жалоба на постановление о привлечении к уголовной ответственности



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

г. Аксай Дата обезличена года

Судья Аксайского районного суда Ростовской области Рубежанский С.Л., рассмотрев жалобу Бухтояровой Татьяны Алексеевны на постановление № 21 начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Ростовской области от 1 марта 2010 года о привлечении директора ООО «ГОРПО» Бухтояровой Т.А. к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Ростовской области от 1 марта 2010 года № 21 директор ООО «ГОРПО» Бухтоярова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ: нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, и к ней, как к должностному лицу, применено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужили следующие обстоятельства: 25.02.2010 года специалистом 1 разряда Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Ростовской области Бахмуцким И.М. в отношении директора ООО «ГОРПО» Бухтояровой Т.А. был составлен протокол об административном правонарушении № 16, согласно которому при проведении проверки полноты учета выручки, полученной с применением ККТ, соблюдением порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением за период с 03.02.2007 года по 01.01.2010 года установлено, что в нарушение п. 6.1 раздела 6 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», и п.п. 22,24 Порядка ведения кассовых операций в РФ» в ООО «ГОРПО» выручка, полученная с применением ККТ, не оприходовалась в кассу организации в день ее получения.

Обжалуя указанное постановление, Бухтоярова Т.А. просит его отменить, так как, по ее мнению, акт проверки № 33 от 25.02.2010 года составлен с нарушением требований КоАП РФ, а именно в акте не указаны номер и дата удостоверения лица, проводившего проверку, время начала и окончания проверки; протокол об административном правонарушении № 16 от 25.02.2010 года составлен в отсутствие понятых и свидетелей; ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

В судебном заседании Бухтоярова Т.А. и ее представитель по доверенности Федотова Н.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили постановление и административный протокол признать незаконными, их отменить, производство по делу прекратить.

Надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Ростовской области в судебное заседание не явился, однако, до начала судебного рассмотрения дела представил в суд возражения на жалобу Бухтояровой Т.А. и копии административного дела в отношении последней.

Рассмотрев материалы административного дела, доводы заявителя Бухтояровой Т.А., изложенные в жалобе, ее пояснения и пояснения ее представителя в судебном заседании, суд не находит оснований для отмены постановления начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Ростовской области от 1 марта 2010 года № 21.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в том числе наличие состава административного правонарушения, доказанность вины в его совершении лица, привлекаемого к ответственности.

Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Факт совершения Бухтояровой Т.А. административного правонарушения подтверждается:

протоколом об административном правонарушении № 16 от 25.02.2010 года;

актом проверки № 33 от 25.02.2010 года;

объяснениями Бухтояровой Т.А.;

поручением о проведении проверки № 148 от 25.02.2010 года.

Суд считает данный факт установленным, а вину Бухтояровой Т.А. доказанной, поскольку она является субъектом данного административного правонарушения - должностным лицом - директором ООО «ГОРПО».

Действия Бухтояровой Т.А. квалифицированы правильно по ст. 15.1 КоАП РФ, мера административного наказания определена в соответствии с санкцией статьи.

Постановление составлено надлежащим лицом, в пределах своей компетенции, вынесено в срок, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ. Процессуальные права и положения соблюдены.

Согласно п.1 ст.7 Федерального Закона № 54- ФЗ от 22.05.2003г. « О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009), от 17.07.2009 N 162-ФЗ) налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

В ст. 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.5, статьями 15.1, 15.2 КоАП РФ.

Право налоговых органов на проведение проверок полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и ведением кассовых операций закреплено также в Законе о налоговых органах (в ред. Законов РФ от 17.07.2009 N 162-ФЗ), в п. 5.1.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства от 30 сентября 2004 г. N 506 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.02.2009 N 154).

Так из ч.1 ст. 7 вытекает право налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций регулируются Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР от 29.07.1983 N 105, все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухучета в хронологической последовательности. Основным требованием бухгалтерского учета признается требование полноты учета.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

В пункте 13 Порядка установлено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Согласно пункту 22,23 Порядка все поступления и выдачи наличных денежных средств предприятия учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Согласно пункту 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Таким образом, названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, под которыми следует понимать отсутствие либо искажение учета поступивших или не поступивших в кассу наличных денежных средств (части денежных средств), следствием которого является сокрытие таких денежных средств от налогообложения.

Согласно диспозиции статьи 15.1 КоАП состав правонарушения образуют несколько действий (бездействие), в том числе: неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, то есть фактическое получение выручки и неотражение ее в соответствующих бухгалтерских документах; несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Таким образом, под понятием "оприходование в кассу денежной наличности" понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день ее поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах), невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.

Статьей 25.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса.

Из ст. 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статья 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В связи с тем, что объяснениями представителя юридического лица Бухтояровой Т.А., приобщенными к материалам дела, факт правонарушения не отрицается, отсутствовала необходимость, при проведении проверки, привлечения к участию в деле понятых.

Согласно акту проверки №33 от 25.02.2010г. выручка не оприходовалась на всем протяжении 2009года. Так, 01.01.2010г. имел место факт неоприходования выручки.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Срок давности привлечения к административной ответственности по данному административному делу начал течь со 02.01.2010 г., окончен - 02.03.2010 г.

Постановление по делу вынесено 01.03.2010 г.

Из этого следует, что срок давности привлечения к административной ответственности Бухтояровой Т.А. административным органом нарушен не был.

Действия Межрайонной ИФНС России №19 по Ростовской области по проверке полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и ведением кассовых операций ООО «ГОРПО» произведены в рамках полномочий налогового органа. Порядок привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен и соответствует действующему законодательству. Факт совершения правонарушения документально подтвержден.

Кроме того, по мнению суда, не указание в акте проверки номера и даты удостоверения лица, проводившего проверку, времени начала и окончания проверки, не является бесспорным основанием к постановления.

Суд также учитывает тот факт, что деятельность ИП Супруновой Е.И. не связана с применением ККМ, а доказательств того, что ККМ, принадлежащий ООО «ГОРПО», 01.01.2010 года являлся недействующим, суду не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для изменения или отмены постановления начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Ростовской области от 1 марта 2010 года № 21 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд -

Р Е Ш и л :

Постановление № 21 начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Ростовской области от 1 марта 2010 года о привлечении директора ООО «ГОРПО» Бухтояровой Т.А. к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Бухтояровой Т.А. - без удовлетворения.

Данное решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Аксайского районного суда

Ростовской области С.Л. Рубежанский