о признании права собственности на квартиру



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ахтубинск                            «24» мая 2011 года

    Астраханской области

Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Бочарникова П.В.

с участием представителя истца Салей М.О.,

при секретаре Орловой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Салей М.О. действующей по доверенности в интересах Семеновой Л.А. к МУ «Отдел имущественных отношений и землепользования» администрации МО «город Ахтубинск» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, третье лицо: Ахтубинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области

у с т а н о в и л:

Истец Салей М.О. действующая по доверенности в интересах Семеновой Л.А. обратилась в суд с требованием о признании права собственности на жилое помещение, в обоснование заявленных требований указав, что Семенова Л.А. в ДД.ММ.ГГГГ году была вселена в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в которой она на настоящий момент зарегистрирована и проживает с сыном - Семеновым С.А., который от участия в приватизации отказался. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о приватизации в Администрацию МО «Город Ахтубинск», однако в приватизации квартиры ей было отказано, в связи с тем, что до настоящего времени данный жилой дом в Реестре муниципальной собственности не значится, что препятствует реализации ее права на приватизацию занимаемой жилой площади. Просит признать за ней право собственности на квартиру <адрес> в целом.

Истец Семенова Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представитель истца Салей М.О. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила обязать Ахтубинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области зарегистрировать право собственности на указанную квартиру за истицей Семеновой Л.А.

Представитель ответчика - администрация МО «Город Ахтубинск» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Возражений по иску не представили.

Представитель третьего лица - Ахтубинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленной телефонограмме не возражают против признания права собственности, просят рассмотреть дело без участия их представителя.

Суд счел возможным при наличии надлежащего извещения сторон в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что квартира по <адрес> была предоставлена Семеновой Л.А. и в настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрирована и проживает она - Семенова Л.А. и ее сын Семенов С.А. (л.д. 20), который отказался от участия в приватизации (л.д.31). Договор социального найма жилого помещения с Семеновой Л.А. не заключался. Жилая квартира не входит в реестр жилого муниципального фонда Администрации МО «Ахтубинский район» (л.д. 10) и Администрации МО «Город Ахтубинск» (л.д. 27). Согласно извлечению из технического паспорта собственник здания не установлен (л.д.5). Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Семенова Л.А. участия в приватизации не принимала (л.д.11).

Таким образом, истец лишен возможности приватизировать жилое помещение, что является нарушением ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 19. Жилищного Кодекса РФ жилищный фонд подразделяется на частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд Российской Федерации и муниципальный жилищный фонд.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в ст. 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Таким образом, объектом приватизации, согласно указанному положению, выступает жилое помещение, которое, исходя из требовании жилищного законодательства, может состоять из квартиры либо одной или нескольких комнат (часть первая ст. 52 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 16 ЖК РФ), должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (часть первая ст. 40 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 17 ЖК РФ) и предназначаться для постоянного проживания (ст. 7 ЖК РСФСР).

В Постановлении от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Конституционным судом РФ были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Ст. 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Согласно ст. 55 (часть 3) Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иными словами, вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение конституционно значимых целей и не быть чрезмерными.

Согласно ст. 13 ФЗ РФ «О введение в действие жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 26.12.2005 года) граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

По смыслу ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Истцом Семеновой Л.А. заявлены требования о признании за ней права собственности на <адрес>, в целом.

На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить требования истца о признании права собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 49,6 кв.м., из которой жилая площадь 30,6 кв.м. (л.д. 5-9).

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждения юстиции.

Руководствуясь ст.ст. 2, 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 244 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Салей М.О. действующей по доверенности в интересах Семеновой Л.А. к МУ «Отдел имущественных отношений и землепользования» администрации МО «город Ахтубинск» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, третье лицо: Ахтубинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, удовлетворить.

Признать право собственности Семеновой Л.А. на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 49,6 кв.м., из которой жилая площадь 30,6 кв.м., в целом.

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Ахтубинский отдел зарегистрировать право собственности Семеновой Л.А. на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 49,6 кв.м., из которой жилая площадь 30,6 кв.м., в целом.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ахтубинский городской суд.

Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате на компьютере.

Председательствующий судья:                                   П.В. Бочарников

<данные изъяты>

<данные изъяты>