решение по делу по иску о назначении трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: судьи       Лябах И.В.,

при секретаре: Фертовой М.А.,

с участием истца Грачевой С.И.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе Степаненко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Грачевой <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении исключенных периодов работы в специальный стаж, назначении трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Грачева С.И. обратилась в суд к ответчику с требованием о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей более 25 лет. Решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как в специальный стаж не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГСчитает незаконным отказ в назначении пенсии по причине того, что в период исполнения обязанностей по должности <данные изъяты> она фактически работала в вечерней школе, учебно-консультативный пункт которой находился при <данные изъяты> общеобразовательной школе, просит включить исключенные периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Истица Грачева С.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования в части включения в специальный стаж периодов работы в должности <данные изъяты> средней школы и курсов повышения квалификации, однако пенсию просила назначить со дня возникновения права, поскольку 25 лет педагогического стажа необходимого для назначения пенсии ею выработано по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Степаненко Н.В., в судебном заседании требования истца не признала, при этом, пояснив, что, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, право на досрочную пенсию по старости имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. Грачевой С.И. на основании представленных документов о стаже, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, не могут быть включены периоды работы в должностях <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), поскольку учреждение не поименовано «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, № 1067 от 22.09.1999 года, N 463 от 6. 09 1991 года.

Выслушав стороны, свидетелей ФИО6, ФИО7, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Грачева С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> средней школы с заочной формой обучения при <данные изъяты>.(в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.7)

ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей более 25 лет, представив все необходимые документы (л.д.13)

Решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал Грачевой С.И.в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом. 19 пункта. 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку установил, что специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у нее менее 25 лет и составляет: - <данные изъяты> на основании постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781; № 1067 от 22.09.1999г., Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463.

Исходя из нормативных документов, действовавших на момент введения нового правового регулирования, в педагогический стаж не были включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты> <данные изъяты> средней школы с заочной формой обучения при <данные изъяты> и нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями представителей сторон, представленными доказательствами, и сторонами в целом не оспариваются.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее деятельности, на включении которых в свой педагогический стаж она настаивает.

Требования истца Грачевой С.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 27.07.2010) право на досрочную пенсию по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ.

На день обращения истца за трудовой пенсией по старости и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца составляла более <данные изъяты>, то есть право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у нее, когда ею был выработан стаж 25 лет, с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> средней школы с очно-заочной формой обучения при <данные изъяты> подлежал включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за N 320-О от 5 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.

Исходя из изложенного, давая оценку периодам, не зачтенным ответчиком в педагогический стаж истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими в течение них нормативными правовыми актами.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»,утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991года № 463 позволяет засчитывать в специальный педагогический стаж работу в учреждениях - школах всех наименований.

В судебном заседании установлено, что истица Грачева С.И. в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> )работала в должности <данные изъяты> (учебно-консультативный пункт) <данные изъяты> средней общеобразовательной школы с очно-заочной формой обучения и <данные изъяты>.

Данные обстоятельства подтверждаются кроме объяснений истицы Грачевой С.И., приказом от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> «О назначении Грачевой С.И.» <данные изъяты>, <данные изъяты>, районной очно-заочной школы при <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями свидетелей: ФИО6(работающей в спорный период вместе с истицей Грачевой С.И. <данные изъяты>), из которых следует, что Грачева С.И. работала <данные изъяты> и <данные изъяты> в учебно-консультативном пункте <данные изъяты> средней школы с очно-заочной формой обучения в <адрес>, ФИО7(работавшей <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ), из которых следует, что при <данные изъяты> средней общеобразовательной школе с очно-заочной формой обучения в <данные изъяты> были созданы учебно-консультативные пункты, где обучались дети, в <адрес> <данные изъяты> находился на территории <данные изъяты> общеобразовательной школы, принимались они на работу в <данные изъяты> среднюю общеобразовательную школу с очно-заочной формой обучения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы истца в должности <данные изъяты> при <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью <данные изъяты> подлежит включению в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Требование о включении в специальный стаж работы периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94, которой был закреплен порядок зачета в специальный стаж времени обучения на курсах усовершенствования, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы при досрочном назначении пенсии по старости. При этом установлено, что времени обучения истицы, предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В связи, с чем период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) подлежит включению в специальный страховой стаж.

При включении в специальный педагогический стаж Грачевой С.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на ДД.ММ.ГГГГ по подсчету ответчика, <данные изъяты>, период работы в должности <данные изъяты> при <данные изъяты> <данные изъяты> и периода нахождения на курсах повышения квалификации - <данные изъяты>, он составит <данные изъяты>, учитывая, что после ДД.ММ.ГГГГ истица продолжала работу в должности, подлежащей включению в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, и 25 лет специального стажа ею выработано по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Грачевой С.И. со дня возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из расходов на оплату государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей. Данные расходы подтверждены в судебном заседании квитанцией (л.д. 4).

Руководствуясь ст.ст. 19, 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173 от 17 декабря 2001 года, ст.ст.98,194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Грачевой <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении исключенных периодов в специальный стаж, назначении трудовой пенсии, - удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Грачевой <данные изъяты> периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Признать за Грачевой <данные изъяты> право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по статье 27 пункту 1 подпункту 19 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» и обязать ответчика назначить пенсию со дня возникновения прав, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области в пользу Грачевой Светланы Ильиничны судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.

Судья: