РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Акбулак 20 декабря 2010 года
Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сохань НВ, при секретаре Шегеда Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц и инвалидов к ФБУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области о понуждении к обеспечению инвалидам доступа в здание медицинской части,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области обратился в суд с указанным выше исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и в его обоснование указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ФБУ ИК-9 допускаются нарушения законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, незапрещенных законодательством РФ. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться, по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В нарушение изложенного здание <данные изъяты> ФБУ ИК-9, расположенное по адресу: <адрес>-2 ФБУ ИК-9 УФСИН России по <адрес>, не оборудовано приспособлениями для маломобильных посетителей, в частности, нет пандусов для подъезда на инвалидных колясках и кнопки вызова инвалидов.
Согласно пункту 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденной Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.99. за № 74/51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 -ФЗ и Градостроительного кодекса РФ, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.12.1996. за № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.
В соответствии с требованиями Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя и РФ от 16.07.01. за № 73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (пункт 1.1).
Положения настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков и отдельные помещения. Доступные для МГН: входные узла, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (пункт 1.2).
Проектные решения объектов доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественно информации, позволяющий ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (пункт 1.4). Проектные решения объектов, доступных для инвалидов не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (п. 1,5). Согласно приложения А, универсальные элемент- это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе МГН. В здании должен быть как минимум один выход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подозреваемого или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13). Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п. 3.14). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17). В соответствии со ст.ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст. ст. 4,8,46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6,7,8 Федерального закона от 29.12.04. за № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению. В ФБУ ИК-9 в настоящий момент отбывает наказание инвалид-колясочник осужденный ФИО2 <данные изъяты> рождения. Статьей 22 ГПК РФ установлено, что к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием граждан, предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В данном случае иск прокурором подается в интересах неопределенного круга лиц, так как число <данные изъяты> в ФБУ ИК-9 постоянно меняется. Просил признать незаконным бездействие ФБУ ИК-9 УФСИН России по <адрес> в лице начальника учреждения майора внутренней службы ФИО3 выразившиеся в не принятии мер по предоставлению доступа инвалидам в медицинскую часть учреждения, расположенную по адресу: <адрес> ФБУ ИК-9 УФСИН России по <адрес> и обязать ФБУ ИК-9 УФСИН Росси по <адрес> в лице начальника <данные изъяты> ФИО3 произвести все необходимые действия по предоставлению доступа <данные изъяты> учреждения, расположенную по адресу: <адрес>-2 ФБУ ИК-9 УФСИН России по <адрес>, а именно построить на входе приспособления для маломобильных посетителей (<данные изъяты>
И.о. Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель ФБУ ИК -9 УФИСИН России по Оренбургской области и.о.старшего юрисконсульта ФИО4, действующий на основании доверенности, иск прокурора признал в полном объеме, пояснив, что имеющиеся недостатки будут устранены.
Судом разъяснены ответчику последствия признания заявленных требований и принятия их судом, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.
Учитывая, что признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов других лиц, суд считает возможным принять признание заявленных требований.
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признания ответчиком заявленных требований, в мотивировочной части решения указывается только на признание заявленных требований и принятие его судом.
Поскольку судом признание заявленных требований ответчиком принято, иск прокурора Акбулакского района подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск и.о. Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области удовлетворить.
Обязать ФБУ ИК-9 УФСИН Росси по <адрес> в лице начальника <данные изъяты> ФИО3 произвести все необходимые действия по предоставлению доступа инвалидам в <данные изъяты> учреждения, расположенную по адресу: <адрес> ФБУ ИК-9 УФСИН России по <адрес>, а именно, построить на входе приспособления для маломобильных посетителей <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Акбулакского района в течение 10 дней.
Судья Н.В.Сохань
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-743(2010 года) в производстве Акбулакского районного суда Оренбургской области.
Судья Н.В.Сохань