Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 декабря 2010 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: судьи Лябах И.В., при секретаря Каратаевой М.Д., представителя истца администрации МО «Город Ахтубинск» Беккалиевой А.Х., представителя ответчика Вепринцевой А.А., ответчиков Окуневой Т.Д., Нилина Н.В, Нилиной М.Г., представителя третьего лица Кошабаевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела администрации МО «Город Ахтубинск» к Нилину <данные изъяты> Нилиной <данные изъяты>, Золотухиной (Нилиной) <данные изъяты>, Окуневой <данные изъяты>, Окуневу <данные изъяты>, Окуневой <данные изъяты>, Окуневу <данные изъяты> о выселении в связи с чрезвычайной ситуацией, третье лицо: Управление Министерства труда и социального развития по Астраханской области. у с т а н о в и л: Администрация МО "Город Ахтубинск" обратилась в суд с требованием о выселении Нилина <данные изъяты>, Нилиной <данные изъяты>, Золотухиной (Нилиной) <данные изъяты> из <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, а также о выселении Окуневой <данные изъяты>, Окунева <данные изъяты>, Окуневой <данные изъяты>, Окунева <данные изъяты> из <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в одной из квартир <адрес> произошло обрушение потолочной балки. Техническим заключением о состоянии несущих строений, конструкций жилого <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» по договору подряда с администрацией МО "Город Ахтубинск" от ДД.ММ.ГГГГ, были сделаны выводы, что на момент проведения освидетельствования несущие конструкции здания жилого дома находятся в аварийном состоянии. ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, утвержденной Постановлением главы администрации МО "Город Ахтубинск" от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии для признания пригодным (непригодным) жилого помещения и (или) многоквартирного дома для постоянного проживания» проведено обследование <адрес>, а также рассмотрено техническое заключение ООО «<данные изъяты>», по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт № обследования многоквартирного дома и сделано «Заключение о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания», которым многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ было проведено рабочее совещание по вопросу переселения жильцов аварийного <адрес>, на котором принято решение о проведении осмотра с жильцами <адрес> квартир для временного проживания. Решение комиссии было доведено до сведения жильцов. Однако до настоящего времени в предоставленную квартиру переселились только жильцы <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при администрации МО "Город Ахтубинск" по факту чрезвычайной ситуации, сложившейся с жилым домом № по <адрес> и признанием его аварийным, по результатам которого приняты следующие решения: 1) признать ситуацию, сложившуюся с домом № по <адрес>, чрезвычайной ситуацией; 2) ходатайствовать в Ахтубинскую городскую прокуратуру быть инициатором обращения в суд с иском о выселении жильцов <адрес> во временное жилье; 3) привлечь для организации перевозки жильцов дома и их имущества организации АТП Ахтубинское и войсковую часть <данные изъяты>; 4) подготовить к <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в городскую прокуратуру заключение по проверке санитарного состояния представленных квартир для временного проживания жителей <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ издано Постановление администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» «О предоставлении жилых помещений в чрезвычайной ситуации», которым жильцам <адрес> предоставлены жилые помещения. Во избежание наступления тяжких последствий в виде человеческих жертв вследствие обрушения <адрес> администрация МО "Город Ахтубинск" просит удовлетворить заявленные требования. Представитель истца Беккалиева А.Х. в судебном заседании поддержала заявленные требования, указав, что в виду сложившейся чрезвычайной ситуации с домом № по <адрес>, выражающейся в угрозе его обрушения и во избежание наступления тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, проживающим в нем, ответчикам, являющимися собственниками квартир №№ № и № в указанном доме предоставлено временное жилье до решения вопроса о выплате выкупной стоимости принадлежащим им квартир в аварийном доме, однако добровольно выселиться из своих квартир ответчики отказываются. Представитель ответчика Окуневой Т.Д. Вепринцева Н.А. в судебном заседании с заявленными истцом требованиями не согласилась, указав, что доводы истца о сложившейся в <адрес> «чрезвычайной ситуации» необоснованны и не основаны на действующем законодательстве, поскольку данное понятие в этом случае не может быть применено. В соответствие со ст.5 Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуации определяются назначенными в соответствие с законодательством Российской Федерации руководителем работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, Установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации. В данном случае границы зоны чрезвычайной ситуации не определены. Кроме того, невозможно ставить вопрос о принудительном изъятии у собственников квартир, коими являются ответчики, их жилых помещений, расположенных в указанном доме, поскольку действующим законодательством такая возможность в условиях переселения граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрена лишь с учетом соблюдения процедуры, предшествующей изъятию данного жилого помещения. В соответствии с пп.г п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). Однако в подтверждение заявленных требований истцом не представлены доказательства, подтверждающие выполнение указанных мероприятий. Кроме того, истцом не разрешен с ответчиками вопрос о выкупной цене занимаемого ими жилого помещения, что регламентировано положениями ст.32 ЖК РФ, не достигнуто с ними соглашения о переселении в другое жилое помещение взамен изымаемого. Также истцом не была выполнена процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ в части разрешения вопроса о сносе многоквартирного дома либо принятие истцом решения об изъятии земельного участка, на котором расположен данный аварийный дом, для муниципальных нужд. Не представлено доказательств о нахождении жилого помещения, предоставляемого семье Окуневых в качестве временного жилья, в собственности администрации МО «Город Ахтубинск», а также соответствия данной квартиры санитарным нормам. В виду указанных обстоятельств дела, заявленные истцом требования не имеют под собой никакого основания для удовлетворения. Ответчики Окунева Т.Д., Нилин Н.В., Нилина М.Г. в судебном заседании возражали против заявленных истцом требований, согласившись с возражениями представителя ответчика Вепринцевой Н.А. Ответчик Золотухина (Нилина) Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Согласно заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с заявленными требованиями не согласилась. Представитель третьего лица Управления Министерства социального развития и труда Кошабаева С.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку проживание в <адрес>, признанным аварийным и подлежащим сносу, влечет угрозу жизни и здоровья для несовершеннолетних детей. Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). В силу п.3 ст.2 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 09.03.2010) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации. Пунктом 10 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. (ст.7 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007)). По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. (ст.47 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007)). В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО "Город Ахтубинск" и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор подряда № на выполнение проектно-изыскательских работ по обследованию жилого <адрес> в <адрес> (л.д. 4-5). Техническим заключением о состоянии несущих строений, конструкций жилого <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» были сделаны выводы, что на момент проведения освидетельствования несущие конструкции здания жилого дома находятся в аварийном состоянии (л.д. 7-12). ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы администрации МО "Город Ахтубинск" № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии для признания пригодным (непригодным) жилого помещения и (или) многоквартирного дома для постоянного проживания» был проведен акт обследования многоквартирного <адрес> составлено заключение о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания, согласно которому многоквартирный <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 17-18, 19). ДД.ММ.ГГГГ протоколом заседания КЧС при администрации МО "Город Ахтубинск" по факту ЧС, сложившейся с жилым домом № по <адрес> и признанием его аварийным №, было решено в частности: признать ситуацию, сложившуюся с домом № по <адрес> чрезвычайной ситуацией; ходатайствовать в Ахтубинскую городскую прокуратуру быть инициатором обращения в суд с иском о выселении жильцов <адрес> во временное жилье (л.д. 20). Постановлением администрации МО "Город Ахтубинск" № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений в чрезвычайной ситуации» было решено предоставить жильцам <адрес> следующие жилые помещения: в частности пунктами 1.4 и 1.7 постановления: Окуневу Т.Д.. Окуневу С.В., Окуневой Е.С., Окуневу Д.С., проживающим в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Нилину Н.В., Нилиной М.Г., Нилиной Е.Н., проживающим в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. (л.д. 21). Кроме того, в судебном заседании было установлено, что Окунева Т.Д., Окунев С.В. являются собственниками жилой квартиры по адресу <адрес>, на праве общей совместной собственности (л.д. 33). Нилин Н.В., Нилина М.Г., Золотухина (Нилина) Е.Н. являются собственниками жилой квартиры по адресу <адрес>, на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждый. (л.д.л.д. 29-31). Однако, на основании исследованных в судебном заседании обстоятельств дела, суд находит, что в нарушение требований ст.32 ЖК РФ истец не выполнил положение о предъявлении к собственникам указанных жилых требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В силу ч.2 п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Принимая во внимание, что истцом не представлено доказательств выполнения требований ст.32 ЖК РФ при наличии заключения Межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы администрации МО "Город Ахтубинск" № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии для признания пригодным (непригодным) жилого помещения и (или) многоквартирного дома для постоянного проживания» о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания, согласно которому многоквартирный <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, суд находит заявленные истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Ссылку истца в обоснование заявленных им требования на положения ст.3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении", в данном случае суд находит несостоятельной, поскольку согласно указанной норме чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. В данном случае истцом не представлено доказательств наличия природного либо техногенного характера в условиях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, в силу ст.4 названного Закона чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В данном случае к полномочиям органа местного самоуправления названные положения ст.4 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" не применимы. Не может быть принята во внимание при указанных судом обстоятельствах дела и ссылка истца на положения ст.85 ЖК РФ, согласно которым граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, по следующим основаниям. Как установлено материалами дела семьям Окуневых и Нилиных, которым постановлением администрации МО "Город Ахтубинск" № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений в чрезвычайной ситуации» были предоставлены <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, и <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> соответственно, являются собственниками жилых квартир в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, к ответчикам Окуневой Т.Д., Окуневу С.В., Окуневой Е.С., Окуневу Д.С., Нилину Н.В., Нилиной М.Г., Золотухиной (Нилиной) Е.Н., в данной ситуации должны быть применены положения ст.32 ЖК РФ, в иске администрации МО «Город Ахтубинск» о выселении жильцов из квартир необходимо отказать. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Решил: В иске администрации МО «Город Ахтубинск» к Нилину <данные изъяты>, Нилиной <данные изъяты>, Золотухиной (Нилиной) <данные изъяты>, Окуневой <данные изъяты>, Окуневу <данные изъяты>, Окуневой <данные изъяты>, Окуневу <данные изъяты> о выселении в связи с чрезвычайной ситуацией отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд. Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате. Судья: <данные изъяты>ь