решение о признании бездействия админстрации незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года Ахтубинский городской суд ... в составе: председательствующего судьи Лябах И.В.,

при секретаре Никитиной Ю.И.,

с участием представителя истца ФИО2,

представителя ответчика администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ... в помещение Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ахтубинск» о признании бездействий администрации муниципального образования незаконными.

у с т а н о в и л:

Ахтубинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием об обязывании администрации МО «город Ахтубинск» привести автомобильную дорогу на ... ... (...) ... в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597 -93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В обосновании заявленных требований указав, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред.30.12.2008) «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основные требования по обеспечению дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются статьей 12 вышеназванного Закона, в соответствии с которой, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность-это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 5 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Город Ахтубинск» к полномочиям администрации МО «Город Ахтубинск» относится деятельность по содержанию автомобильных дорог общего пользования. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В ходе обследования асфальтового покрытия автомобильной дороги на ... Дата обезличена года были выявлены нарушения ГОСТ Р 50597-93 -повреждения дорожного покрытия на 1000 кв.м. составляет более 1,5 кв.м. Администрация МО «Город Ахтубинск» не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт вышеназванной автомобильной дороги, создав тем самым реальную угрозу безопасного дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения ....

В ходе рассмотрения дела по существу прокурор дополнил и уточнил заявленные требования, при этом просил признать незаконным бездействие администрации МО «Город Ахтубинск» по обеспечению надлежащего содержания и ремонта автомобильной дороги на ... ....

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал заявленные требования, дополнив их, просил обязать администрацию МО «Город Ахтубинск» привести автомобильные дороги на ... ... ..., а именно от перекрестка ... и ... до перекрестка ... и ... в соответствии с требованиями п.3.1.1 ГОСТ Р 50 597-93-произвести ямочный ремонт дороги в течение 1 месяца, при этом пояснил, что дорожное покрытие на указанном участке дороги от пересечения ... и ... имеет повреждения в виде выбоин, разрушения шахты кабеля, которые недопустимы в соответствии с требованиями п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93. К полномочиям администрации МО «Город Ахтубинск» относится деятельность по содержанию и ремонту дорог, однако администрация бездействует, ремонт дорог не осуществляет.

Представитель администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО3 не согласилась с заявленными требованиями, в удовлетворении заявления просила отказать, при этом пояснила, что акт обследования автомобильной дороги был составлен в отсутствие представителя администрации МО «Город Ахтубинск», что является нарушением статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». В бюджете МО «Город Ахтубинск» заложены денежные средства на содержание дорог г. Ахтубинска в размере 3450000 руб., что включает в себя, зимнее содержание, дорожную обстановку, безопасность движения, мосты, дорожную одежду, земляное полотно, на капитальный ремонт дорог предусмотрены денежные средства в размере 3000000 руб., которые были увеличены на 3600000 руб. Дата обезличена г. был проведен открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории МО «Город Ахтубинск», однако, обязательства взятые на себя, подрядчиком не исполнялись, на основании чего вышеуказанный муниципальный контракт был расторгнут, и в настоящее время ведется процедура проведения нового аукциона. Кроме того пояснила, что для выполнения обязанностей по содержанию дорожного хозяйства необходимы значительные денежные средства. Учитывая, ненадлежащее исполнение подрядчиком взятых на себя обязательств по муниципальному контракту на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории МО «Город Ахтубинск», ответственность должен нести подрядчик ... Администрация принимает меры и по ремонту дорог города, для этого был увеличен бюджет, и заключается новый контракт для производства ремонта, участок дороги от пересечения ... и ... до ... включен в техническое задание по ремонту дорог, автодорожный мост нет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в пункте 1 указано, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно п.1 указанного постановления Пленума Верховного суда РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными, инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Город Ахтубинск» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Во исполнение данных полномочий администрацией МО «Город Ахтубинск» и ... был заключен муниципальный контракт Номер обезличен от Дата обезличена года на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории муниципального образования «Город Ахтубинск». Предметом контракта являются обязательства по выполнению работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» в соответствии с техническим заданием и сметной документацией. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств со стороны подрядчика по данному муниципальном контракту Дата обезличена года администрацией МО «Город Ахтубинск» в адрес ... было направлено уведомление о расторжении муниципального контракта по п.Номер обезличен В связи с этим требуется проведение аукциона на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории муниципального образования «Город Ахтубинск».

От Дата обезличена года в прокуратуру ... из ... прокуратуры поступило поручение о проверке состояния улично -дорожной сети (качества дорожного покрытия, наличия ограждений, освещения, дорожных знаков), что связано с ростом количества дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта, повлекших материальный ущерб и человеческие жертвы в связи с ненадлежащим состоянием дорожного хозяйства.

Ахтубинской городской прокуратурой Дата обезличена года совместно с должностным лицом - государственным инспектором дорожного надзора ... ФИО5 проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией муниципального образования «Город Ахтубинск», в ходе которой были выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93. При рассмотрении дела по существу, учитывая, что акт не содержал дату обследования, а также перечень конкретных нарушений требований ГОСТ Р 50597-93, Ахтубинской городской прокуратурой совместно с государственным инспектором ДИиОД ОГИБДД по ...у ФИО4 повторно проведено обследование названного выше участка дороги, в ходе которого на участке дороги от пересечения улиц ... до пересечения с ... выявлены повреждения дорожного покрытия прерывающие требования ГОСТ Р 50597-93 п.3.1.1, составляющие на 1050 кв.м. 4,9 кв.м., от ... до окончания автодорожного моста имеются выбоины предельно недопустимые п.3.1.2, на обочине разрушения шахты кабеля шир. 82 м. и дл. 72,5.

Также в судебном заседании установлено, что в техническое задании на устройство нового асфальтового покрытия на улицах в ... области включен участок дороги по ... до пересечения с ..., определена стоимость выполняемых работ и виды работ.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, города относится к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа (п. 5 ч. 1 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Кроме того в силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность-это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу п.п.11,12 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года, определены понятия ремонта автомобильной дороги, как - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; и содержания автомобильной дороги, как комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

Из смысла закона следует, что содержание автомобильной дороги входит не только поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги, но и оценка ее технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности дорожного движения.

Содержание автомобильной дороги - это выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.

Ремонт направлен на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчетную для данной категории дороги. Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно.

Учитывая, что представителем истца ни в иске, ни в ходе рассмотрения дела по существу не было заявлено претензий по содержанию вышеназванной автомобильной дороги, а также учитывая, что зимнее содержание дорог производилось, суд считает, что в этой части заявленных требований о признании незаконным бездействия администрации МО «Город Ахтубинск» по обеспечению надлежащего содержания дорог необходимо отказать.

Однако, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что администрацией МО «Город Ахтубинск» были приняты все меры по ремонту дорог, т.к. увеличение суммы бюджета Дата обезличена года, проведение открытого аукциона по выполнению работ по устройству нового покрытия ... в ... Дата обезличена года, заслушивание информации заместителя главы администрации по капитальному ремонту, строительству и архитектуре о ремонте дорог Дата обезличена года на день рассмотрения данного дела не привело к началу ремонта дороги от пересечения улиц ... до пересечения с ... и от ... до ... (окончания автодорожного моста).

Принимая во внимание, что деятельность по ремонту автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения поселения, доводы представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком по данному требованию должно быть ... суд находит несостоятельным. Наличие повреждений дорожного покрытия и необходимость ремонта дорог представителем ответчика не оспаривается.

В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Общеизвестность обстоятельств устанавливает суд при рассмотрении конкретных дел. Для признания факта общеизвестным требуется, чтобы он был известен широкому кругу лиц, в том числе составу судей, рассматривающему дело. Общеизвестные факты подразделяются на всемирно известные, известные на территории РФ и локально известные. В связи с тем, что все участники процесса являются жителями ... и осуществляют передвижение по улицам данного города, ненадлежащее состояние дорог судом признается локальным общеизвестным обстоятельством.

Согласно п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Повреждения на 1000 кв.м. размерами от 1,5 до 7 кв.метра должны быть ликвидированы в течение от 5 суток до 10 суток, при таких обстоятельствах, суд считает установленным факт бездействия администрации МО «Город Ахтубинск» по обеспечению ремонта дорог, следовательно, требования об обязывании администрации МО "Город Ахтубинск" привести автомобильную дорогу от пересечения улиц ... до пересечения с ... и от ... до ... ... в соответствие с требованиями п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р.50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», произвести ямочный ремонт от пересечения улиц ... до пересечения с ... и от ... до ... ... в срок 1 (один) месяц подлежат удовлетворению.

Довод ответчика об отсутствии представителя администрации МО «Город Ахтубинск» при обследовании дорожного покрытия на территории МО «Город Ахтубинск» суд находит не являющимся юридически значимым при рассмотрении данного требования и не влияющим на разрешение требований по существу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Требования Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ахтубинск» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» по обеспечению ремонта автомобильной дороги на ... от пересечения ... и ... до ... и от ... до окончания ...

Обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» привести автомобильную дорогу от пересечения ... и ... до пересечения ... и от ... до ... (... в соответствии с требованиями п.3.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р.50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», произвести ямочный ремонт дорожного покрытия на участке дороги от пересечения ... и ... до пересечения ... и от ... до ... ... в течение 1 месяца.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

Решение вынесено и изготовлено на компьютере в совещательной комнате.

Судья: ...

...

...

...