АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ п.Акбулак 23 мая 2011 года Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сохань НВ, при секретаре Шегеда ЛФ, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования «Акбулакский район» на решение мирового судьи судебного участка № 1 Акбулакского района от 19 апреля 2011 года, которым исковые требования Шалабаевой Н.Г. к администрации муниципального образования «Акбулакский район» о возмещении расходов по оплате жилищно- коммунальных услуг удовлетворены частично, У С Т А Н О В И Л: Шалабаева Н.Г. обратилась в мировой суд с иском к администрации муниципального образования «Акбулакский район» о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, указав, что они как медицинские работники МУЗ «Акбулакская ЦРБ» в соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 года № 1772/301/111-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», имеют право на возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги. МУЗ «Акбулакская ЦРБ» выплатила компенсации за отопление и освещение до 1 января 2006 года. Сроки выплаты указанной компенсации давно прошли, но ответчики не уплачивают причитающуюся сумму, ссылаясь на отсутствие финансирования. Просила взыскать с ответчика компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> руб. Мировой судья судебного участка №1 Акбулакского района 19 апреля 2011 года вынес решение, которым исковые требования Шалабаевой Н.Г. удовлетворил частично. Представитель администрации муниципального образования «Акбулакский район» с решением мирового судьи не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой указал, что предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных расходов предусмотрено федеральным законом, следовательно, отнесено к полномочиям государства. В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Таким образом, делегирование государственных полномочий происходит с одновременной передачей муниципальным органам необходимых материальных и финансовых ресурсов. Финансовые средства ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими материальными и финансовыми средствами. Закон Оренбургской области от 12 января 2005 г. № 1772/301-111-0З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», на который ссылается истец, распространяет свое действие на работников областных государственных учреждений здравоохранении. Расходы на выплату компенсаций производится за счет средств областного бюджета. На работников муниципальных учреждений здравоохранения действие указанного закона не распространяется, средства из районного бюджета не выделяются. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, с 01 января 2005года утратило силу положение Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривающее бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением работникам муниципальной системы здравоохранения. Несмотря на это, суд приходит к выводу, что меры социальной поддержки медицинских работников на территории Акбулакского района должны быть обеспечены органом местного самоуправления, при этом они должны быть сохранены в том же объеме, в котором они были установлены до 01.01.2005 года. Но при определении суммы компенсации суд исходит не из объема суммы на 01.01.2005 год, а из фактических расходов на разные года (2008 г., 2009., 2010 г.) При принятии решения суд руководствуется статьей 63 Основ Законодательства РФ об охране здоровья, которая в части, предусматривающей, бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением работникам муниципальной системы здравоохранения утратила силу. Администрация района считает, что расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг должны быть возложены на МУЗ «Акбулакская ЦРБ» как на главного распорядителя бюджетных средств, а не на администрацию муниципального образования «Акбулакский район». Администрация района несет только субсидиарную ответственность как учредитель при нехватке денежных средств в МУЗ «Акбулакская ЦРБ». Ответчик возражает против включении в размер взыскиваемой суммы расходов истца по оплате жилищно-коммунальных услуг за январь, февраль 2011 года по следующим основаниям. Представительным органом местного самоуправления Акбулакского района - Советом депутатов в целях принятия мер социальной поддержки медицинских работников было принято решение от 22.12.2010 г. № 26 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных медицинских работников, работающих и прожинающих в сельской местности Акбулакского района», вступившее в силу с 01.01.2011 года. В соответствии с законом Оренбургской области № 1772/301/-111-03 от 12.01.2005г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, установлен размер компенсации — 120 рублей в месяц. В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие права, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Положения статьи является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В соответствии с решением Совета депутатов, МУЗ «Акбулакская ЦРБ» 01.01.2011 года осуществляет выплату компенсации обратившимся с заявлением медицинским работникам. Таким образом, работникам предоставлено право возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Истец может воспользоваться своим правом по месту работы, но не воспользовался, а обратился судебные органы за возмещением коммунальных услуг в судебном порядке. Принятые в соответствии с действующим законодательством нормативно-правовые документы органом местного самоуправления должны обязательно исполняться гражданами, а по выбору, таким образом, ответчик считает, что истец, отказавшись от своего права на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту работы, вправе взыскивать с администрации Акбулакского района возмещение расходов за январь, февраль 2011 года в судебном прядке. Считает, что при принятии решения мировым судьей были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и не был применен закон, подлежащий применению.Просил решение мирового судьи от 19 апреля 2011 года отменить, и вынести новое решение об обязании МУЗ «Акбулакская ЦРБ» возместить Шалабаевой Н.Г.расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, отказать в части взыскания с администрации района расходов за оказание юридической помощи. В судебном заседании представитель администрации МО «Акбулакский район» ФИО2 апелляционную жалобу поддержал, просил решение мирового судьи отменить как незаконное, и вынести новое решение об обязании МУЗ «Акбулакская ЦРБ» возместить Шалабаевой Н.Г. расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Истец Шалабаева Н.Г. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, указав, что считает решение мирового судьи законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении жалобы, а решение мирового судьи оставить без изменения. Представитель третьего лица – МУЗ «Акбулакская ЦРБ» ФИО3 просила решение мирового судьи оставить без изменения, а жалобу администрации МО «Акбулакский район», без удовлетворения, полагая, что денежные средства правильно взысканы с администрации района, так как своих денежных средств ЦРБ не имеет. Суд, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, пришел к следующему. Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан внесены изменения, часть 2 данной статьи признана утратившей силу и дополнена 5 и 6, предусматривающими передачу полномочий по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а работников муниципальных организаций здравоохранения -органам местного самоуправления. В соответствии со ст.153 приведенного Федерального закона от При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении №383-О-П от 07.02.2007г., правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства об охране здоровья. Установленная Законом Оренбургской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» № 1772/301/-111-03 от 12.01.2005г. (с изменениями, внесенными Законом Оренбургской области от 10.01.2007г. № 913/196-1У-ОЗ) мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем [жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) в размере 120 руб., ас 01.01.2007г. - 155 руб., является дополнительной по отношению к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Мировым судьей правильно сделан вывод о том, что меры социальной поддержки медицинских работников на территории Акбулакского района должны быть обеспечены органом местного самоуправления. При этом меры социальной поддержки должны быть сохранены в том же объеме, в котором они были установлены до 01.01.2005 года. Мировой судья при вынесении решения правильно руководствовался Законом Оренбургской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» № 1772/3 01/-111-03 от 12.01.2005г. (с изменениями, внесенными Законом Оренбургской области от 10.01.2007г. № 913/196-1У-ОЗ), так как он действовал на период возникших правоотношений, не оспаривался и отменен не был. Доводам жалобы в той части, что в удовлетворении иска за период с 01.01.2011г. по март 2011г. следует отказать т.к. медицинским работникам с 01.01.2011г. в МУЗ «Акбулакская ЦРБ» выплачиваются компенсации в размере 120 руб. ежемесячно, мировым судьей дана надлежащая оценка и судья правильно пришел к выводу об их несостоятельности по тому основанию, что получение возмещения расходов является правом истца, истица указанную компенсацию в МУЗ «Акбулакская ЦРБ» не получала. Суд считает, что доводы администрации МО «Акбулакский район» о том, что расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг должны быть возложены на МУЗ «Акбулакская ЦРБ» как на главного распорядителя бюджетных средств, а не на администрацию муниципального образования «Акбулакский район», а также о том, что собственных средств на оплату данных льгот муниципальное образование не имеет, и в утвержденном бюджете расходы на эти цели не предусмотрены, а возможность направления иных средств из районного бюджета на оплату указанных льгот в районе отсутствует, суд считает необоснованными. Принимая решение, мировой судья обоснованно сослался на ст. 153 вышеуказанного ФЗ № 122-ФЗ, в соответствии с которой, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Мировой судья при разрешении спора правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения мирового судьи не имеется. Руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ,суд О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Акбулакского района от 19 апреля 2011 года, которым исковые требования Шалабаевой Н.Г. к администрации муниципального образования «Акбулакский район» о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворены частично, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации МО «Акбулакский район» без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Судья Н.В.Сохань
22.08.2004г. № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у
которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.