№ 2-731/2011 по иску Генна Я.А. о выделении жилья



РЕШЕНИЕ

      Именем Российской Федерации

п. Акбулак                                                                                                  11 ноября 2011 года

          Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сохань НВ, при секретаре Дунай Ю.А.<данные изъяты>., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Генны Я.А. к администрации муниципального образования «<адрес>» о выделении жилья,

УСТАНОВИЛ:

       

          Генна Я.А. обратилась в суд с указанным выше заявлением и в его обоснование указала, что она после лишения родительских прав ее матери ФИО5 и смерти отца ФИО6 была направлена в Акбулакский детский дом на полное государственное обеспечение, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ она состоит на льготной очереди на получение жилья в Акбулакском поссовете. В настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, пе<адрес>,<адрес> Когда она обратилась с документами в администрацию района с заявлением о выделении жилья, то ответа не получила. В данное время она одна воспитывает малолетнего сына. Жилья у нее нет. На основании вышеизложенного, согласно федеральному закону №159-ФЗ дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. Регистрационный учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту жительства и регистрации. Просила вынести решение о выделении ей жилья вне очереди, так как она относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

         Истица в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против выделения жилья ФИО1, если на то имеются законные основания.

Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации МО <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что ФИО1 должна быть обеспечена жильем в силу закона как ребенок,оставшийся без попечения родителей.

Представитель третьего лица - <адрес>, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

        Суд, выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.         

         Конституция Российской Федерации в ст. 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

       Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 пункт «ж» ч. 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

          Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

         Согласно ст. 1 названного Закона лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

          Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на особом контроле у государства.

         Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.

          В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети - сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

         Согласно ст. 148 Семейного Кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

        Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

        Так, вне очереди согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

          Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются и направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения.

       В соответствии со ст. 16 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы опеки и попечительства осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.      

        В судебном заседании было установлено, что решением Акбулакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 лишена родительских прав. Согласно свидетельству о смерти отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, и эти обстоятельства наступили до достижения истцом 18-летнего возраста.

        В судебном заседании установлено, что ФИО10 ФИО12 ФИО3 состоит в администрации муниципального образования Акбулакский поссовет на регистрационном учете на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и что до настоящего времени ФИО1 жильем не обеспечена.                                

          Таким образом, исходя из приведенной выше нормы ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ и с учетом перечисленных доказательств, у суда имеются основания для вывода о том, что до 18-летнего возраста ФИО1 осталась без попечения обоих родителей, а к моменту разрешения дела в суде не достигла 23-летнего возраста, то есть она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

         В соответствии со ст. 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 1), и из приведенной нормы следует, что право на жилье по окончании пребывания, в частности, в госучреждениях и в учреждениях всех видов профессионального образования, приобретают как дети, имевшие закрепленное жилое помещение, так и те, за которыми такое жилье закреплено не было. При этом дети из категории не имевших закрепленного жилья обеспечиваются таковым вне очереди и не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти.

        Подпунктом 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанных детей, по окончании, в частности, их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Как это следует из п. 4 названной статьи Кодекса, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма должно быть принято с соблюдением требований настоящего Кодекса, а именно:

- предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, которая устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 5 ст. 57, ст. 50 ЖК РФ);

- быть изолированным от смежных жилых и нежилых помещений (ст. 62 ЖК РФ);

- быть пригодным для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ).

            Разрешая вопрос об ответчике, на которого должна быть возложена указанная обязанность, суд приходит к следующему.

            Как указано выше, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «ж», ч. 1).

            В силу ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ОЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашений (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта (в данном случае- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляется из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

             Как установлено п. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

              В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-O3 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельной категории граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в том числе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях., в том числе и в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

            Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в п. 3 абз. 3 Определения от ДД.ММ.ГГГГ -О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «<адрес>» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73), а, как следует из абз. 7 указанного пункта названного Определения, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в связи с этим Конституционным Судом определено, что абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение названных детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания, в частности, в общеобразовательном учреждении является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядком наделения их соответствующими государственными полномочиями.

           Из анализа приведенного законодательства и позиции Конституционного Суда РФ следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за которыми не было закреплено жилое помещение, не является обязанностью органов местного самоуправления, если указанные полномочия не переданы этим органам законом субъекта Российской Федерации.

          Таким образом, суд приходит к выводу, что, поскольку Генна Я.А. относится к категории перечисленных в абз. 2 п. 1 ст. 8 названного Закона лиц, не имеющих закрепленного жилья, ее пребывание в указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ государственных учреждениях и в учреждениях профессионального образования окончено, то она с учетом своего статуса ребенка, оставшегося до 18-летнего возраста без попечения родителей, и не достигшего на момент разрешения дела 23-летнего возраста имеет право на внеочередное получение жилья.

         Поскольку в судебном заседании было установлено, что Генна Я.А. является сиротой, собственного жилья не имеет и с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете на получение жилья в МО Акбулакский поссовет, администрацией муниципального образования «<адрес>» до настоящего времени жилье ей не предоставлено, требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.

        Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        

        Иск     Генна Я.А. удовлетворить.

          Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения., за счет средств субъекта Российской Федерации - <адрес> вне очереди по договору социального найма благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

          Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда, через Акбулакский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                                                          Н.В.Сохань

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-731 (2011 года) в производстве Акбулакского районного суда Оренбургской области.

Судья                                                                                                                            Н.В.Сохань