нарушение требований пожарной безопасности



Дело Номер обезличен

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Аксай Дата обезличена года

Федеральный судья Аксайского районного суда Ростовской области Рубежанский С.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Классик», юридический адрес: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, проспект Аксайский, 5-б, ОГРН 2076102011709, ИНН 6163006666, КПП 610201001,

УСТАНОВИЛ:

09.06.2010 года в Аксайский районный суд Ростовской области для рассмотрения по существу поступило дело об административном правонарушении в отношении ООО «Производственно-коммерческая фирма «Классик» по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, возбужденное 07.06.2010 года заместителем прокурора Аксайского района Косиновым А.А.

В соответствии с представленными материалами установлено следующее.

В ходе проведенной 13.05.2010 года прокуратурой Аксайского района с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Ростовской области проверки установлено, что ООО «Производственно-коммерческая фирма «Классик» осуществляет деятельность по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, проспект Аксайский, 5-б, в нарушение законодательства о пожарной безопасности.

Так, здания и сооружения на территории рынка оптово-розничной торговли ООО «ПКФ «Классик» изначально построены с нарушениями требований норм и правил в области пожарной безопасности. Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"- порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности. В соответствии с п. 1.6* СНиП 21-01-97* 1.6*- разрешение на отступления от противопожарных требований строительных норм и правил по конкретным объектам в обоснованных случаях производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МВД России (МЧС России). Разделом III Инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности», утвержденной Приказом МЧС России от 16.03.2007 года № 141, определен порядок вышеуказанного согласования. Разработка технических условий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 года № 625 относится к деятельности по тушению пожаров, которая в свою очередь, согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия. Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров определено, что лицензирование деятельности по тушению пожаров осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с вышеизложенным произведено согласование Технических условий по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации оптово-розничного рынка ООО «ПКФ «Классик», расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, проспект Аксайский, 5-б. Следовательно, требования отраженные в ТУ являются обязательными для исполнения.

По результатам осмотра территории зданий и сооружений рынка оптово-розничной торговли ООО «ПКФ «Классик», расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, проспект Аксайский, 5-б, установлено, что по состоянию на 13.05.2010 года не выполнеными остаются следующие требования ТУ:

- для снижения угрозы быстрого распространения опасных факторов пожара в смежные группы (блок-секции) временных зданий и в их помещения, а также в целях обеспечения безопасности находящихся в них людей и своевременной эвакуации при пожаре, сблокированные контейнерные здания не разделены на неполные 800 м2 сблокированных контейнерных зданий (торговых площадей) наружными поперечными или продольными самонесущими противопожарными стенами 1-го типа с пределом огнестойкости не менее REI 150, создавая тем самым пожарные отсеки указанной площади.

По состоянию на 13.05.2010 года возведено только 7 стен из 20 необходимых по ТУ, в осях № 15-16/ Б-В, 18-22/Е-Г, 9-11/ Р-И, 8-11/ Д-Р, 13-14/И-С, 14-15/ В-М, 19-20/ М-Р, ведутся работы по монтажу стены в осях № 4-5/ С-И;

- не произведен снос строений в осях 26-27/В1-В, 27-28/В-Г, 21-23/Л-М, 19-20/Н-М, 17-18/Н-Р, демонтаж строений необходим для повышения уровня пожарной безопасности рынка, увеличения противопожарных расстояний, а также обеспечения проездов для пожарных автоцистерн;

- в ломаных разбивочных осях 14-23/Л-С не реализован вариант защиты этих временных зданий дренчерными водяными завесами, проложенными снаружи в две линии вдоль наружных стен зданий по всей их длине (с обеих сторон от наружного прохода) с расходом воды 1 л/сек*п.м.;

- в помещениях торговых павильонов (контейнерных зданий) не произведен монтаж установок порошкового пожаротушения и беспроводной системы пожарной адресно-аналоговой сигнализации (внутри объектовой радиосистемой типа «Стрелец» (ВОРС «Стрелец») либо аналогичной ей пожарной радиосистемой), с адресно-аналоговыми дымовыми точечными либо линейными (в зависимости от конкретного помещения) пожарными радио извещателями;

- на фасадах каждого торгового павильона и контейнерного здания не установлены светозвуковые сигналы о срабатывании пожарной сигнализации в них;

- в помещении пожарного поста (в помещении охраны) с круглосуточным пребыванием оперативного дежурного персонала для приема сигналов о срабатывании пожарных радиоизвещателей и установок порошкового пожаротушения, не установлены радиоканальные приемно-контрольные приборы, пожарные приборы управления и другие технические средства систем пожарной автоматики;

- не использован вариант применения проводной адресно-аналоговой пожарной сигнализации;

- не осуществлен вывод сигналов о срабатывании автоматической пожарной сигнализации и установок пожаротушения по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом в Центр управления силами (ЦУС) ФПС по Ростовской области (по согласованию с ФПС по Ростовской области и при наличии технической возможности);

- на объекте не создана специальная служба, осуществляющая ведомственный контроль со стороны организации за выполнением требований пожарной безопасности на весь период эксплуатации рынка (включая контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных ТУ);

- не определен тип, структура, численность и техническая оснащенность указанных выше служб в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности;

- не разработаны и не утверждены в установленном порядке Специальные правила пожарной безопасности для оптово-розничного рынка;

- не организовано обучение арендаторов и их работников мерам пожарной безопасности;

- не разработан и не согласован со службой пожаротушения ФПС по Ростовской области оперативный план пожаротушения рынка;

- не разработан план организации эвакуации людей при пожаре и при других чрезвычайных ситуациях;

- не создана в установленном порядке добровольная пожарная дружина (ДПД);

- не обеспечено выделение отдельного радиоканала либо прямой телефонной связи между пожарным постом рынка и Центром управления силами (ЦУС) ФПС по Ростовской области;

- контейнерная площадка для сбора мусора размещена на расстоянии менее 15 м от складской блок секции;

- помещения контейнерных зданий (сооружений), или групп сблокированных зданий (сооружений) не оборудованы дополнительными автоматическими защитными устройствами типа АЗУ -60.

Наряду с фактами невыполнения требований Технических условий, выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности в торгово-складских помещениях, расположенных на территории рынка, которые создают непосредственную угрозу возникновения пожара, а также жизни и здоровью граждан, а именно:

- 98 % помещений рынка не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации /НПБ110-03, табл.1/;

- в торговых и складских помещениях эксплуатируются светильники со снятыми стеклянными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников, либо электрические лампы (накаливания, энергосберегающие) с электрическим патроном без корпуса светильника /ППБ 01-03, п.60/;

- допускается размещение у электрощитов (узлов учета электроэнергии) горючих веществ и материалов /ППБ 01-03, п.60/;

- допускается уменьшение (менее 0,8 м) ширины проходов при складировании товаров и размещении стеллажей в складских (подсобных) помещениях /ППБ 01-03, п. 502/;

- допускается размещение товаров в горючей упаковке на стеллажах на расстоянии менее 0,5 м до светильников /ППБ 01-03, п. 503/;

- аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения складов, располагаются в складских помещениях, а не на внешней стене из негорючих материалов или на отдельно стоящих опорах, с приспособлением для опломбирования и закрываться на замок /ППБ 01-03, п. 507/;

- силовые и осветительные электрические сети не подвергаются профилактическим испытаниям, отсутствуют технические отчеты;

- двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из зданий /ППБ 01-03, п. 52/;

- не производится огнезащитная обработка деревянных конструкций перекрытий двух этажных сооружений (зданий) /ППБ 01-03, п.36/;

- в складских помещениях электрические светильники монтируются на сгораемом основании /ППБ 01-03, п.60/;

- в складских помещениях допускается эксплуатация штепсельных электророзеток и бытовых электроприборов /ППБ 01-03, п.508/;

-допускается хранение сгораемых материалов под лестничными маршами /ППБ 01-03, п.40/;

- лестничные марши входа на вторые этажи не оборудованы ограждениями с перилами /СНиП 21-01-97 п. 6.28*/;

- монтаж жил электропроводов проводов освещения в помещениях зачастую выполняется по временной схеме, электрические провода не укреплены к строительным конструкциям, соединения жил электрических проводов выполнены методом скруток /ППБ 01-03, п.57/;

- распорядительными документами не установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе:

не определены и не оборудованы места для курения, не регламентированы действия работников при обнаружении пожара, не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение /ППБ 01-03, п.15/.

Кроме того, проверкой выявлен ряд нарушений законодательства (указанных в справке о проверке) о пожарной безопасности в деятельности арендаторов торговых мест.

Таким образом, при осуществлении деятельности рынка ООО «ПКФ «Классик» выявлены существенные нарушения законодательства, влекущие за собой угрозу жизни и здоровью людей.

Положениями ст. 13 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», определены требования к содержанию рынка. В частности, на рынке должны обеспечиваться выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального Закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.94, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статьей 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

По факту обнаружения нарушений пожарной безопасности 07.06.2010 года заместителем прокурора Аксайского района Ростовской области Косиновым А.А. в отношении ООО «Производственно-коммерческая фирма «Классик» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения ООО «ПКФ «Классик», подтверждается:

- комиссионным актом проверки;

- объяснением директора рынка Солошак А.Н.;

- иными материалами дела.

В судебном заседании директор ООО «Производственно-коммерческая фирма «Классик» Солошак А.Н. и его представитель - адвокат Орлянкина Е.К., действующая на основании доверенности № 07/10 от 11.01.2010 года и ордера № 591 от 11.06.2010 года, пояснили, что ряд выявленных нарушений пожарной безопасности уже устранен и это подтверждается имеющимися в материалах дела документами, а также документами, приобщенными в судебном заседании; устранение других нарушений в условиях приостановления деятельности рынка невозможно; в результате приостановления деятельности рынка будет причинен существенный материальный вред работникам рынка - предпринимателям, а Аксайский район лишится значительной суммы налогов, которые ООО «ПФК «Классик» ежемесячно вносит в местный бюджет.

В судебном заседании помощник прокурора Аксайского района Дядьков Н.П. и старший инспектор ОГПН по Аксайскому району Калинин Ю.В. подтвердили факт выявления на момент проводимой проверки нарушений требований пожарной безопасности, считают, что до их полного устранения необходимо приостановить деятельность рынка ООО «Производственно-коммерческая фирма «Классик», расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, проспект Аксайский, 5-б.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав мнение участников судебного заседания, суд считает, что действия ООО «Производственно-коммерческая фирма «Классик» правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ - как нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

Решая вопрос об ответственности ООО «Производственно-коммерческая фирма «Классик» за совершенное правонарушение и мере наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, значимость выявленных нарушений, и полагает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности рынка ООО «Производственно-коммерческая фирма «Классик», расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, проспект Аксайский, 5-б, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности может повлечь за собой возникновение пожара, причинение вреда здоровью гражданам и их гибель, повреждение либо уничтожение имущества последних.

Суд считает невозможным применить в отношении ООО «ПКФ «Классик» менее строгий вид наказания, чем административное приостановление деятельности рынка, поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Принимая решение о сроке административного приостановления деятельности рынка ООО «ПКФ «Классик», суд исходит из реальной возможности администрации ООО «ПКФ «Классик» устранить нарушения Правил пожарной безопасности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.1 - 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать виновным Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Классик» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности рынка ООО «ПКФ «Классик», расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, проспект Аксайский, 5-б, на срок 10 (десять) суток.

Срок административного приостановления деятельности рынка ООО «ПКФ «Классик» считать с момента вынесения настоящего постановления, то есть с 11.06.2010 года.

Административное приостановление деятельности рынка ООО «ПКФ «Классик» произвести путем опечатывания помещений, запретив вход посетителей, а также иным способом, позволяющим исполнить настоящее постановление, с обеспечением условий для устранения нарушений Правил пожарной безопасности.

Предусмотреть доступ людей через входы на территорию рынка ООО «ПКФ «Классик» только для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Настоящее постановление направить для немедленного принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю Аксайского района Ростовской области.

Копии постановления направить директору ООО «ПКФ «Классик», прокурору Аксайского района для сведения, а также в ОГПН по Аксайскому району Ростовской области для контроля за устранением выявленных нарушений.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение 10 суток.

Судья