№ 2-868(2012) по иску прокурора об обязании предоставить жилье



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Акбулак 3 сентября 2012 года

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Стойко С.В., с участием помощника прокурора Акбулакского района Граховской Е.Ю., заинтересованного лица ФИО1, представителя администрации Муниципального образования Акбулакский район ФИО7, представителя органа опеки и попечительства администрации Муниципального образования Акбулакский район ФИО8, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Акбулакского района в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Акбулакский район» об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Акбулакского района обратилась в суд с указанным выше иском к администрации Муниципального образования «Акбулакский район» в интересах ФИО1 и в его обоснование указала на следующие обстоятельства.

ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО1ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец решением <данные изъяты> <данные изъяты> лишен родительских прав, ФИО1 не имеет какого-либо закрепленного за ним жилого помещения. Статьей 40 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти, возложена обязанность, создавать условия для реализации этого права. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.72 пункт «ж» ч.1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ст.1 названного Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба, или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя),приемная семья). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей находятся на особом контроле у государства. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети - сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. Согласно ст. 148 Семейного Кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Так, вне очереди, согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В настоящее время ФИО1 закончил обучение <данные изъяты> <адрес>, проживает у своей тети, закрепленное за ним жилье непригодно для проживания. Просит признать ФИО1 нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязать администрацию Муниципального образования «Акбулакский район» Оренбургской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, вне очереди, по договору социального найма, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение по месту жительства ФИО1 площадью, не ниже установленных социальных норм.

Помощник прокурора Акбулакского района Граховская Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании показал, что в настоящее время он проживает в доме опекуна, своего жилья не имеет, его мать умерла, отец лишен родительских прав. Состоит на учете в МО «Базартюбинский сельсовет» в качестве нуждающегося в получении жилья по категории дети, оставшиеся без попечения родителей <данные изъяты>, просит заявление прокурора удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Муниципального образования «Акбулакский район» ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований истца.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Оренбургской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель органа опеки и попечительства МО «Акбулакский район», ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила исковые требования прокурора удовлетворить, указав, что ФИО1 имеет право на внеочередное получение жилья, так как является ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Суд, изучив материалы дела, выслушав прокурора, представителя ответчика, заинтересованное лицо ФИО1, представителя органа опеки и попечительства, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации (ст.7), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 40 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти, возложена обязанность, создавать условия для реализации этого права.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.72 пункт «ж» ч.1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании распоряжения главы администрации МО «Базартюбинский сельсовет» Акбулакского района от ДД.ММ.ГГГГ, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей».

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей – сирот, которыми являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

В судебном заседании обозревалось свидетельство о смерти матери ФИО1ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Решением <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 был лишен родительских прав в отношении его детей.

Согласно Распоряжению главы администрации Акбулакского района -р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был назначен попечитель ФИО2.

Согласно справке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, на ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на недвижимое имущество, отсутствуют.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст.1 названного Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба, или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей находятся на особом контроле у государства.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети - сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Согласно ст. 148 Семейного Кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Так, вне очереди, согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на оснований решений органов местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются и направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного кодекса, является основанием заключения соответствующего в срок, установленный данным решением.

Решение о выделении жилья ФИО1 администрацией МО «Акбулакский район» не принято.

В соответствии со ст.16 Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы опеки и попечительства осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

В судебном заседании установлен факт того, что ФИО1 относится к категории дети-сироты, поскольку его мать умерла до достижения им возраста 18 лет, а отец записан со слов матери.

Таким образом, исходя из приведенной выше нормы ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ и с учетом перечисленных доказательств, в связи с тем, что истец ФИО1 до 18-летнего возраста остался без попечения матери, собственного жилья он не имеет, у суда имеются основания сделать вывод о том, что он имеет в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 1).

Подпунктом 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанных детей, по окончании, в частности, их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Как это следует из п. 4 названной статьи Кодекса, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма должно быть принято с соблюдением требований настоящего Кодекса, а именно:

- предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, которая устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 5 ст. 57, ст. 50 ЖК РФ);

- быть изолированным от смежных жилых и нежилых помещений (ст. 62 ЖК РФ);

- быть пригодным для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ).

Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347/285-1V-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам – 33 кв.м. общей площади жилья, а семью из двух человек- 42 кв.м. общей площади жилья, на семью из трех и более человек – по 18 кв.м. общей площади жилья на каждого члена семьи.

Поскольку Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-O3 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельной категории граждан» государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении и в учреждениях всех типов профессионального образования, наделено Муниципальное образование «Акбулакский район», то и обязанность по выделению жилья детям-сиротам возложена на Муниципальное образование «Акбулакский район», в лице его администрации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец ФИО1 относится к категории перечисленных в абз. 2 п. 1 ст. 8 названного Закона лиц, не имевших закрепленного жилья, ДД.ММ.ГГГГ он заканчивает общеобразовательное учреждение профессионального образования, в силу чего он, с учетом своего статуса ребенка - сироты, имеет право на внеочередное получение жилья.

Поскольку в судебном заседании было установлено, что ФИО1 является ребенком - сиротой, и с <данные изъяты> состоит на регистрационном учете на получение жилья, до настоящего времени жилье ему не предоставлено, проживает в жилье попечителя, требования прокурора об обязании администрации Муниципального образования «Акбулакский район» Акбулакского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения закона в части предоставления жилья ФИО1, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Акбулакского района удовлетворить.

Признать ФИО1 нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать администрацию Муниципального образования «Акбулакский район» Оренбургской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, вне очереди, по договору социального найма, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение по месту жительства ФИО1 площадью, не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда, через Акбулакский районный суд в течение одного месяца.

Судья: