решение по гражданскому делу по иску о взыскании невыплаченной заработной платы, об отмене постановления в части установления размера заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2010 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи                      Курлюк И.Н.

при секретаре:                                                 Комарницкой А.И.

с участием истицы                                         Смалевой М.С.

представителя ответчика администрации МО «Ахтубинский район»

                                                                         Черкасовой О.А.

представителей ответчика Управления образования МО «Ахтубинский район»

                                                                         Шикиной О.Б.

представителя ответчика ДОУ «Детский сад № 8№ МО «Ахтубинский район»

                                                                         Дерябиной Н.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Смалевой М.С. к администрации МДОУ «Детский сад № 8» МО «Ахтубинский район», администрации Управления образования МО «Ахтубинский район», администрации МО «Ахтубинский район» о взыскании невыплаченной заработной платы, об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования МО «Ахтубинский район», в части пп.4,6,7 Приложения, установлении размера заработной платы, взыскании <данные изъяты>.

у с т а н о в и л :

Смалева М.С.. обратилась в суд с иском о взыскании невыплаченной заработной платы. В обосновании своих требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, среднемесячная плата составляла <данные изъяты>-<данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ детские сады <данные изъяты> были переданы в МО "Ахтубинский район" при этом, ее заработная плата стала составлять <данные изъяты>., а в ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>., что является грубейшим нарушением ее конституционных прав. ДД.ММ.ГГГГ с ней был перезаключен трудовой договор, в связи с введением НСОТ работников бюджетных учреждений. Согласно трудового договора , установлен должностной оклад в сумме <данные изъяты>., вопреки Постановлению Правительства о минимальном размере оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>. Не имея иной возможности трудоустройства, она была вынуждена работать по заключенному трудовому договору, который, по ее мнению, нарушает конституционные права на достойную оплату труда. В течение времени работы она обращалась в Управление образованием, прокуратуру, для решения вопроса о правильности оплаты труда по указанному трудовому договору, однако ответа на поставленные вопросы не получила, только рекомендацию обращения в суд. Считает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ей не доплачена заработная плата в сумме <данные изъяты>., соответствующие премиальные выплаты. Просит взыскать с ответчиков в ее пользу невыплаченную заработную плату за 17 месяцев в сумме <данные изъяты>., а также премиальные доплаты.

Истица Смалева М.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, предъявила дополнение к иску об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования МО «Ахтубинский район», в части п.п. 4, 6, 7 Приложения и установлении ей заработной платы на основании требования Трудового кодекса РФ, Федерального Закона № 91- ФЗ от 24.06.2008г. «О минимальном размере оплаты труда», Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010г., производстве перерасчета заработной платы в соответствие с Трудовым Кодексом РФ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (из расчета 1,5 ставки), выплате недоплаченной заработной платы в сумме <данные изъяты>. Пояснила, что на протяжении девяти лет работала в должности <данные изъяты>, при этом размер ее заработной платы ежемесячно составлял около <данные изъяты>. Однако, после передачи детских садов от войсковых частей в ведение Муниципального Образования «Ахтубинский район», с работниками детских садов были перезаключены трудовые договора, установлена новая система оплаты труда на основании постановления главы администрации МО "Ахтубинский район" от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования МО «Ахтубинский район». Согласно трудового договора ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>., при этом, должностные обязанности не изменились. Считает, что нарушены ее конституционные права на достойную оплату труда, т.к. новая система оплаты труда принята в нарушение ст.ст. 5, 22, 129, 130, 132, 133, 135, 137, 138, 144, 285 ТК РФ и в нарушение Постановления Правительства «О минимальном размере оплаты труда». В связи с произведенным расчетом сумму подлежащую взысканию определила в размере <данные изъяты>.

Представитель ответчика администрации МО «Ахтубинский район» Черкасова О.А. исковые требования не признала, пояснив, что со стороны Администрации МО "Ахтубинский район" нарушений не имеется. В соответствие со ст.144 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствие с федеральным законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Нормативным правовым актом субъекта РФ является Постановление Правительства Астраханской области № 668- II от 19.12.2008г. «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области». Нормативным правовым актом органов местного самоуправления является Постановления главы администрации МО "Ахтубинский район" от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования МО «Ахтубинский район». Постановление главы администрации МО "Ахтубинский район" не противоречит Постановлению субъекта РФ Правительства Астраханской области.

          Представитель ответчика Управления образованием МО "Ахтубинский район" Шикина О.Б. исковые требования не признала, пояснив, что Управление образованием администрации МО "Ахтубинский район" для работников МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического развития воспитанников № 8 МО "Ахтубинский район" работодателем не является, расчет заработной платы для заявительницы производится работодателем на основании Постановления главы администрации МО "Ахтубинский район" от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования МО «Ахтубинский район».

           Представитель ответчика ДОУ «Детский сад № 8 МО «Ахтубинский район» Дерябина Н.А. исковые требования не признала, пояснив, что система оплаты труда в детском саду установлена коллективным договором, в котором учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работникам самостоятельно определяет размер окладов, ставок заработной платы, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования. Данная система установлена в соответствие с Постановлением главы администрации МО "Ахтубинский район" от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования МО «Ахтубинский район».

Выслушав истца Смалеву М.С., представителя ответчика администрации МО «Ахтубинский район» Черкасову О.А., представителя ответчика Управления образованием МО "Ахтубинский район" Шикину О.Б., представителя ответчика ДОУ «Детский сад № 8 МО «Ахтубинский район» Дерябину Н.А., исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Смалева М.С. работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ переведена в состав <данные изъяты>, принята переводом в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> 1 категории по 12 разряду ЕТС. ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 МО "Ахтубинский район" с согласия работника, п.5 ст.77 Трудового кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты> на одну ставку по 12 разряду ЕТС в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 МО "Ахтубинский район" (л.д.5-7). ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического развития воспитанников № 8 МО "Ахтубинский район" в лице директора Дерябиной Н.А. с Смалевой М.С. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с которым, должностной оклад заявительницы составляет <данные изъяты>. (л.д.15). Среднемесячный размер заработной платы Смалевой М.С. за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>., за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. (л.д.23а). Размер заработной платы Смалевой М.С. (из расчета 1,5 ставки, должностной оклад <данные изъяты>.) с учетом доплаты к окладу, повышающего коэффициента за категорию, персонального повышающего коэффициента, надбавки за качество выполняемых работ, компенсационной выплаты, за ДД.ММ.ГГГГ составила: за ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>., за ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>., за ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>., всего за три месяца <данные изъяты>. (л.д.23).

В соответствие со ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствие со ст.22 ТК РФ работодатель имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В соответствие со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) включает в себя компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Должностной оклад это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации "Основные понятия и определения" исключены понятия минимального размера оплаты труда и его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы, но, при этом, в соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствие со ст.1 Федерального Закона от 29.12.2004г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01.05.2006г. составил 1100 руб. В соответствие с ст.1 Федерального Закона от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», минимальный размер оплаты труда с 01.09.2007г. составил 2300 руб. В настоящее время действует Федеральный закон № 91- ФЗ от 24.06.2008г. «О минимальном размере оплаты труда», в соответствие с которым с 1 января 2009 г. МРОТ составляет в 4330 руб. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

С 1 сентября 2007 года признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. В связи с указанным, в том числе, требованием ст. 133 ТК РФ, с 1 сентября 2007 г. органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

       Согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что оспариваемые п.п.4, 6, 7 Положения Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования МО «Ахтубинский район», предусматривают: п.4- установление должностных окладов на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным группам и квалификационным уровням, а также критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Согласно приложения № 1, музыкальный руководитель отнесен к первому квалификационному уровню с должностным окладом 2200-3200 руб.; п.6- установление выплат компенсационного характера к должностным окладам, ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам, ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено действующим законодательством. Конкретные размеры повышения оплаты труда работникам устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо трудовым договором; п.7- установление работникам учреждений повышающих коэффициентов к окладу: повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию, персональный повышающий коэффициент. Решение о введение соответствующих норм принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Применение повышающего коэффициента за наличие квалификационной категории не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных, устанавливаемых в процентном соотношении к окладу. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении каждого конкретного работника. Применение персонального коэффициента к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных, устанавливаемых в процентном соотношении к окладу.

Таким образом, постановление главы МО "Ахтубинский район" от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит постановлению Правительства Астраханской области № 668- II от 19.12.2008г. «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области», и согласуется с едиными рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Доводы истицы о том, что установление субъектом Российской Федерации должностного оклада в размере меньшем чем, минимальный размер оплаты труда, предусмотренный Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", нарушает ее право на получение заработной платы в полном объеме, не нашли подтверждения в судебном заседании, т.к. согласно п.4 Приложения вышеуказанного Постановления, работникам, месячная заработная плата которых ниже минимального размера оплаты труда, полностью отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, производятся доплаты до установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Размер доплаты в каждом конкретном случае устанавливается ежемесячно приказом руководителя учреждения.

Из материалов дела следует, что размер ежемесячной заработной платы у истицы Смалевой М.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом за указанный период. Расчет заработной платы производился с учетом размера оклада, количества ставок, доплаты к окладу, повышающего коэффициента за категорию, персонального повышающего коэффициента, надбавки за качество выполняемой работы, компенсационной выплаты до установленного минимального размера оплаты труда.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений трудовых прав Смалевой М.С. определением размера ее должностного оклада в <данные изъяты>., данный вывод согласуется с положениями статей 129, 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, по смыслу которых не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не должностной оклад.

          Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

          В иске Смалевой М.С. к администрации МДОУ «Детский сад № 8» МО «Ахтубинский район», администрации Управления образования МО «Ахтубинский район», администрации МО «Ахтубинский район» о взыскании невыплаченной заработной платы, об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования МО «Ахтубинский район», в части пп.4,6,7 Приложения, установлении размера заработной платы, взыскании <данные изъяты>. - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

           Решение изготовлено на компьютере.

Судья: