решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2010 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе:

судьи       Лябах И.В.,

при секретаре:     Каратаевой М.Д.,

с участием истца Федоровой О.В.,

представителяУправления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Степаненко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Федоровой <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении исключенных периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии.

у с т а н о в и л:

Федорова О.В. обратилась в суд с требованием о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением <данные изъяты> деятельности в учреждениях <данные изъяты>, так как на момент обращения имела стаж <данные изъяты> работы более 25 лет. Решением комиссии по назначению и перерасчету пенсий от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе ей было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, был исключен период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> . Просит суд обязать ответчика включить в специальный страховой специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, а также назначить ей пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением <данные изъяты> деятельности со дня возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Федорова О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, при этом пояснила, что в период ее работы в должности <данные изъяты>, должностей <данные изъяты> в штате <данные изъяты> не было, она исполняла обязанности как <данные изъяты>, так и <данные изъяты>. Кроме того в спорный период работы она находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она продолжает работать <данные изъяты> <адрес>.

Представительответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Степаненко Н.В. в судебном заседании требования Федоровой О.В. не признала, пояснив, что в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 ФЗ от 17.12.2001 г. право на пенсию имеют лица, осуществляющие <данные изъяты> не менее 25 лет. Федоровой О.В. на основании представленных документов о стаже, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с <данные изъяты> в <данные изъяты>, не может быть включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <данные изъяты> ,т.к. должность «<данные изъяты>» не поименована в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением <данные изъяты> старшей пионервожатой на момент отмены Постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ истицей должен быть выработан стаж работы в должностях, дающих право на назначении пенсии, не менее 16 лет 8 месяцев, которого у Федоровой О.В. не имеется.

Выслушав истицу Федорову О.В., представителя ответчика Степаненко Е.В., исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173 от 17 декабря 2001 года, право на досрочную пенсию по старости имеют лица, осуществляющие <данные изъяты> не менее 25 лет.

В судебном заседании установлено, что истица Федорова О.В. в спорный период работала в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> . Решением комиссии по назначению и перерасчету пенсий УПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе от ДД.ММ.ГГГГ в специальный страховой стаж Федоровой О.В. включены <данные изъяты> работы в должностях <данные изъяты>. Не включены в специальный страховой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> (л.д.9-11).

Однако данный отказ во включение спорного периода работы истицы в специальный стаж и отсутствия у нее права на назначение досрочной трудовой пенсии, суд находит необоснованным.

Действительно, в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим <данные изъяты>» утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не содержится указания на должность, которую занимала истица в оспариваемый период времени.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в п.3.3 Постановления от 29 января 2004 год №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретшие права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с <данные изъяты>, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с <данные изъяты>», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с <данные изъяты> в <данные изъяты>, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников <данные изъяты> деятельность которых в <данные изъяты> дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года №463.

Согласно п.3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463 за данными <данные изъяты> работниками сохраняется условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Суд не может согласиться с доводами ответчика о невозможности включения в специальный страховой стаж истице периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> , так как в периоды работы <данные изъяты> Федоровой О.В. действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет <данные изъяты>» - Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам <данные изъяты>» и Перечень «Учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет». В соответствии с данными нормами, «<данные изъяты>, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: <данные изъяты>».

Доводы представителей УПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Астраханской области о том, что на момент отмены Постановления Совмина СССР от 17 декабря 1959 года истица должна выработать 2/3 стажа, требуемого для назначения льготной пенсии, являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 период работы в должности «<данные изъяты>» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам <данные изъяты> право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст.ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего <данные изъяты> работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из <данные изъяты> стажа работы в должности «<данные изъяты>».

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного суда РФ данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Принимая во внимание, что по сведениям начальника <данные изъяты>», согласно которым штатным расписанием <данные изъяты> <адрес> в период работы Федоровой О.В. в должности «<данные изъяты>» должность «<данные изъяты>» не предусматривалась, <данные изъяты> Федорова О.В. фактически выполняла работу <данные изъяты>, а также типовые штаты <данные изъяты>, утвержденных Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которые предусматривали в штате <данные изъяты> должность «<данные изъяты>», а также учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ Федорова О.В. имела специальный стаж более 21 года, т.е. более 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии досрочно, следовательно, ее требование о включение периодов работы в должности «<данные изъяты>» является обоснованным.

Иное толкование норм закона не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1, 2 ст.19 Конституции РФ, а так же приводило бы к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение (ч.1 ст.39 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996г. №29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12, 78 и 78.1 Закона РСФС «О государственных пенсиях в РСФС» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, требования истицы о включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- отпуск по уходу за ребенком до полутора лет в специальный страховой стаж подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истицы о назначении пенсии, включив Федоровой О.В. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «<данные изъяты>» <данные изъяты> , принимая во внимание, что у заявительницы необходимый стаж, по осуществлению <данные изъяты> деятельности в <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ составляет более 25 лет, назначение пенсии необходимо произвести с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с учетом требований статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Руководствуясь Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам <данные изъяты>», Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст.ст.98,194-198 ГПК РФ, суд

      Р е ш и л :

Исковые требования Федоровой <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении исключенных периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии, удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с <данные изъяты> деятельностью Федоровой <данные изъяты> периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- отпуск по уходу за ребенком до полутора лет.

Признать за Федоровой <данные изъяты> право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по ст. 27 пункту 1 подпункту 19 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» и обязать ответчика назначить пенсию со дня возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области в пользу Федоровой <данные изъяты> судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 200(двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

    Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.

Судья: