№ 2-548/2011 по иску Орекнбургского природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия должностных лиц



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Акбулак                                                                                     12 сентября 2011 года

                   Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Стойко С.В., при секретаре Несоленой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> Акбулакского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации МО <адрес> по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения,

УСТАНОВИЛ:

               Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с указанным выше исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и в его обоснование указал, что при проведении проверки исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией муниципального образования <адрес> <адрес>, при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест установлено, что муниципальное образование состоит из пяти населенных пунктов - <адрес>-1, <адрес>. В соответствии со ст.13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.

               В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования <адрес> <адрес>, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема отчистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) не согласовывалась.

              Правила обращения с твердыми бытовыми отходами, а также их вывоз, утилизации и др. установлены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета. Несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета, может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории МО <адрес>, что является нарушением ст.8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

              Просил признать незаконным бездействие администрации МО <адрес> <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования и обязать администрацию МО <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ согласовать с администрацией МО <адрес> и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.

                В судебном заседании помощник прокурора Акбулакского района Граховская Е.Ю. доводы искового заявления поддержала, просила его удовлетворить.

               Представитель муниципального образования <адрес> - глава муниципального образования ФИО3 иск прокурора признал в полном объеме, указав, что положения ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны, пояснив, что на проведение указанных мероприятий отсутствуют денежные средства.

               Признание иска представителем ответчика занесено в протокол судебного заседания.

               Судом разъяснены последствия признания заявленных требований и принятия их судом, предусмотренные ст. 173, 221 ГПК РФ.

               Учитывая, что признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов других лиц, суд считает возможным принять от главы МО <адрес> ФИО3 признание заявленных требований.

                Суд, изучив материалы дела, выслушав прокурора, представителя ответчика, приходит следующему.

                Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета.

                В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

               Согласно ч.2 ст.4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом. Несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета, может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории муниципального образования, что является нарушением ст.8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, при этом одним из способов защиты указанных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Согласно ст.76 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке, в соответствии с действующим законодательством.

               В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признания ответчиком заявленных требований, в мотивировочной части решения указывается только на признание заявленных требований и принятие его судом.

              Поскольку судом признание заявленных требований ответчиком главой МО <адрес> ФИО3 принято, иск Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

               Признать незаконным бездействие администрации МО <адрес> <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.

              Обязать администрацию МО <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ согласовать с администрацией МО <адрес> и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека     (Роспотребнадзором) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором); принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.

               Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд <адрес> в течение 10 дней.

                                         Судья: