Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Акбулак 29 ноября 2010 года
Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сохань П.В., с участием помощника прокурора Акбулакского района Дмитриева К.В., при секретаре Шегеда ЛФ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Акбулакского района об оспаривании бездействия администрации муниципального образования <...>,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Акбулакского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Акбулакский поссовет», указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления – администрацией муниципального образования «Акбулакский поссовет» законодательства об отходах производства и потребления. В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.1992 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, в местах залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. В силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01,1992 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности и субъектов хозяйственной или иной деятельности. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.1992 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» общие требования в области охраны окружающей среды включают в себя размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, сооружений и иных объектов, называющих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. В ходе проверки, установлено, что на территории муниципального образования «<...>» на северо - восточной стороне в <...> м. от <...> расположена несанкционированная свалка. Размеры свалки 15га. На несанкционированной свалке осуществляется складирование ТБО (стекла, полиэтиленовых мешков, полиэтиленовых бутылок, строительные отходы, навоз, картонная и древесная тара и др.). Обустройство свалки -обваловка, ограждение, и т.д. отсутствуют. Свалка не обустроена должным образом и вызывает негативное воздействие на окружающую среду. Не проведена оценка воздействия на окружающую среду при размещении объектов под размещение отходов. В нарушении п. 1 ст. 35, п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. Мониторинг по контролю состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения отходов не осуществляется. Производственный контроль, включающий постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, почвы, подземных вод в зоне возможного влияния несанкционированной свалки (качество почвы, контролирующееся по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям), предусмотренный Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона для твердых и бытовых отходов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16, не осуществляется. В соответствии с п.п. 18, 20 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов, осуществления сдельного контроля за использованием земель поселения относятся к вопросам местного значения поселения. Часть 1 ст. 8 и ст. 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращениями с отходами также относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение содержит ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу ст. ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в части обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с алогическими, санитарными и иными требованиями. Указанные требования законодательства не исполняются органом местного самоуправления- администрацией муниципального образования «Акбулакский поссовет», что нарушает предусмотренные ст. 42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просил признать незаконным бездействие администрации МО <...> по организации в установленном порядке сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, и обязать администрацию МО <...> устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем ликвидации указанной несанкционированной свалки и приведения занимаемого земельного участка в надлежащее состояние до <Дата обезличена> года.
В судебном заседании помощник прокурора <...> уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации МО «<...>» к организации в установленном порядке сбора и вывоза бытовых промышленных отходов в специально отведенное место- полигон ТБО, а не на несанкционарованную свалку. В остальной части заявленные требования оставлены без изменения.
Представитель органа местного самоуправления –администрации МО <...> <<ФИО>2> в судебном заседании с заявлением не согласилась и пояснила, что свалка находится на территории поссовета, но она не оформлена в муниципальную собственность. В настоящее время ведутся работы по оформлению документов. Кроме того, ими заключены договора от <Дата обезличена>. и <Дата обезличена> года на оказание транспортных услуг по очистке свалки. В настоящее время работы по расчистке свалки приостановлены из-за ремонта техники. С 2008 года ведется оформление свалки, но поскольку процедура оформления длительная, работы не закончены. Свалка на территории муниципального образования существует с 70-х годов. Считает, что с их стороны бездействия не имеется, так как организован сбор и вывоз мусора с территории <...>, ведутся работы по очистке и оформлению свалки в собственность.
Свидетель <<ФИО>3> в судебном заседании пояснил, что он является государственным инспектором по охране природы, участвовал в проверке с прокурором. Свалка несанкционированная, находится на территории поссовета, отсутствует ограждение, обваловка, работа по очистке проводится, но денежных средств не достаточно, чтобы ее полностью убрать. Свалка существует с 1970-годов, документов на нее нет.
Суд, заслушав помощника прокурора <...>, представителя администрации МО <...>, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.1992 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 189 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, в местах залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки от <Дата обезличена> года выявлено, что на северо - восточной стороне в <...> м. от <...> расположена несанкционированная свалка. Размеры свалки 15 га. На несанкционированной свалке осуществляется складирование стекла, полиэтиленовых мешков, полиэтиленовых строительных отходов, навоза, картонной и древесной тара и др. Обустройство свалки (обваловка, ограждение, и т.д.) отсутствуют. Свалка не обустроена должным образом и оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.1992 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» общие требования в области охраны окружающей среды включают в себя размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, сооружений и иных объектов, называющих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.п. 18, 20 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов, осуществления земельного контроля за использованием земель поселения относятся к вопросам местного значения поселения. Часть 1 ст. 8 и ст. 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращениями с отходами также относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение содержит ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу ст. ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в части обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Данные требования МО <...> не соблюдены и это нашло подтверждение в судебном заседании объяснением представителя МО <...> <<ФИО>2>, пояснившей, что свалка находится на территории поссовета, в собственности не находится, в настоящее время готовятся документы по ее оформлению.На данный момент свалка не оборудована, работы по расчистке свалки приостановлены из-за ремонта техники.; показаниями ФИО5, который также подтвердил,что свалке несанкционированная, надлежащим образом не оборудована.
Из акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от <Дата обезличена> года следует, что в ходе проведения проверки МО <...> на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства выявлено ряд нарушений природоохранного законодательства, в том числе, положений ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды».
Из представленных в судебное заседание договоров от <Дата обезличена> и <Дата обезличена> года на оказание транспортных услуг по очистке свалки следует, что предметом договора является оказание транспортных услуг по очистке свалки, из договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года следует, что предметом договора является выполнение работ по расчистке свалки. В подтверждение данных договоров представлены акты на выполнение работ от <Дата обезличена> и <Дата обезличена> года и платежные поручения. Однако, данные доказательства не подтверждают, что данная свалка санкционирована и оборудована в соответствии с требованиями закона, а также того,что проводится организация к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в специально отведенное место – полигон ТБО.
Доказательств по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов в установленном порядке в специально отведенное место – полигон твердых бытовых отходов, МО <...> не представлено.
Таким образом, суд пришел к выводу, что МО <...> не соблюдены требования природоохранного законодательства, поэтому заявление заместителя прокурора <...> суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Акбулакского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<...>», выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов в установленном порядке в специально отведенное место - на полигон твердых бытовых отходов.
Обязать администрацию муниципального образования «<...>» <...> <...> устранить в полном объеме нарушение прав неопределенного круга лиц путем ликвидации не санкционированной свалки, расположенной на северо-восточной стороне в <...> метрах от <...> района <...> и привести занимаемый ею земельный участок в надлежащее состояние в срок до <Дата обезличена> года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда, через Акбулакский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Сохань.
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-696(2010 года) в производстве Акбулакского районного суда Оренбургской области.
Судья Н.В.Сохань