решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2010 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: судьи                       Лябах И.В.,

при секретаре                                                                Каратаевой М.Д.,

с участием истца                                                           Панченко Л.А.,

представителя Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ахтубинском районе -           Степаненко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Панченко <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении исключенных периодов в специальный стаж и назначении трудовой пенсии.

у с т а н о в и л:

Панченко Л.А. обратилась в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе о нарушении пенсионных прав. В обосновании заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии как лицу, осуществляющему <данные изъяты> деятельность в <данные изъяты> Однако Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе период ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,08.10.2007 года по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождение на курсах повышения квалификации исключены из подсчета специального стажа, в назначении досрочной трудовой пенсии отказано. С данным выводом комиссии пенсионного органа не согласна, просит включить исключенные периоды в специальный стаж и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Панченко Л.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пенсию просила назначить с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с исключенными периодами на указанную дату ее специальный страховой стаж составляет 25 лет, пояснив при этом, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты>, но при оформлении документов по делопроизводству ее должность сокращенно именовалась «<данные изъяты>».

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Степаненко Н.В. в судебном заседании требования Панченко Л.А. признала частично, согласна на включение в специальный страховой стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-лет, в остальной части требований просила отказать, поскольку должность <данные изъяты> не предусмотрена списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим <данные изъяты>, включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не предусмотрено действующим законодательством.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой ихарактером труда.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции ФЗ от 30 декабря 2008 года №319 право на досрочную пенсию по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие <данные изъяты>, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

В судебном заседании установлено, что Панченко Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявление о назначении досрочно трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении данного вида пенсии было отказано. В подсчет специального стажа включено <данные изъяты>.

Период нахождения истицы Панченко Л.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы истицы с01.02.1992года по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,08.10.2007 года по ДД.ММ.ГГГГ не включены ответчиком в подсчет специального стажа, поскольку списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим <данные изъяты> работа в должности «<данные изъяты>» не предусмотрена, курсы повышения квалификации, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком исключены из подсчета специального стажа в соответствии с Постановлением № 516 от11.07.2006 года «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27,28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С выводом комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 работа в должности <данные изъяты> засчитывается в стаж работы за период до ДД.ММ.ГГГГ

Как установлено в судебном заседании Панченко Л.А. работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> и в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Панченко Л.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Панченко Л.А. приступила к работе после декретного отпуска в качестве <данные изъяты>.

При этом по представленным лицевым счетам истице за период с ДД.ММ.ГГГГ производилась оплата по должности «<данные изъяты>» за 1 ставку (л.д.37).

Факт работы истицы в должности <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ кроме того, подтверждается справкой <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46), представленными копиями лицевых счетов на имя Панченко Л.А., где ее наименование должности указано «<данные изъяты>», справкой <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.47), Приказом Министерства <данные изъяты> СССР от ДД.ММ.ГГГГ «"<данные изъяты>", из которого следует, что в <данные изъяты> устанавливается должность <данные изъяты>, иной должности «<данные изъяты>» штат не содержал.(л.д.52-54).

При таких обстоятельствах суд находит требование истицы о включении периода работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащим удовлетворению.

Требование о включении в специальный стаж работы периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,08.10.2007 года по ДД.ММ.ГГГГ соответствует п. 2 Положения "<данные изъяты>", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 953, Инструкции "<данные изъяты>", утвержденной приказом Министерства <данные изъяты> СССР от ДД.ММ.ГГГГ , которой был закреплен порядок зачета в специальный стаж времени обучения на курсах усовершенствования, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала <данные изъяты> деятельность, потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы при досрочном назначении пенсии по старости. При этом установлено, что времени обучения истицы, предшествовала и непосредственно за ним следовала <данные изъяты> деятельность.

Признание ответчиком иска в части включения периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3- лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям закона, поскольку в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996г. №29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12, 78 и 78.1 Закона РСФС «О государственных пенсиях в РСФС» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования истца Панченко Л.А. о включении вышеуказанных спорных периодов в специальный стаж для назначения льготной пенсии.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено в судебном заседании днем обращения за пенсией Панченко Л.А. явилось ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что с учетом включенных судом периодов работы, специальный стаж истицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет, в связи с чем, назначение пенсии необходимо произвести с даты обращения.

Учитывая, что истцом при предъявления иска государственная пошлина не была оплачена, а в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, суд полагает возможным взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст.19, 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.98,194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Панченко <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе о нарушении пенсионных прав удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе включить в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Панченко <данные изъяты> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,08.10.2007 года по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации, и назначить пенсию со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.

Судья: