решение по иску о признании договора купли- продажи недействительным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 декабря 2010 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: судьи       Лябах И.В.

при секретаре:                                          Каратаевой М.Д.,

с участием истца                Кузнецова С.Н.,

представителя истца                                Маховой Л.В.,

ответчика        Ивашиной Л.А.,

представителя ответчика                         Кирилина С.Н.,                .

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Кузнецова <данные изъяты> к Ивашиной <данные изъяты> о признании договора купли-продажи недействительным,

Установил:

Представитель Кузнецова С.Н. Махова Л.В. обратилась с требованием в суд к ответчику Ивашиной Л.А. о признании договора купли-продажи квартиры недействительным. В обосновании заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ее доверитель зарегистрировал право собственности на <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он (Кузнецов С.Н.) вступил в брак с ФИО5, у которой имеется совершеннолетняя дочь Ивашина Л.А. В период совместной жизни ФИО4 вместе с дочерью Ивашиной Л.А. стали предлагать Кузнецову С.Н. подарить или продать его квартиру дочери супруги. После неоднократных уговоров Кузнецов С.Н. согласился оформить договор купли-продажи квартиры, при этом Ивашина Л.А. и ФИО5 пообещали, что выплатят стоимость квартиры по оценке риэлтора в течение 6 месяцев со дня совершения сделки, либо оформят право собственности на Кузнецова С.Н. на квартиру супруги ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовым С.Н. был заключен договор купли-продажи квартиры, в котором указана стоимость <адрес> рублей. Деньги по данному договору купли - продажи Кузнецов С.Н. не получал. ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов С.Н. был зарегистрирован по месту жительства супруги по адресу: <адрес>. В последующем семейные отношения ухудшились. Кузнецов С.Н. стал интересоваться, когда будут выполнены обещания по передаче денежных средств или оформления права собственности на квартиру ФИО5 Однако ему было пояснено, что изначально ни ФИО6, ни Ивашина Л.А. не собирались ни выплачивать деньги, ни оформлять право собственности на квартиру супруги на Кузнецова С.Н. Считает, что на момент совершения сделки купли-продажи Кузнецова С.Н. ввели в заблуждение относительно последствий данной сделки, поскольку в результате заблуждения он лишился права собственности на <адрес>, просит на основании части 1 статьи 178 ГК РФ признать сделку недействительной.

Истец Кузнецов С.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил признать сделку купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ недействительной, поскольку был введен в заблуждение, считал, что им оформляется договор аренды квартиры, и в последующем он сможет оспорить свое право собственности на данную квартиру. При этом пояснил, что в договоре купли-продажи квартиры стоит его подпись, договор он читал бегло, новозможность детального ознакомления с текстом имелась, денежные средства в счет оплаты стоимости квартиры не получал, изготовлением технической документации на квартиру занимался самостоятельно, доверенность им ни кому не выдавалась, перед оформлением договора купли-продажи снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес> в последующем зарегистрировался в квартире супруги по адресу: <адрес>.

Представитель истца Кузнецова С.Н. Махова Л.В. заявленные требования поддержала, при этом пояснила, что Кузнецов С.Н. был введен в заблуждение супругой и ее дочерью относительно последствий сделки купли-продажи, полагал, что им оформлен договор аренды квартиры и в последующем его право собственности на квартиру будет сохранено. Считает, что оснований для отказа в иске в связи с пропуском срока исковой давности не имеется, поскольку о том, что Кузнецовым С.Н. оформлен договор купли-продажи ему стало известно после получения копии договора купли-продажи в регистрационной службе в ДД.ММ.ГГГГ года и срок исковой давности начинает течь с указанной даты, т.е. с даты когда истец узнал о нарушении своего права.

Ответчица Ивашина Л.А. с требованиями не согласилась, в иске просила отказать, при этом пояснила, что после регистрации брака ее мамы и Кузнецова С.Н. ДД.ММ.ГГГГ он переехал жить в квартиру мамы по адресу: <адрес>, где проживала и она. В последующем он (Кузнецов С.Н.) предложил продать ей свою квартиру за <данные изъяты> рублей, на что она дала согласие, после того как сестра согласилась передать ей в долг данную денежную сумму для оплаты по договору. Кузнецов С.Н. сам занимался оформлением документов на квартиру. ДД.ММ.ГГГГ она, мама ФИО5 и Кузнецов С.Н. пошли в регистрационную службу и оформили там все документы по договору купли-продажи квартиры. Деньги Кузнецову С.Н. были переданы в квартире мамы до оформления документов в регистрационной службе.

Представитель ответчицы Ивашиной Л.А. Кирилин С.Н. с требованиями не согласился, в иске просил отказать в связи с пропуском срока исковой давности, установленного статьей 181 ГК РФ, при этом пояснил, что основания для признания договора купли-продажи квартиры недействительным по основаниям введения в заблуждение не имеется, поскольку истцом, как в тексте заявления, так и в объяснениях указано, что он заключил договор купли-продажи квартиры с Ивашиной Л.А., срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год, течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной, а не с даты получения копии договора купли-продажи истцом на руки.

Выслушав стороны, их представителей, свидетелей ФИО7, ФИО5, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства суд приход к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 459 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

Согласно части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

В силу части 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В ходе судебного заседания установлено, что истцу Кузнецову С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежала квартира по адресу: <адрес> жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 5), основание договор мены от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом ФИО8, зарегистрированный в реестре .

ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов С.Н. заключил брак с ФИО4 (ФИО9) (л.д.37 )

ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «<данные изъяты>» по заявлению Кузнецова С.Н. была изготовлена техническая документация, а именно извлечение из технического паспорта и кадастровый паспорт квартиры истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов С.Н. снялся с регистрационного учета в <адрес> и между им (Кузнецовым С.Н.) и Ивашиной Л.А. был заключен договор купли-продажи спорной квартиры с определением продажной цены по согласованию сторон в сумме <данные изъяты> рублей, которая передана покупателем продавцу до подписания данного договора (л.д. 6). В последующем истец Кузнецов С.Н. зарегистрировался в квартире своей супруги ФИО5 по адресу: <адрес>, предоставленной ФИО5 по договору социального найма жилого помещения как член семьи с согласия других, зарегистрированных там лиц.

ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов С.Н. и Ивашина Л.А. представили в регистрационную службу документы для регистрации перехода права собственности на спорную квартиру по договору купли-продажи, регистрации договора купли-продажи и права собственности покупателя на объект недвижимости (л.д. 27-35), что подтверждается заявлениями Кузнецова С.Н. о регистрации договора купли-продажи и перехода права к Ивашиной Л.А., Ивашиной Л.А. о регистрации договора купли-продажи и права собственности на спорную квартиру.

После проведения государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права было выдано Ивашиной Л.А. согласно ее заявления (л.д. 38 ), в то время как Кузнецов С.Н. согласно его заявлению в регистрационную службу свидетельство о государственной регистрации права выдавать ему не просил (л.д.27).

Согласно части 1 статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.

Условия признания сделки недействительной по данному основанию следующие: заблуждение должно иметь существенное значение; иск должен быть подан стороной, действовавшей под влиянием заблуждения

Перечень случаев, имеющих существенное значение, приведенный в данной норме права, является исчерпывающим.

Неправильное представление о любых других обстоятельствах, помимо перечисленных в законе, не может быть признано существенным заблуждением и не может служить основанием для признания сделки недействительной.

По смыслу ч. 1 ст. 178 ГК РФ сделкой, совершенной под влиянием заблуждения, признается сделка, в которой волеизъявление стороны не соответствует подлинной воле, то есть по такой сделке лицо получило не то, что хотело.

При этом под заблуждением относительно природы сделки понимается несоответствие достигнутого результата той цели, к которой стремился и которая имелась в виду участником, действовавшим под влиянием заблуждения. Иными словами, вместо одной сделки, которую желала заключить одна из сторон, стороны в действительности совершили иную сделку. Природа (характер) сделки - это совокупность признаков, позволяющих отличить один тип сделки от другого. Поэтому если заблуждение касалось не типа сделки, а каких-то ее отдельных условий статья 178 ГК РФ применению не подлежит.

Суд, находит несостоятельными доводы истца Кузнецова С.Н. и его представителя Маховой Л.В. о том, что Кузнецов С.Н. желал заключить не договор купли-продажи квартиры, а договор аренды, поскольку как следует из текса искового заявления Кузнецову С.Н. супругой и ее дочерью предлагалось заключить договор купли-продажи квартиры, на что он в последующем согласился, и были определены условия договора купли-продажи квартиры; о том, что он желал заключить договор купли-продажи указано и в его объяснениях суду, а именно «техническая документация изготавливалась им по его личному заявлению для последующего оформления договора купли-продажи»; в день заключения договора Кузнецов С.Н. лично снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, при этом в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на момент заключения договора в квартире на регистрационном учете никто не состоит и не проживает, в то время как договор аренды жилого помещения не требует снятия собственника жилого помещения с регистрационного учета.

Кроме того, суду не были представлены доказательства того, что действия ответчика при заключении договора были направлены на введение истца в заблуждение.

Неисполнение покупателем обязательств по уплате денежной суммы, установленной договором (как следует из объяснений истца, денежные средства по договору купли-продажи в счет оплаты стоимости не были переданы), не может рассматриваться как введение продавца в заблуждение относительно природы сделки и служить основанием для признания ее недействительной. Не признается также существенным заблуждением неправильная оценка отдельных условий договора, в частности, о правах и обязанностях сторон, поскольку действующие нормы признаются общеизвестными, следовательно, ссылка на их незнание не может признаваться основанием для оспаривания сделок.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года.

Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (п. 1 ст. 197 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

Таким образом, из смысла закона следует, что к требованиям о признании недействительной оспоримой сделки не применяются общие правила, установленные статьей 200 ГК РФ о начале течения срока исковой давности.

Определяя момент начала течения срока исковой давности по заявленным исковым требованиям, суд не может согласиться с доводами представителя истца Маховой Л.В., о том, что срок исковой давности следует исчислять с даты, когда Кузнецов С.Н. узнал о своем нарушенном праве, т.е. с октября 2010 года, поскольку подробно и обстоятельно был ознакомлен с договором купли-продажи при получении его копии и понял, что им заключен не договор аренды жилого помещения, исходя из следующего.

Из материалов дела и объяснений сторон видно, что Кузнецов С.Н. являлся стороной договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, знал его содержание, о чем свидетельствует его подпись в договоре, им в ФГУП «<данные изъяты>» заказывались технический и кадастровый паспорта на спорную квартиру, о намерении заключить именно договор купли-продажи квартиры, а не какой-либо иной договор свидетельствует и снятие истца с регистрационного учета в спорной квартире в день подписания договора. В связи с чем, суд полагает, что срок исковой давности следует исчислять в соответствии с требованиями ст. 181 ГК РФ с даты заключения договора купли-продажи квартиры, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что заявление о признании оспоримой сделки недействительной подано в суд в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечение срока исковой давности, а о восстановлении срока исковой давности стороной не заявлено, доказательств уважительности пропуска срока не представлено, суд полагает, что в удовлетворении требований следует отказать на основании п.2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Кузнецова <данные изъяты> к Ивашиной <данные изъяты> о признании договора купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> недействительным-отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья: