гражданское дело по иску о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования



Решение

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Курлюк И.Н.,

при секретаре Вышинской Ю.Г.

с участием прокурора Шиналиевой Г.К.

представителя ответчика администрации МО "Город Ахтубинск"

Аракеловой А.Д.

представителя третьего лица администрации МО «Ахтубинский район»

Осауленко С.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещение Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Город Ахтубинск" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования,

Установил:

Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации МО "Город Ахтубинск", связанного с непостановкой на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество земляного водооградительного вала, типа ГТС дамба на реке ..., длина которого составляет 12000метров, как бесхозяйной недвижимой вещи. Мотивируя свои требования тем, что согласно сведениям, предоставленным Министерством промышленности и природных ресурсов Астраханской области на территории муниципального образования "..." в районе жилого массива ... находится гидротехническое сооружение - земляной водооградительный вал, типа ГТС дамба на реке ..., предназначенное для защиты от наводнения, разрушений берегов и дна водохранилища и рек, выполняет функцию по предупреждению и защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Представитель истца старший помощник Ахтубинского городского прокурора Шиналиева Г.К. в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснив, что земляной водооградительный вал предназначен для защиты населения от наводнений и иных чрезвычайных ситуаций, обязанность по предупреждению данных ситуаций возложена на основании ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ на муниципальные образования, бездействие администрации МО "Город Ахтубинск" в постановке на учет данного гидросооружения ставит под угрозу экологическую безопасность населения.

Представитель ответчика администрации МО "Город Ахтубинск" Аракелова А.Д. заявленные требования не признала, пояснила, что спорная дамба действительно находится на землях их поселения, однако, ответственность за ее содержание не может быть возложена на органы местного самоуправления, т.к. в муниципальной собственности могут находиться, только пруды и обводненные карьеры, а земельный участок под дамбой и сама дамба им не была передана, и принимая во внимание, что она находится на землях, отнесенных к государственной собственности, спорная дамба не может быть принята в муниципальную собственность.

Представитель третьего лица администрации МО «Ахтубинский район» Осауленко С.П. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что администрацию муниципального образования нельзя принудить принять в собственность какое -либо имущество, т.к. она в этих вопросах самостоятельна.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные Ахтубинским городским прокурором требования в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в пункте 1 указано, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно п.1 указанного постановления Пленума Верховного суда РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными, инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно подпункта 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться имущество для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

На основании ст.3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" определено понятие гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Из приведенных выше определений следует вывод, что деятельность всех указанных объектов непосредственно создает повышенную опасность причинения вреда окружающей среде, имуществу, жизни и здоровью человека.

Как установлено в судебном заседании, согласно сведениям, предоставленным Министерством промышленности и природных ресурсов Астраханской области, на территории муниципального образования "..." находится гидротехническое сооружение - земляной водооградительный вал, типа ГТС дамбы на реке ..., из описания границ муниципального образования "..." с изменениями от Дата обезличена года, усматривается, что данное гидротехническое сооружение находится на землях муниципального образования "...".

На основании п.24 ст.7 Устава МО "Город Ахтубинск" к вопросам местного значения МО "..." относится организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действия администрации МО "Город Ахтубинск" определены пунктами 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, в соответствии с которым орган местного самоуправления должен был обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества - бесхозяйного земляного водооградительного вала, типа ГТС дамбы на реке ..., длиной 12000 метров.

Кроме этого, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что данный спорный объект относится к водным объектам, которые не могут находиться в собственности муниципального образования, т.к. при определении статуса земляного водооградительного вала, типа ГТС дамбы на реке ... необходимо учитывать классификацию данного ГТС как защищающую близлежащие площади от вредного воздействия вод и не расположенную в границах самого водного объекта, а характер данного гидросооружения определен на основании справки Нижне-волжского управления «Ростехнадзора», согласно которой собственник дамбы на реке ... отсутствует, доказательств о нахождении спорного имущества в собственности государства, субъекта федерации или каких-либо юридических лиц не представлено, а обязанность по постановке на учет спорного объекта возникла у муниципального образования в силу закона.

Не может суд согласиться и с обоснованием, представленным представителем администрации МО «Ахтубинский район», т.к. рассмотрение данного спора по существу не является основанием для приобретения права муниципальной собственности на спорный гидротехнический объект, а только основанием для постановки ГТС на учет, дальнейшее решение вопроса о возникновении муниципальной собственности относится к праву администрации и должно рассматриваться в соответствии с положениями главы 14 ГК РФ, которые определяют способы приобретения вещных прав.

Таким образом, ответственность за земляной водооградительный вал, типа ГТС дамбы на реке ..., предназначенный для защиты от наводнения, разрушений берегов и дна водохранилища и рек, выполняющий функцию по предупреждению и защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с учетом его назначения является важной составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Город Ахтубинск" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации МО ""Город Ахтубинск", связанные с непостановкой земляного водооградительного вала, типа ГТС дамба на реке ..., длина которого составляет 12000 метров, как бесхозяйной недвижимой вещи на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Обязать администрацию муниципального образования ""Город Ахтубинск" осуществить постановку земляного водооградительного вала, типа ГТС дамба на реке ..., длина которого составляет 12000 метров, как бесхозяйной недвижимой вещи на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ахтубинский городской суд.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья: