23 июня 2010 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе председательствующей судьи Курлюк И.Н. при секретаре Комарницкой А.И. с участием представителя истца Шевченко А.В., представителя ответчика Фоменковой И.В., представителя третьего лица Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехназора по Астраханской области Кириенко В.В., представителя третьего лица в/части 19196 Граниной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского городского суда Астраханской области гражданское дело по иску Ахтубинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Шакярову Ю.А. о сносе пятнадцати стоек, установленных с нарушением природоохранного законодательства, третье лицо: Управление Росприроднадзора по Астраханской области, Управление Роснедвижимости по Астраханской области, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехназора по Астраханской области, войсковая часть 19196, Министерство Обороны Российской Федерации, у с т а н о в и л: Прокурор обратился в суд с требованием о приостановлении деятельности по эксплуатации 15 стоек L 11000мм.марки Номер обезличен принадлежащих <данные изъяты> Шакярову Ю.А. -оглы, путем технологического ограничения поставки электроэнергии на энергопринимающие устройства развлекательно-досугового центра с мансардой (здание кафе), расположенного на левом берегу реки .... В обосновании заявленных требований, указал, что ответчиком в нарушение действующего законодательства на территории военного городка ... (в том числе на левом берегу ..., через лесопосадочную полосу) без правоустанавливающих документов на землю и без установления границ земельных участков на местности, произведена установка 15 стоек L 11000мм.марки Номер обезличен маркировки Номер обезличен, на которых закреплены вышеуказанные самонесущие изолированные провода, в связи с чем просит обязать <данные изъяты> Шакярова Ю.А.-о. произвести оформление правоустанавливающих документов на пользование земельными участками, расположенных под 15 стойками L 11000мм.марки Номер обезличен, принадлежащих <данные изъяты> Шакярову Ю.А.-о. Представитель истца Ахтубинского городского прокурора в судебном заседании изменил заявленные требования, просил признать действия <данные изъяты> Шакярова Ю.А.-о. по установке 15 (пятнадцати) стоек L 11000мм.марки Номер обезличен на левом берегу реки ... нарушающими права и законные интересы граждан (неопределенного круга лиц) и сносе 15 (пятнадцати) стоек L 11000мм.марки Номер обезличен, расположенных на левом берегу реки ..., принадлежащих <данные изъяты> Шакярову Ю.А.-о. в связи с тем, что их установка произведена в нарушение ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Проекта электроснабжения «Кафе в районе городского пляжа ...», строительство которого приостановлено заочным решением Ахтубинского городского суда от Дата обезличена г. как размещенного с нарушением законодательства об охране окружающей среды. Представитель ответчика Фоменкова И.В. в судебном заседании не согласилась с заявленными истцом требования по тем основаниям, что при строительстве оспариваемых объектов - 15 стоек, на которых закреплены самонесущие изолированные провода, не было допущено нарушения требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, поскольку проект электроснабжения, подключения к электрической мощности при их строительстве разработан, получены технические условия на электроснабжение, где нарушений ФЗ «Об охране окружающей среды» не выявлено. Однако в виду того, что указанные стойки не являются капитальной постройкой в силу ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешения на их строительство (разрешительной документации) не требуется. Кроме того, истцом в подтверждение заявленных им требований не было представлено обращений граждан, военнослужащих и их семей о нарушении их прав и законных интересов при строительстве указанных 15 стоек либо о нарушении природоохранного законодательства, в то время как Ахтубинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного кругу лиц. Таким образом, оспариваемые объекты некапитального строительства не являются объектом недвижимости, что подтверждается полученным на них техническим заключением, а следовательно, не могут являться самовольной постройкой. Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, имеется ходатайство с просьбой рассмотрения гражданского дела в его отсутствие, исковые требования Ахтубинского городского прокурора поддерживает в полном объеме. Представитель третьего лица Управления Роснедвижимости по Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомил, возражений относительно заявленных требований суду не предоставил. Представитель третьего лица Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехназора по Астраханской области Кириенко В.В. (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)) в судебном заседании пояснил, что им как специалистом Управления было произведено обследование указанных 15 стоек и каких-либо нарушений при их строительстве не выявлено, также им не было выявлено, что установка стоек создает какую-либо опасность или угрозу жизни и здоровью людей, нарушение экологии им не изучалось, т.к. он является специалистом по техническому надзору. Представитель третьего лица в/части 19196 Гранина А.И. пояснила, что земельный участок с кадастровым ориентиром 110 метров от заезда на автодорожный мост и 145 метров от съезда к левой стороне пляжа под застройку развлекательно-досугового центра площадью 700 кв.м., на котором расположены оспариваемые объекты недвижимости, находится в собственности Министерства обороны РФ, в данном случае в интересах которого действует Департамент имущественных отношений МО РФ и который имеет полномочия по распоряжению указанным земельным участком. В настоящее время доверенность, выданная в/ч 19196 Департаментом имущественных отношений МО РФ на данный земельный участок, согласно которой командиром в/ч 19196 был подписан акт согласования выбора и обследования указанного земельного участка, прекратила свое действие, разрешения на строительство 15 стоек для линии электропередач до настоящего времени Шакяровым Ю.А.-о. не получено, проверка по этому факту проводится, имеются письма руководителя Департамента имущественных отношений МО РФ, из которых усматривается, что ответчик был уведомлен об отсутствии согласования вопроса о предоставлении земельного участка как под строительство кафе, так и под линию электропередач. Представитель третьего лица Министерства Обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомил, возражений относительно заявленных требований суду не предоставил. Выслушав представителей истца Шевченко А.В., ответчика Фоменкову И.В., третьего лица Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехназора по Астраханской области Кириенко В.В., третьего лица войсковая части 19196 Гранину А.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ право собственности, как и любое гражданское право, может быть ограничено только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. При предъявлении иска собственнику необходимо подтвердить свое право на имущество и доказать факт нарушений своего права. Если нарушитель прав собственника не сможет доказать правомерность своего поведения, нарушения прав собственника должны быть устранены. При этом такое обстоятельство, как наличие или отсутствие вины нарушителя, значения не имеет. По смыслу действующего законодательства при применении ст.222 ГК РФ необходимо учитывать следующее: собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. На требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ). На основании ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В силу п.2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 N 486, воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера. Пунктами 3, 4 Приказа Минюста РФ N 289, Минэкономразвития РФ N 422, Минимущества РФ N 224, Госстроя РФ N 243 от 30.10.2001 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества - энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы" предусмотрено, что при проведении государственной регистрации прав на сооружение и сделок с ним рекомендуется принимать во внимание, что в его состав могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь. В указанном случае согласно статье 134 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, заключаемая по поводу такого сооружения (сложной вещи), распространяется на все его составные части, если договором не предусмотрено иное. Положения настоящих Рекомендаций распространяются на случаи, когда в состав сооружения как сложной вещи входят объекты движимого и недвижимого имущества, образующие единое целое и предназначенные для преобразования механической энергии воды в электрическую энергию или химической энергии топлива в электрическую энергию или электрическую энергию и тепло, а также предназначенные для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи. Как установлено в судебном заседании Дата обезличена года <данные изъяты> Шакяров Ю.А. обратился в адрес начальника 924 КЭО ФИО8 о разрешении установки 15 столбов для прокладки линии электропередачи к строящемуся объекту кафе в районе городского пляжа с кадастровым ориентиром 110 метров от заезда на автодорожный мост и 145 метров от съезда к левой стороне пляжа согласно техническим условиям, проекта электроснабжения, согласование на которое было получено при условии последующего оформления правоустанавливающих документов через Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ. Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от Дата обезличена г.и и на основании ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» право собственности на земельный участок по адресу: ... ... г.... площадью 1810000.00 кв.м. с кадастровым номером Номер обезличен зарегистрировано за Российской Федерацией в лице Министерства обороны РФ л.д. 22), что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Номер обезличен от Дата обезличена г. Из представленных суду документов усматривается, что Дата обезличена года Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ на обращение Шакярова Ю.А. по вопросу выделения земельного участка для 15 стоек L 11000мм.марки Номер обезличен маркировки Номер обезличен в ..., необходимые для проведения линии электропередачи для строительства и функционирования развлекательно-досугового центра было направлено письмо, что позиция Департамента была уже ранее изложена им в письмах от Дата обезличена г., Дата обезличена г. и от Дата обезличена г., а именно, что предоставление испрашиваемого земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, под строительство развлекательно-досугового центра не представляется возможным. Кроме того, письмом Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен ставится предложение о необходимости представить в Департамент документально подтвержденную информацию, послужившую основанием для разрешения установки 15 столбов для прокладки линии электропередачи к строящемуся объекту в районе городского пляжа с кадастровым ориентиром 110 метров от заезда на автодорожный мост и 145 метров от съезда к левой стороне пляжа согласно техническим условиям, проекту на электроснабжение (с необходимыми пояснениями), а также документы, подтверждающие разрешение на строительство указанного центра на федеральных землях. Таким образом, ответчиком не было представлено доказательств о достижении с собственником земельного участка, на котором было произведено строительство 15 стоек L 11000мм.марки Номер обезличен соглашения по спорному вопросу установки опор линий электропередач. Кроме того, проектом электроснабжения «Кафе в районе городского пляжа ...» предусмотрено, что установка опор линий электропередач на которых закреплены самонесущие изолированные провода, предназначена для передачи электрической энергии к зданию развлекательно-досугового центра (кафе), расположенном на земельном участке с кадастровым ориентиром 110 метров от заезда на автодорожный мост и 145 метров от съезда к левой стороне пляжа ..., таким образом, оспариваемые стойки (опоры) линии электропередачи неразрывно связаны с указанным объектом недвижимости здания кафе и их перемещение невозможно без изменения их функционального предназначения. На основании технического заключения, акта обследования о капитальности или некапитальности установленных железобетонных опор типа Номер обезличен в районе городского пляжа в ... АФ ГПАО «ППАПП» от Дата обезличена года, представленного ответчиком, установлено, что линия электропередач, проходящая в районе городского пляжа в ... не является недвижимым объектом и относится к некапитальным. Однако принимая во внимание, что в данном случае не предусмотрено выделение опор линий электропередач как объекта отдельного вида имущества (движимого или недвижимого), а рассматривается в составе единого электросетевого комплекса как сложной вещи, куда входят объекты движимого и недвижимого имущества, образующие единое целое, суд не может принять во внимание представленное ответчиком техническое заключение. На основании ст.37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" в ходе строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений лицо, осуществляющее строительство или реконструкцию, обязано обеспечивать безопасность проводимых работ для окружающей среды, т.е. не наносить вред окружающей среде, выражающийся в негативном изменении ее качественного состояния в результате ее загрязнения, повлекшего за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Мероприятия по охране окружающей среды проводятся субъектами хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и направлены на предотвращение негативного воздействия осуществляемой ими деятельности на окружающую среду, а также ликвидацию ее последствий. Правовой режим земель электрических сетей и линий связи имеет много общего. Их правовое положение определяется рядом нормативных актов, например Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578, и др. Пунктом 6 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578, установлено, что трассы линий связи должны периодически расчищаться от кустарников и деревьев, содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии, должна поддерживаться установленная ширина просек. Деревья, создающие угрозу проводам линий связи и опорам линий связи, должны быть вырублены с оформлением в установленном порядке лесорубочных билетов (ордеров). Просеки для кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации, проходящие по лесным массивам и зеленым насаждениям, должны содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии силами предприятий, в ведении которых находятся линии связи и линии радиофикации. Как установлено материалами дела, 15 стоек L 11000мм.марки Номер обезличен маркировки Номер обезличен в ..., необходимые для проведения линии электропередачи, расположены в зоне лесопосадки, прилегающей к территории городского пляжа л.д. 34, 35), что ответчиком не оспаривается, однако суду не было представлено доказательств соблюдения всех установленных норм и правил, предусмотренных природоохранным законодательством, при строительстве указанных 15 стоек, а также возможного соблюдения ответчиком норм природоохранного законодательства при эксплуатации данных стоек, т.к. земельный участок под их застройку выделен не был. Таким образом, судом установлен факт нарушения ответчиком действующего гражданского и природоохранного законодательства при строительстве 15 стоек L 11000мм.марки Номер обезличен маркировки Номер обезличен в ..., необходимые для проведения линии электропередачи для строительства и функционирования развлекательно-досугового центра, что нарушает как права собственника земельного участка, на котором произведено строительство стоек, так и права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обратился в суд Ахтубинский городской прокурор, на благоприятную окружающую среду. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Иск Ахтубинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Шакярову Ю.А. о сносе пятнадцати стоек, установленных с нарушением природоохранного законодательства, третье лицо: Управление Росприроднадзора по Астраханской области, Управление Роснедвижимости по Астраханской области, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехназора по Астраханской области, войсковая часть 19196, Министерство Обороны Российской Федерации - удовлетворить. Произвести снос 15 (пятнадцати) стоек L 11000 мм. Марки Номер обезличен, расположенных на левом берегу реки ..., принадлежащих <данные изъяты> Шакярову Ю.А.. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд. Решение вынесено и отпечатано на компьютере. Судья: ... ... ... ... ...