образом, исходя из анализа указанных норм, следует, что расходы, связанные с предоставлением меры социальной поддержки ветеранам боевых действий за жилищные услуги отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации. При этом, в силу п. 5 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» субъектам Российской Федерации предоставлено лишь право определения формы предоставления указанных мер социальной поддержки, а не определения размеров данной поддержки, и тем более не предоставлено право ограничивать эти меры социальной поддержки по сравнению с установленными федеральными стандартами. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В силу требований ст. 100 ГПК РФ, требования истца о возмещении ему расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере <данные изъяты>. подлежат удовлетворению, поскольку понесенные истцом расходы, подтверждены соответствующими квитанциями и соглашением об оказании юридической помощи (л.д. 133-135). Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с этим, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Тихонова И.М. к Управлению социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области о взыскании задолженности и понуждении ответчика предоставлять меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 1 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», удовлетворить. Взыскать с Управления социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области в пользу Тихонова И.М. задолженность по предоставлению меры социальной поддержки на оплату жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., а также судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере <данные изъяты>., а всего взыскать сумму в размере 16105 руб. 61 коп. Обязать Управление социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области, начиная с ДД.ММ.ГГГГ предоставлять Тихонову И.М. меры социальной поддержки в виде оплаты 50% занимаемой общей площади жилых помещений исходя из фактической стоимости предоставленных услуг. Взыскать с Управления социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 22.08.2011 года. Председательствующий: