Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 декабря 2010 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Курлюк И.Н. при секретаре Комарницкой А.И. с участием истицы Панченко С.П. представителей Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ахтубинском районе - Степаненко Н.В., Перовой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещение Ахтубинского городского суда гражданское дело по заявлению Панченко С.П. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ахтубинском районе о назначении пенсии, у с т а н о в и л: Панченко С.П. обратилась в суд с требованием о назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, мотивируя свои требования тем, что не согласна с решением Управления пенсионного фонда РФ по Ахтубинскому району от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периода работы в должности <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также неверном подсчете периода отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, в связи с необходимостью его исчисления в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца как периода работы в сельской местности. В связи с чем просит суд обязать ответчика включить указанные периоды в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента подачи заявления. В судебном заседании истица Панченко С.П. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представители ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Перова Е.В., Степаненко Н.В. в судебном заседании требования Панченко С.П. не признали, пояснив, что периоды нахождения заявительницы на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж в связи с невыполнением Панченко С.П. действий связанных с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения. Период работы истицы в должности <данные изъяты>» также не включен в специальный стаж Панченко С.П. по тем основаниям, что указанная организация не является лечебно-профилактическим учреждением и не представлена справка, уточняющая особый характер работ или условия труда в данной организации. Период нахождения Панченко С.П. в отпуске по уходу за ребенком до 1 года не может быть исчислен в льготном соотношении, т.к. действующим пенсионным законодательством не предусмотрено применение льготного исчисления для периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ. Не согласны с датой назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на момент обращения за назначением пенсии у заявительницы отсутствовал требуемый специальный стаж 25 лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на назначение пенсии. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям. В соответствии с Законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ст. 28 п.1 пп.11, право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Кроме этого, вопросы пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, определяет принятое 29 октября 2002 года Постановление Правительства РФ N 781, которым утверждены «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в российской федерации"» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона "о трудовых пенсиях в российской федерации"». Однако нормативные правовые акты, которые регулировали пенсионное обеспечение медицинских работников за выслугу лет за периоды работы до вступления в силу постановления Правительства РФ 29 октября 2002 г. N 781, не утратили силу и применяются при назначении досрочной пенсии по нормативам подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона N 173-ФЗ в части, не противоречащей этому Закону. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления (от 22 сентября 1999 года № 1066). Правила, утвержденные пунктом 1 постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г. В судебном заседании установлено, что УПФ (ГУ) РФ в Ахтубинском районе в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости ранее достижения возраста, в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения деятельностью Панченко С.П. включены 23 года 9 месяцев 6 дней. Не взяты в подсчет специального стажа следующие периоды: периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения включен в календарном исчислении (л.д. 4-6). Поскольку требование о включении в специальный стаж работы периода нахождения заявительницы в учебных отпусках соответствует п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников здравоохранении и социального обеспечения", утвержденной приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1976 г. N 1250 которой был закреплен порядок зачета в специальный стаж времени обучения на курсах усовершенствования, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала лечебная деятельность, потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках с последующим получением свидетельства о прохождении повышения квалификации к диплому №, удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ по специальности «сестринское дело», свидетельства о повышении квалификации в ДД.ММ.ГГГГ., подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости. Факт нахождения в учебных отпусках подтверждается представленными копиями приказов о направлении на обучение для усовершенствования врачей. При этом установлено, что времени обучения истицы предшествовала и непосредственно за ним следовала лечебную деятельность по охране здоровья населения. Однако суд не может согласиться с доводами истицы о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения периода работы Панченко С.В. в должности <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку не представлено доказательств того, что организация совхоз «Возрождение» является лечебно-профилактическим учреждением, а наименование учреждения «совхоз» не поименован Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в российской федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года. Кроме того, истицей суду не представлено доказательств, подтверждающих особый характер работ или условий труда в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный страховой стаж в льготном исчислении как 1 года за 1 год и 3 месяца (как при работе в сельской местности) по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Панченко С.П. работает в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 7), что подтверждается записями, имеющимися в ее трудовой книжке (л.д. 8-9). В соответствии с п.21 Разъяснения министерство труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации". Однако норма о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов ежегодно оплачиваемых отпусков и периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности воспроизведена также в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, из которого усматривается, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами, кроме этого, данным пунктом, предусматривается кратное исчисление стажа на соответствующих видах работ, лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья (работа в отделениях хирургического профиля, работа в сельской местности и т.д.). Таким образом, названным нормативным правовым актом установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Период отпуска по беременности и родам по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период отпуска по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, т.е. отсутствует факт самой работы в должности и учреждении, дающем право на льготное исчисление стажа работы. Данный факт заявительницей при рассмотрении данного спора по существу не оспаривался. Таким образом, в специальный стаж по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости заявительницы подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, общий стаж работы необходимый для назначения досрочной пенсии по старости у Панченко С.П. и составляет менее 25 лет работы лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, принимая во внимание, что право на указанную пенсию у Панченко С.П. не возникает в виду не достижения ей стажа 25 лет работы лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости, в назначении досрочной пенсии по старости Панченко С.П. необходимо отказать. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию сумма госпошлины в размере <данные изъяты>. в пользу Панченко С.П., т.к. исковые требования удовлетворены частично. Руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Панченко С.П. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ахтубинском районе о назначении пенсии - удовлетворить частично. Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ахтубинском районе включить в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения Панченко С.П. на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части требований отказать. Взыскать с Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Астраханской области в Ахтубинском районе в пользу Панченко С.П. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней через Ахтубинский городской суд. Решение изготовлено на компьютере. Судья: