РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: судьи Лябах И.В.,
при секретаре Каратаевой М.Д.,
с участием истца Гордеева А.Н.,
представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе – Мартынкевич В.Н., Перовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещение Ахтубинского городского суда гражданское дело по заявлению Гордеева А.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной пенсии.
установил:
Гордеев А.Н. обратился в суд с требованием о включении периодов его работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обосновании своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как на момент обращения имел страховой стаж более 25 лет и 20 лет специального страхового стажа по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий УПФ РФ в Ахтубинском районе от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального страхового стажа и страхового стажа, были исключены из специального страхового стажа периоды работы: с 19.01.1983-31.07.1985 г. в должности ст. инженера, с 01.08.1985-29.11.1991г. с 01.12.1991-24.12.1991г., с 01.01.1992-27.05.1993г., 01.06.1993-31.03.1997 г. в должности ведущего инженера, из специального и страхового стажа - периоды работы с 01.04.1997-31.12.2001г., 01.01.2002-14.12.2005г. в должности ведущего инженера, с 15.12.2005-31.12.2009г. в должности главного специалиста, так как должности не поименованы перечнем должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости, организация не относится к гражданской авиации. Просит суд признать отказ пенсионного органа в назначении досрочной пенсии по старости – незаконным, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости исключенные периоды работы и назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Гордеев А.Н. в судебном заседании заявленные требования уточнил, дополнил их требованием о включении периодов работы в страховой стаж, а именно просил зачесть в специальный страховой стаж периоды работы с 19.01.1983-31.07.1985 г. в должности ст. инженера, с 01.08.1985-29.11.1991г. с 01.12.1991-24.12.1991г., с 01.01.1992-27.05.1993г., 01.06.1993-31.03.1997 г., с 01.04.1997-31.12.2001г., 01.01.2002-14.12.2005г. в должности ведущего инженера, в страховой стаж гражданской авиации с 01.04.1997-31.12.2001г., 01.01.2001-14.12.2005г. в должности ведущего инженера, с 15.12.2005-31.12.2009г. в должности главного специалиста, при этом пояснил, что Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет согласно постановлению Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 поименована должность «инженеры всех наименований», должностные обязанности ведущего инженера, которые он исполнял в спорные периоды соответствуют должностным обязанностям инженера, старшего инженера, кроме того дополнительно на ведущего инженера возложен контроль за работами, на обслуживание находится большее количество единиц авиационной техники. Предприятие, на котором он работает, занимается разработкой авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Ахтубинском районе Мартынкевич В.Н., Перова Е.В. в судебном заседании требования Гордеева А.Н. не признали, пояснив, что в соответствии с пп.15 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 ФЗ от 17.12.2001 г. право на назначение досрочной пенсии имеют мужчины по достижению возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет. Одним из условий досрочного назначения пенсии по пп.15 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 ФЗ от 17.12.2001 г. работникам инженерно-технического состава гражданской авиации является их непосредственная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях и специально оборудованных помещениях), а должность ведущего инженера к такой категории не относится. Гражданская авиация определена как самостоятельный вид авиации (наряду с государственной и экспериментальной) Воздушным кодексом РФ, утвержденным законом от 19.03.1997г. № 60-ФЗ. Периоды работы Гордеева А.Н. после 01.04.1997 года не включены в подсчет специального стажа и страхового стажа, так как организация, в которой работает заявитель, не относится к гражданской авиации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они отработали в инженерно-техническом составе на работах по не посредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
На основании пп. "и" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР N 459 от 04.09.1991 года, согласно которому, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
В судебном заседании установлено, что Гордеев А.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Гордеев А.Н. обратился в Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно. Решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий УПФ РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Гордееву А.Н. было отказано в назначении данного пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального страхового стажа и страхового стажа. Страховой стаж в гражданской авиации составил: 14 лет 2 месяца 4 дня. Были исключены из специального страхового стажа периоды работы истца: с 19.01.1983-31.07.1985 г. в должности ст. инженера, с 01.08.1985-29.11.1991г. с 01.12.1991-24.12.1991г., с 01.01.1992-27.05.1993г., 01.06.1993-31.03.1997 г., 14 лет 2 мес.4 дня) с 01.04.1997-31.12.2001г., 01.01.2001-14.12.2005г.(8 лет 8 мес.14дней) в должности ведущего инженера, так как должности не поименованы перечнем должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости, из страхового стажа периоды работы истца с 01.04.1997-31.12.2001г., 01.01.2001-14.12.2005г. (8лет 8 мес.14 дней) в должности ведущего инженера, с 15.12.2005-31.12.2009г.(4года 17 дней) в должности главного специалиста ОАО <данные изъяты> «<данные изъяты>», так как организация не относится к гражданской авиации.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о невозможности включения исключенных периодов работы истца в специальный страховой стаж и страховой стаж исходя из следующего.
Гордеев А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Открытом акционерном обществе <данные изъяты> «<данные изъяты>» имени ФИО6 (ранее <данные изъяты>) в должностях старшего инженера, ведущего инженера, главного специалиста в отделе эксплуатации и летных испытаний, являющимся самостоятельной структурной службой, обеспечивающей бесперебойную эксплуатацию и гарантийное техническое обслуживание изделий разработки ОАО <данные изъяты> «<данные изъяты>», непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.(л.д.13).
Как следует из Устава ОАО <данные изъяты> «<данные изъяты>» одним из основных видов деятельности является, в том числе и выполнение научно-исследовательских, конструкторских, технологических, производственных и ремонтных работ в области систем управления и навигации для летательных аппаратов гражданского и военного назначения. (л.д. 36-39)
Кроме того, вид деятельности организации усматривается и из представленных суду лицензий за период 2002-2009 года, из которых следует, что организация в которой работает истец имеет право на осуществление разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, а также ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (л.д.40-49,66-69 )
Как следует из представленных должностных обязанностей истца должностные обязанности ведущего инженера аналогичны должностным обязанностям старшего инженера и инженера, в обязанности каждого входит осуществление гарантийного сопровождения по своей системе, исследование отказов и мероприятий по их устранению, проведение регламентных работ по своей системе, однако должностные обязанности старшего инженера и ведущего инженера шире должностных обязанностей инженера, и предусматривают личное осуществление технической подготовки подчиненных инженеров.
В спорные периоды работы непосредственное в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов разработки ОАО <данные изъяты> «<данные изъяты>» подтверждается представленными истцом техническими актами (л.д.71-107 ). Согласно справки Начальника филиала № <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» изделия указанные в актах под определенными номерами, № это воздушные суда <данные изъяты> с соответствующими бортовыми номерами (л.д. 53 )
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истцу Управлением летной службы ОАО «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) было выдано свидетельство специалиста по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов экспериментальной авиации (л.д.23).
В соответствии со ст. 4 Воздушного Кодекса СССР, утвержденногопостановлением Верховного Совета СССР 11 мая 1983 года, гражданская авиацияиспользуется в целях проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ. Таким образом, до 1 апреля 1997 года экспериментальная авиация входила в состав гражданской авиации. В соответствии со ст. 20 Воздушного Кодекса РФ, введенного в действие с 01.04.1997 года, авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. В соответствии со ст. 23 ВК РФ в настоящее время под экспериментальной авиацией понимается использование воздушных судов для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных и т.д. работ. Из норм приведенных законов следует, что и до введения в действие ВК РФ и после этого суть такой авиации не изменилась, просто экспериментальная авиация выделена в самостоятельный вид авиации.
В судебном заседании ответчик не представил суду доказательства о том, что в связи с изменением наименования авиации в федеральном законе и выделения её в самостоятельный вид, изменился и характер работы истца.
Принимая во внимание, что трудовая пенсия истцу назначается в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а не в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, учитывая, что характер работы истца в должностях старшего инженера, ведущего инженера аналогичен характеру работы инженера, при этом Гордеев А.Н. был занят на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, суд находит заявленные требования о включении спорных периодов работы в специальный страховой стаж и страховой стаж подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на назначение досрочной пенсии имеют мужчины по достижению возраста 55 лет, следовательно, датой назначения пенсии для Гордеева А.Н. является ДД.ММ.ГГГГ, т.к. к моменту обращения за назначением досрочной пенсии у заявителя был выработан стаж по не посредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет с учетом включенных судом периодов работы истца.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, судебные расходы в виде расходов на уплату государственной пошлины в сумме 200 рублей так же подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 98,194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Гордеева А.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной пенсии, удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе включить Гордееву А.Н. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости как проработавшему в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в специальный страховой стаж периоды работы с 19.01.1983-31.07.1985 г. в должности ст. инженера, с 01.08.1985-29.11.1991г. с 01.12.1991-24.12.1991г., с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, 01.06.1993-31.03.1997 г., 14 лет 2 мес.4 дня) с 01.04.1997-31.12.2001г., 01.01.2002-14.12.2005г.(8 лет 8 мес.14дней) в должности ведущего инженера ОАО <данные изъяты> «<данные изъяты>», в страховой стаж период работы с 01.04.1997-31.12.2001г., 01.01.2002-14.12.2005г. (8лет 8 мес.14 дней) в должности ведущего инженера, с 15.12.2005-31.12.2009г.(4года 17 дней) в должности главного специалиста ОАО <данные изъяты> «<данные изъяты>», назначить Гордееву А.Н. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области в пользу Гордеева А.Н. судебные расходы в сумме 200 (двести) рублей
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.
Решение вынесено и отпечатано на компьютере.
Судья: