решение по гражданскому делу по иску о признании незаконным бездействия администрации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2010 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Ефимова В.Ф.,

при секретаре Фертовой М.А.,

с участием представителя истца Мащенко Я.А.,

представителя ответчика администрации МО «поселок Нижний Баскунчак»

Сыроватский А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещение Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Ахтубинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования

у с т а н о в и л:

Ахтубинский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованием о признании незаконным бездействия администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» по обеспечению надлежащего ремонта автомобильной дороги по ... и об обязании администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» привести автомобильную дорогу по ... ... в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597 -93 «Автомобильные дороги и улицы и обеспечении надлежащего содержания и ремонта указанной автомобильной дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В обосновании заявленных требований указав, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред.30.12.2008) «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основные требования по обеспечению дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются статьей 12 вышеназванного Закона, в соответствии с которой, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность-это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования «поселок Нижний Баскунчак» к полномочиям администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» относиться деятельность по содержанию автомобильных дорог общего пользования. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В ходе обследования асфальтового покрытия автомобильной дороги по ... ... 29.04.2010 года было выявлены нарушения ГОСТ Р 50597 -93 - колея на переходном покрытии имеет глубину 9 см (щебеночное), гребенка имеет нарушение профиля, а также имеется пыльность на данном участке дороги при проезде автомобиля по гравию. Администрация МО «поселок Нижний Баскунчак» не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт вышеназванной автомобильной дороги, создав тем самым реальную угрозу безопасного дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения п. Нижний Баскунчак.

В судебном заседании представитель истца Мащенко Я.А. поддержал заявленные требования, дополнив их, просил обязать администрацию МО «п. Н. Баскунчак» привести автомобильную дорогу по ... ... в соответствии с требованиями п.3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.3 ГОСТ Р 50 597-93 - произвести восстановление гравийного покрытия по ... в течение 1 месяца, при этом пояснил, что дорожное покрытие на указанном участке дороги имеет недопустимые в соответствии с требованиями п. 3.1.1., п. 3.1.2, п. 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93 повреждения. К полномочиям администрации МО «п. Н. Баскунчак» относится деятельность по содержанию и ремонту дорог, однако администрация бездействует, ремонт дорог не осуществляет.

Представитель администрации МО «п. Н. Баскунчак» Сыроватский А.В. согласился с заявленными требованиями, и пояснил, что указанные нарушения законодательства действительно имеют место, администрацией будут предприниматься меры к устранению нарушений, однако срок - 1 месяц недостаточен.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить.

В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в пункте 1 указано, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно п.1 указанного постановления Пленума Верховного суда РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными, инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8Устава муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ахтубинской городской прокуратурой Дата обезличена года совместно с должностным лицом - государственным инспектором дорожного надзора Ахтубинского района ФИО5 проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак», в ходе которой были выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 о чем составлен акт, в соответствии с которым по ... выявлены повреждения дорожного покрытия, превышающие требования ГОСТ Р 50597-93 п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, колея на переходном покрытии имеет глубину 9 см (щебеночное), гребенка имеет нарушение профиля, а также имеется пыльность на данном участке дороги при проезде автомобиля по гравию.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, города относится к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа (п. 5 ч. 1 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Соответственно, все составляющие дорожной деятельности - проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог - являются логическим продолжением указанного полномочия. В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

На основании пункта 6 статьи 13 ФЗ N 257 к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии с п.п.11,12 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года, определены понятия ремонта автомобильной дороги, как - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; и содержания автомобильной дороги, как комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

Из смысла закона следует, что содержание автомобильной дороги входит не только поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги, но и оценка ее технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности дорожного движения.

Содержание автомобильной дороги - это выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.

Ремонт направлен на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчетную для данной категории дороги. Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно.

Принимая во внимание, что деятельность по ремонту автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения поселения, наличие повреждений дорожного покрытия и необходимость ремонта дорог ответчика не оспаривается.

Согласно п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Повреждения на 1000 кв.м. размерами от 1,5 до 7 кв.метра должны быть ликвидированы в течение от 5 суток до 10 суток. Согласно п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см, при таких обстоятельствах, суд считает установленным факт бездействия администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» по обеспечению ремонта дорог, следовательно, требования об обязавании администрации МО «п. Нижний Баскунчак» привести автомобильную дорогу по ул. ... в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ п.3.1.1, 3.1.2,3.1.3 ГОСТ Р.50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», произвести восстановление гравийного покрытия по ... ... подлежат удовлетворению. Однако учитывая отсутствие средств, суд находит возможным установить срок исполнения в 4 месяца

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявленные требования Ахтубинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» по не обеспечению надлежащего ремонта автомобильной дороги по ....

Обязать администрацию муниципального образования «поселок Нижний Баскунчак» привести автомобильные дороги по ... п. Нижний Баскунчак в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ п.3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.3 ГОСТ Р.50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», произвести восстановление гравийного покрытия по ... в срок 4 месяца.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ахтубинский городской суд.

Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.

Судья: В.Ф. Ефимов